logo
5_Практикум_Экономика(готово)

4. Конкуренция: сущность, формы, виды, роль в рыночной экономике

По самому общему определению конкуренция – это соперничество между участниками рынка. Важно отметить, что достоинство конкуренции в том, что она ставит распределение ограниченных ресурсов в зависимость от экономических аргументов соревнующихся. Объясните, в чем сущность конкуренции.

Важно понять, что роль конкуренции заключается в том, чтобы способствовать установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных и продающихся по равновесной цене благ. Положительный эффект конкуренции во многом зависит от тех условий, в которых она действует. Поясните это утверждение.

Различают несколько видов конкуренции, или так называемых форм рыночных структур: совершенная конкуренция, несовершенная, монополистическая конкуренция, монополия, монопсония. Чистая монополия и чистая монопсония – сравнительно редкие явления. Гораздо чаще складывается олигополия. Рассмотрите эти формы рыночных структур подробно, приведите примеры.

Основные понятия и категории

Конкуренция, спрос, закон спроса, рыночный спрос, предложение, закон предложения, эластичность спроса по цене, эластичность спроса по доходу, перекрестная эластичность, эластичность предложения, рыночное равновесие, рыночная цена, эффект дохода, эффект замещения, монополия, олигополия, монопсония, совершенная конкуренция, несовершенная конкуренция.

Темы рефератов и докладов

1. Практическое применение теории эластичности.

2. «Невидимая рука» рынка и совершенная конкуренция.

3. Посредничество и спекуляция в рыночной экономике.

4. Теория потребительского поведения и спроса.

Контрольные вопросы

  1. О чем говорит закон спроса?

  2. Какие факторы влияют на рыночный спрос?

  3. Что показывает перекрестная эластичность?

  4. Какие неценовые факторы влияют на спрос?

  5. Говорят, что при росте цены блага спрос на него снижается. Это высказывание, очевидно, не совсем правильно, так как все знают, что цены обычно повышаются, а спрос все-таки не снижается. Попробуйте разрешить это противоречие.

  6. В чем вы видите смысл измерения эластичности?

  7. Каковы основные условия свободной конкуренции?

  8. Чем отличается понятие "спрос" от понятия "потребность".

  9. Назовите неценовые факторы, определяющие предложение.

  10. Почему совпадают интересы производителей и потребителей, всегда ли это происходит?

  11. Какие элементы включает в себя неценовая конкуренция?

  12. Почему конкуренция способствует повышению эффективности производства?