Введение
Целью составления данных методических указаний к практическим занятиям является оказание помощи студентам в процессе их самостоятельной работы по изучению названного курса, т.к. только целенаправленная самостоятельная работа, наряду с аудиторными занятиями, позволяет сформулировать творческий подход к анализу проблем хозяйственной жизни, являющихся предметом экономической теории.
Методические указания составлены в соответствии со следующими документами:
1 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавра направления 080200 Менеджмент, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «24» февраля 2009 г. №142.
2 Основная образовательная программа высшего профессионального образования подготовки бакалавра направления 080200 Менеджмент. Утверждена ректором ФГОУ ВПО Башкирский ГАУ «__» __________20__г.
3 Рабочий учебный план подготовки бакалавра направления 080200 Менеджмент, утвержденный ректором Башкирского ГАУ «22» марта 2011 г. (протокол № 8).
Главной задачей изучения курса является реализация требований, установленных в Государственном стандарте к подготовке бакалавра высшего профессионального образования.
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Экономическая теория» отражают ее структуру, состоящую из 3 разделов и 15 тем. Выделение внутри разделов наиболее значимых тем не только соответствует логике каждого раздела, но и сохраняет единую логику изложения всего курса. Все вопросы рассматриваемых тем содержат подвопросы, которые раскрывают содержание самого вопроса. В конце каждой темы приводятся основные термины и понятия, которые могут быть использованы для контроля уровня усвоения знаний и в качестве основы программы курса.
Первоначальную, исходную информацию, студент получает на лекции. Именно на лекции освещаются основные проблемы курса и его логика, сущность основных понятий и категорий, взаимосвязи между ними, различные методологические подходы к анализу тех или иных проблем, анализируются общие черты и различия между теоретическими концепциями. Поэтому подготовка к практическому занятию должна начинаться с прочтения и осмысления лекционного материала. Затем можно приступить к изучению рекомендованной литературы.
План практического занятия позволяет следовать структуре и логике учебного материала. Контрольные вопросы для самопроверки и ключевые термины и понятия позволяют определить уровень усвоения изученного материала. Это помогает студентам сориентироваться в большом объеме информации, получаемой на лекциях и практических занятиях из объяснений преподавателя, а также из учебной и научной экономической литературы.
После всего приводятся темы рефератов и фонд контрольных вопросов, которые могут быть использованы в качестве вопросов для итогового контроля знаний студентов (зачета и экзамена) и для рубежного контроля знаний.
В конце методических указаний дается библиографический список, который подобран, исходя из трудоемкости курса, и охватывает современные источники основной и дополнительной литературы, нормативно-правовые документы, периодические издания и электронные ресурсы.
На основе изучения полученной информации студентам следует выработать критическое отношение к положениям и выводам, высказанным в работах, научиться сопоставлять взгляды различных авторов по исследуемым вопросам и формулировать свою точку зрения. При этом необходимо вести конспект, систематизируя накапливаемые сведения.
Целями освоения дисциплины «Экономическая теория» являются:
1) получение базовых экономических знаний;
2) формирование знаний, умений и навыков экономического мышления, необходимого для достижения эффективных социально-экономических результатов.
Основными задачами дисциплины являются:
1) развитие умений и навыков познавательной деятельности через овладение приемами и методами анализа и решения проблем, возникающих в процессе экономического поведения;
2) развитие способности к самостоятельному поиску, сбору и анализу информации, связанной с хозяйственной деятельностью людей;
3) формирование понимания сути и различий экономических ролей хозяйствующих субъектов, необходимости и преимуществ кооперативного взаимодействия, а также развитие навыков взаимодействия с окружением.
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
- основные понятия, категории и инструменты экономической теории;
- основные понятия и модели неоклассической и институциональной микроэкономической теории, макроэкономики и мировой экономики;
- основные макроэкономические показатели и принципы их расчета.
Уметь:
- применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности;
- проводить анализ отрасли (рынка), используя экономические модели;
- использовать экономический инструментарий для анализа внешней и внутренней среды бизнеса (организации).
Владеть:
- навыками целостного подхода к анализу проблем общества;
- экономическими методами анализа поведения потребителей, производителей, собственников ресурсов и государства.
- Оглавление
- Введение
- Раздел 1 общая экономическая теория
- Введение в экономическую теорию – 1 ч
- План практического занятия
- 1 Предмет экономической теории. Микро- и макроэкономика.
- 2 Функции и методы экономической теории. Экономические законы и категории.
- Контрольные вопросы для самопроверки
- 1.1.3 Задания для самостоятельной работы студентов
- 1.2 Базовые экономические понятия. Экономические блага и агенты – 1 ч
- 1.2.1 План практического занятия
- 1 Потребности, классификация потребностей. Закон возвышения потребностей.
- 2 Блага: экономические и неэкономические. Экономические субъекты (агенты).
- 3 Ресурсы и факторы производства. Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов – фундаментальные проблемы экономики.
- 1.2.2 Контрольные вопросы для самопроверки
- 1.2.3 Задания для самостоятельной работы
- 1.3 Основы общественного производства. Рациональный выбор – 2 ч
- 1.3.1 План практического занятия
- 1 Воспроизводственный цикл. Производственная инфраструктура.
- 2 Разделение труда. Показатели эффективности производства.
- 3 Рациональный выбор (проблема выбора оптимального решения). Граница производственных возможностей (кпв).
- 1.3.2 Контрольные вопросы для самопроверки
- 1.3.3 Задания для самостоятельной работы студентов
- 1.4 Экономическая система. Собственность и хозяйствование – 2 ч
- 1.4.1 План практического занятия
- 1 Экономическая система. Критерии классификации экономических систем.
- 3 Типы экономических систем. Cмешанная экономика.
- Переходная экономика. Особенности российской модели переходной
- 1.4.2 Контрольные вопросы для самопроверки
- 1.4.3 Задания для самостоятельной работы
- Раздел 2 микроэкономика
- 2.1 Рыночный механизм: взаимодействие спроса и предложения на конкурентном рынке – 4 ч
- 2.1.1 План практического занятия
- 2.1.2 Контрольные вопросы для самопроверки
- 2.1.3 Задания для самостоятельной работы студентов
- Основы теории рационального поведения потребителя. Кардиналистская и ординалистская концепции – 2 ч
- 2.2.1 План практического занятия
- 1 Маржинализм и теория потребительского поведения.
- 2 Кардинализм (количественная теория). Предельная и общая полезность благ. Потребительское равновесие.
- 3 Ординализм (порядковая теория). Потребительские предпочтения. Кри-вые безразличия и бюджетное ограничение.
- 2.2.2 Контрольные вопросы для самопроверки
- 2.2.3 Задания для самостоятельной работы студентов
- 2.3 Основы теории рационального поведения производителя. Издержки производства и прибыль – 2 ч
- 2.3.1 План практического занятия
- 1 Современное предприятие (фирма). Отрасль. Внутренняя и внешняя среда предприятия.
- 2 Производственная функция и техническая результативность производства (короткий и длительный периоды).
- 3 Затраты (издержки) производства и функция затрат (кроткий и длительный периоды).
- 4 Прибыль и условия ее максимизации.
- 2.3.2 Контрольные вопросы для самопроверки
- 2.3.3 Задания для самостоятельной работы студентов
- 2.4 Конкурентная структура рынка. Ценообразование в условиях совершенной и несовершенной конкуренции – 2 ч
- 2.4.1 План практического занятия
- 2.4.2 Контрольные вопросы для самопроверки
- 2.4.3 Задания для самостоятельной работы студентов
- 2.5 Рынки факторов производства. Особенности спроса и предложения на рынках труда, земли и капитала – 2 ч
- 2.5.1 План практического занятия
- 2.5.2 Контрольные вопросы для самопроверки
- 2.5. 3 Задания для самостоятельной работы студентов
- Раздел 3 макроэкономика
- 3.1 Введение в макроэкономику. Система национальных счетов (снс) и макроэкономические показатели – 3 ч
- 3.1.1 План практического занятия
- 3.1.2 Контрольные вопросы для самопроверки
- 3.1.3 Задания для самостоятельной работы студентов
- 3.2 Макроэкономическое равновесие. Классическая и кейнсианские модели макроэкономического равновесия - 3 ч
- 3.2.1 План практического занятия
- 1 Общее макроэкономическое равновесие.
- 2 Классическая модель макроэкономического равновесия: совокупный спрос и совокупное предложение («ad – as»).
- 3 Потребление и сбережения. Функции потребления и сбережений.
- 4 Кейнсианские модели макроэкономического равновесия: инвестиции и сбережения («I – s»), «совокупные расходы и ввп « или кейнсианский крест»).
- 3.2.2 Контрольные вопросы для самопроверки
- 3.2.3 Задания для самостоятельной работы студентов
- 3.3 Макроэкономическая динамика: экономические циклы, инфляция, безработица – 4 ч
- 3.3.1 План практического занятия
- 1 Экономические циклы. Виды экономических циклов и их основные характеристики.
- 2 Инфляция и ее виды. Антиинфляционная политика.
- 3 Безработица и ее формы. Уровень безработицы.
- 3.3.2 Контрольные вопросы для самопроверки
- 3.3.3 Задания для самостоятельной работы студентов
- 3.4 Цели и инструменты макроэкономической политики. Основные направления – 4 ч
- 3.4.1 План практического занятия
- 3.4.2 Контрольные вопросы для самопроверки
- 3.4.3 Задания для самостоятельной работы студентов
- 3.5 Экономический рост и развитие. Модели экономического роста – 2 ч
- 3.5.1 План практического занятия
- 1 Экономический рост и развитие. Типы экономического роста.
- 2 Показатели, факторы экономического роста. Модели (теории) экономического роста.
- 3 Новая экономика и новое качество экономического развития. Последствия экономического роста.
- 3.5.2 Контрольные вопросы для самопроверки
- 3.5.3 Задания для самостоятельной работы студентов
- 3.6 Недостатки рынка и государства в регулировании экономики. Социальная политика государства – 2 ч
- 3.6.1 План практического занятии
- 1 Недостатки и преимущества рынка в регулировании экономики.
- 2 Роль государства в регулировании экономики.
- 3 Социальная политика государства.
- 3.6.2 Контрольные вопросы для самопроверки
- 3.6.3 Задания для самостоятельной работы студентов
- Темы рефератов
- Фонд контрольных вопросов
- Часть 1 (общая экономическая теория; микроэкономика)
- Часть 2 (макроэкономика)
- Библиографический список