logo
Экономический анализ

17. Анализ влияния объема продукции на величину прибыли.

Прибыль как экономическая категория отражает финансовый результат хозяйственной деятельности и по своей сути является частью накоплений, выраженных в денежной форме. Количественно она представляет собой разность между выручкой-нетто и затратами, т.е. изменение объемов выпуска и реализации продукции оказывает непосредственное влияние на динамику прибыли.

Поскольку объемы выпуска и реализации продукции могут быть исчислены как в натуральном, так и денежном выражении, то на изменение этих показателей оказывают влияние достаточно большое количество факторов.

На изменение прибыли влияют следующие факторы, связанные с объемом продукции:

а) изменение объема продукции (по базовой себестоимости). Расчет влияния на прибыль() изменений в объеме продукции (объема продукции в оценке по базовой себестоимости) имеет вид:

,

где Р0 - прибыль базисного периода;

К1 - коэффициент роста объема реализации продукции, который определяется по формуле:

,

где S1,0 - фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах и себестоимости базисного периода;

S0 - себестоимость базисного периода;

s0 - себестоимость единицы изделия базисного периода;

q1 - количество реализованных изделий отчетного периода;

q0 - количество реализованных изделий базисного периода;

б) изменение цен на реализованную продукцию. Влияние на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию () рассчитывается следующим образом:

,

где N1 - выручка отчетного года;

N1,0 - выручка отчетного года в ценах базисного года;

p1 - цена единицы изделия отчетного периода;

p0 - цена единицы изделия базисного периода;

в) изменения в объеме продукции, обусловленные изменениями в структуре продукции (). Такое влияние рассчитывается по формуле:

,

где К2 - коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам. Он определяется следующим образом:

где N0 выручка базисного период