logo
Экономический анализ

23. Бизнес-план и роль анализа в разработке основных показателей становления и развития бизнеса.

Общая характеристика бизнес-плана. Бизнес-план является основным средством управления предприятием. В нем определяются цели деятельности предприятия и пути их достижения. Он составляется в следующих случаях:

- обоснование и осуществление инвестиционных проектов;

- реализация отдельных коммерческих операций;

- эмиссия ценных бумаг;

- определение перспектив развития предприятия;

- проведение реорганизационных мероприятий;

- финансовое оздоровление и выход из временного экономического кризиса.

Наиболее комплексным и объемным является бизнес-планирование текущей деятельности (на предстоящий год или другой период) и бизнес-план на создание нового предприятия.

Бизнес-план – это категория рыночного хозяйствования, он является инструментом повышения доходности предприятий в условиях конкуренции и свободного предпринимательства.

Разработке бизнес-плана предшествует детальный финансовый и производственный анализ предприятия.

Финансовый анализ включает оценку текущего состояния предприятия, анализ его баланса, структуры активов (основной и оборотный капитал), характеристику материальных ресурсов, зданий и сооружений, объектов социальной инфраструктуры, оборудования (остаточная стоимость и степень износа), незавершенного строительства, материальных запасов, динамики объемов выпуска и реализации продукции, прибыли и рентабельности предприятия.

В процессе производственного анализа оценивают качество продукции и услуг, уровень технологии, уровень производственных издержек, квалификацию персонала, месторасположение источников энергии и поставщиков материалов, комплектующих и т.д.

Описание и анализ состояния и перспектив развития в бизнес-плане решает 2 задачи

1)изучение состояния и тенденций развития предприятия как объекта инвестирования;

2)получение исходной информации для прогноза объема производства и реализации продукции и услуг предприятия с учетом конкуренции.

Одновременно с этим может быть дана краткая характеристика отрасли, перспективы ее развития, сырьевая база, региональная структура производства, инвестиционный климат. В дальнейшем это позволит получить более достоверную информацию, необходимую для расчета основных показателей бизнес-плана.

При расчете финансовых показателей бизнес-плана должны быть учтены возможные изменения рыночной ситуации. Эти изменения приводят к тому, что предприятие постоянно сталкивается с риском наступления неблагоприятного события, которое может привести к возникновению дополнительных расходов в ходе реализации проекта, недополучению доходов, увеличению сроков реализации проекта и т.д. поэтому в ходе разработки финансового плана проводят качественный и количественный анализ риска. Его задача – определить факторы риска и этапы работ, при выполнении которых возникает риск, а также установить размеры риска.

Качественный анализ риска может проводиться различными методами. Чаще всего используют следующие методы:

- статистический;

-анализа целесообразности затрат;

- экспертных оценок;

- использования аналогов и т.д.

Для уменьшения риска в процесс формирования финансового плана оценивают степень влияния критических факторов на финансовые результаты проекта, т.е. проводят анализ чувствительности.

В качестве критических факторов рассматривают возможное изменение следующих параметров:

- объема сбыта продукции предприятия;

- цена продукции;

- издержки производства

- условия формирования капитала;

- показатели инфляции;

- время задержки платежей за реализованную продукцию;

- условия формирования запасов.

Целью анализа чувствительности является определение степени влияния критических факторов на финансовые результаты проекта.

В результате определения чувствительности инвестиционного проекта к критическим факторам в процессе проектирования разрабатываются мероприятия по уменьшению риска и устанавливается оптимальный вариант реализации инвестиционного проекта.