logo search
5_Практикум_Экономика(готово)

1. Спрос и предложение на рынке совершенной конкуренции

Важнейшим элементом рыночного механизма является взаимосвязь спроса и предложения, именно данная проблема должна быть рассмотрена в первом вопросе. Следует понять, что спрос является одной из сторон рыночного ценообразования, механизм рынка позволяет удовлетворять только те потребности, которые выражены через платежеспособный спрос. Спросом называется количество товаров и услуг, которые будут куплены по определенной цене и в определенный период времени. Важно понять, что закон спроса выражает обратную зависимость между ценой и объемом спроса. Это происходит по двум причинам: во-первых, при снижении цены потребитель хочет приобрести больше товара (эффект дохода); во-вторых, товар при снижении цены на него дешевеет относительно других товаров и приобретать его становится относительно выгоднее (эффект замещения). Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называется функцией спроса. Подчеркнем, что цена и величина спроса находятся в обратно пропорциональном соотношении, однако наблюдаются случаи такого поведения потребителей, когда при росте цен происходит увеличение объема спроса. Рассмотрите их (парадокс Гиффена, эффект снобизма, эффект предположительного качества). На изменение спроса влияют и неценовые факторы: цены на другие товары, вкусы и предпочтения покупателей, доходы потребителей, реклама, условия кредита, инфляционные ожидания и т.д. Следует их проанализировать.

Предложение является другой составляющей рыночного ценообразования, им определяется количество товаров, предлагаемых к продаже. Предложение характеризует экономическую ситуацию на рынке со стороны производителей-продавцов. Предложением называется количество товара или услуг, которые производители готовы продать по определенной цене за определенный период времени. Закон предложения выражает прямую зависимость между ценой и количеством товаров, производимых и предлагаемых к продаже. Важно понять, что предложение товаров на рынке – сложный процесс, требующий вознаграждения организации выпуска продукции, либо переориентации производства в соответствии с потребностями. Зависимость объема предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения.

Предложение зависит, прежде всего, от цены товара, при этом цена и количество товара, предлагаемого к продаже, находятся в прямо пропорциональной зависимости. Вместе с тем объясните поведение предпринимателя в следующих случаях: цена растет, а количество реализуемых товаров уменьшается; хотя цены падают, объем предложения увеличивается; на продажу предлагается одно и то же количество товара по любой цене. Предложение может изменяться и под влиянием неценовых факторов: цены на другие товары (в т.ч. на факторы производства), уровень технологий производства, налоги и субсидии, число товаропроизводителей, условия продаж и факторов времени и т. д. Рассмотрите их.