3. Товар (экономическое благо) в классической и неоклассической теориях
Товар впервые подвергся глубокому анализу представителями классической школы (В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо). Анализ был проведен с позиции теории трудовой стоимости. Карл Маркс продолжил начатые традиции. Следует обратить внимание на особенности марксистского определения товара и его свойств, т.к. они существенно отличаются от характеристики, предлагаемой неоклассической школой. Марксистское определение дается с точки зрения производства товара, этим и определяются его свойства: стоимость и потребительная стоимость. Потребительная стоимость определяется как способность товара удовлетворять потребности человека, стоимость - как общественное отношение между людьми, материальной субстанцией которого являются овеществленный в товаре труд. Данная теория различает индивидуальные и общественно необходимые затраты труда (ОНЗТ). Под ОНЗТ понимаются затраты труда, связанные с производством среднего экземпляра товара данного вида, т.е. затраты труда при общественно нормальных условиях труда. Необходимо раскрыть это понятие, оно приведет к выводу о том, что по величине ОНЗТ приближаются к индивидуальным затратам производителей, изготавливающих основную долю товаров данного вида. Рыночная стоимость определяется именно ОНЗТ. Формой проявления стоимости является меновая стоимость, т.е. количественное отношение, в котором потребительные стоимости одного рода обмениваются на потребительные стоимости другого рода. Таким образом, пропорция обмена определяется количеством общественного труда, затраченного на производство товаров. По потребительной стоимости товары несоизмеримы, она отражает качественную сторону товара. Соизмерение товаров, их сравнение происходит на основе стоимости, которая отражает количественную сторону товара. Величину стоимости товара и факторы, ее определяющие, необходимо проанализировать. Анализ на конкретном примере поможет определить, что величина стоимости обратно пропорциональна производительности труда и прямо пропорциональна его интенсивности.
Рассматривая труд мерилом стоимости, К. Маркс столкнулся с проблемой, которую разрешить до конца не смог. Труд действительно может быть измерен его продолжительностью, но ведь труд может быть простой и сложный, квалифицированный и неквалифицированный. Как сравнить простой и сложный труд? С точки зрения К. Маркса, сложный труд может быть рассмотрен как умноженный или возведенный в степень простой труд. Но как определить коэффициенты, сводящие сложный труд к простому? Трудовая теория стоимости ответа не дает.
Важное значение в трудовой теории стоимости имеет вопрос о двойственном характере труда, рассмотренный К. Марксом. Именно разработка этого вопроса стала логическим завершением данной теории. Всякий труд в условиях товарного производства является, с одной стороны конкретным, с другой стороны - абстрактным. Конкретный труд - это качественно определенная форма труда, т.к. предполагает конкретную цель, предмет труда, средства труда, технологию и результат. Результатом конкретного труда является потребительная стоимость. Абстрактный труд - это труд, лишенный качественной определенности; труд как затрата человеческой энергии. Результатом абстрактного труда является стоимость. Раздвоение труда объясняется тем, что в условиях товарного производства всякий труд является, с одной стороны, частным (в силу обособленности производителей), с другой стороны - общественным (в силу общественного разделения труда). Частный труд осуществляется в форме конкретного труда, формой общественного труда является абстрактный труд.
Характеризуя марксистскую теорию, следует отметить, что основным законом товарного производства она рассматривала закон стоимости. Его действие осуществляется через механизм колебания рыночных цен. С точки зрения трудовой теории стоимости центром колебания цен является стоимость, определяемая общественно необходимыми затратами труда. Через колебания цен в зависимости от соотношения спроса и предложения закон стоимости выполняет функции:
распределение ограниченных ресурсов по сферам и отраслям (регулирование объема и структуры производства);
стимулирование роста производительности труда и НТП;
дифференциация доходов рыночных субъектов.
Современная экономическая теория также исследует колебания рыночных цен, называя это деперсонифицированным механизмом цен. А. Смит в своей теории рассматривал этот механизм, говоря о «невидимой руке», которая направляет рыночные субъекты, подчиняя их движению цен. Та же идея лежит в основе исследования Ф. Хайеком спонтанного порядка. Именно рыночная цена как безличностная сила «приказывает» что, как и для кого производить.
Обратите внимание, что в основе рационального поведения потребителя при принятии решения о покупке того или иного товара лежит принцип полезности. Термин «полезность» в качестве основы сопоставления благ был введён в конце XIX века. Приняв доктрину полезности, экономисты получили возможность создать теорию потребительского поведения, основанную на гипотезе о сопоставимости разнообразных благ по их полезности. Известны два основных подхода к решению этой проблемы. У. Джевонс, К. Менгер, Л. Вальрас предложили количественную (кардиналистскую) теорию полезности, её разделял и А. Маршалл. Впоследствии
В. Парето, И. Фишером и Дж. Хиксом был предложен альтернативный вариант – порядковая (ординалистская) теория полезности.
Целесообразно рассмотреть прежде всего количественную теорию полезности, предполагающую возможность измерения различных благ в гипотетических единицах полезности, например в ютилях. Важно уяснить соотношение понятий «полезность», «совокупная (общая) полезность», «предельная полезность», что позволяет понять содержание закона убывающей предельной полезности и правило максимизации полезности.
Важно уяснить, что в порядковой теории понятие «полезность» означает порядок предпочтения. В данном подходе используются кривые и карты безразличия, рассмотрите их. Следует подчеркнуть, что в системе предпочтений потребителя не всякий товарный набор ему доступен, т.к. существует бюджетное ограничение потребителя. В заключении следует выяснить главные принципы потребительского поведения, основанного на оптимальности выбора лучшей из возможных комбинаций двух товаров (благ). Речь идет о комбинации, максимизирующей совокупную полезность в соответствии с бюджетным ограничением потребителя.
- Введение
- Тема 1 Основные элементы экономики План семинара
- 1. Предпосылки экономики: потребности и ресурсы
- 2. Общая характеристика общественного производства
- 3. Экономический выбор и альтернативные издержки. Хозяйствование и эффективность
- Тема 2. Возникновение, предмет, задачи, функции и методы экономической теории План семинара
- Этапы развития экономической теории
- Предмет экономической теории
- Методы познания экономических явлений
- 4. Задачи и функции экономической теории
- 5. Экономические законы и категории
- Тема 3. Экономические системы и их классификация План семинара
- Экономическая система и её развитие
- 2. Исторические формы организации хозяйства (способы координации экономической системы). Товарное производство и его генезис
- 3. Товар (экономическое благо) в классической и неоклассической теориях
- 4. Происхождение, сущность, формы и функции денег. Особенности современных денег
- Экономическое и правовое содержание собственности. Типы и формы собственности
- Тема 4. Сущность, функции, структура и механизм функционирования рынка План семинара
- 1. Сущность и функции рынка
- 2. Структура и виды рынка. Инфраструктура рынка
- 3. Достоинства и недостатки рынка. Модели рыночного хозяйства
- 4. Необходимость и границы государственного регулирования в рыночной экономике
- 5. Административные и экономические методы государственного регулирования
- Основные понятия и категории
- Темы докладов и рефератов
- Контрольные вопросы
- Тема 5. Рыночный механизм и его элементы: спрос, предложение, цена, конкуренция План семинара
- 1. Спрос и предложение на рынке совершенной конкуренции
- Рыночное равновесие и равновесная цена
- 3. Эластичность спроса и предложения
- 4. Конкуренция: сущность, формы, виды, роль в рыночной экономике
- Тема 6. Предпринимательская деятельность и фирма в рыночной экономике План семинара
- 1. Содержание и признаки предпринимательства
- 2. Организационные формы предпринимательства, их преимущества и недостатки
- 3. Особенности предпринимательской деятельности в России
- Тема 7. Индивидуальное воспроизводство фирмы План семинара
- 1. Формирование предпринимательского капитала, его кругооборот и оборот
- 2. Производственная функция. Краткосрочный и долгосрочный период функционирования фирмы
- 3. Издержки производства и их виды. Анализ издержек производства и принцип максимизации прибыли
- 4. Предложение конкурентной фирмы, условия ее равновесия в краткосрочном и долгосрочном периоде
- Тема 8. Фирма в условиях несовершенной конкуренции План семинара
- 1. Основные типы рыночных структур несовершенной конкуренции и их сравнительная характеристика
- 2. Причины образования, сущность и формы монополии. Монопольная цена и монопольная прибыль. Индекс Лернера
- 3. Ценообразование в условиях олигополии. Индекс Герфиндаля
- 4. Монополистическая конкуренция. Реклама: за и против
- 5. Потери от несовершенной конкуренции. Факторы, противодействующие монополизации рынка
- Тема 9. Особенности ценообразования на факторы производства План семинара
- 1. Рынок труда и воспроизводство рабочей силы
- 2. Занятость и безработица. Государственное регулирование рынка труда
- 3. Рынок капитала и инвестиционный процесс
- 4. Рынок земли и механизм рационального природопользования
- Тема 10. Национальная экономика: результаты и их измерение План семинара
- 1. Основные макроэкономические показатели
- 2. Система национальных счетов
- 3. Теневая экономика: ее природа и структура
- Тема 11. Экономический рост и циклическое развитие экономики План семинара
- 1. Экономический рост и экономическое развитие. Факторы и типы экономического роста
- 2. Циклические колебания. Экономический цикл и его виды
- 3. Особенности современного цикла. Государственная антициклическая политика
- Основные понятия и категории
- Темы докладов и рефератов
- Контрольные вопросы
- Тема 12. Финансово – кредитная система. Инфляция План семинара
- Сущность и функции финансов. Финансовая система. Государственный бюджет
- Налоговая система, налоги и их классификация
- Денежная система и ее основные элементы. Равновесие на денежном рынке
- Законы денежного обращения. Инфляция: сущность, виды, социально-экономические последствия, политика государства
- 5. Кредитная система и ее структура. Функции банков
- Тема 13. Необходимость, сущность и закономерности переходной экономики План семинара
- 1. Основа планово-централизованной экономики причины ее кризиса, необходимость рыночных преобразований
- 2. Переходная экономика: сущность и закономерности развития
- 3. Рыночная трансформация и экономическая политика государства в переходной экономике
- Контрольные вопросы
- Тема 14. Особенности рыночной трансформации экономики России
- 1. Преобразование собственности. Особенности приватизации в России
- 2. Формирование конкурентной среды и преодоление монополизма
- 3. Предприятие в переходной экономике
- 4. Преобразования в налогово-бюджетной и денежно-кредитной системе
- 5. Политика реформ и экономическая безопасность России
- Основные понятия и категории
- Темы докладов и рефератов
- Контрольные вопросы
- Тема 15. Региональные аспекты реформирования российской экономики План семинара
- 1. Общая характеристика региона и региональной экономики
- 2. Прогнозирование комплексного развития региона
- 3. Основные направления региональной социально – экономической политики государства
- Основные понятия и категории
- Темы докладов и рефератов
- Контрольные вопросы
- Тема 16. Мировое хозяйство и международные экономические отношения План семинара
- 1. Понятие мирового хозяйства, его становление и развитие
- 2. Формы международных экономических отношений
- 3. Сущность, задачи и формы экономической интеграции в современных условиях
- 4. Этапы развития международной валютно-кредитной системы
- 5. Россия в системе мирового хозяйства
- Основные понятия и категории
- Темы докладов и рефератов
- Контрольные вопросы
- Библиографический список
- Содержание