logo
3 МУ Эк теор Менеджмент

Часть 1 (общая экономическая теория; микроэкономика)

1 Предмет экономической теории. Функции и методы экономической теории.

2 Блага, потребности. Их классификация. Закон возвышения потребностей.

3 Экономические агенты: рыночные и нерыночные институциональные единицы.

4 Ресурсы и факторы производства.

5 Две фундаментальных проблемы экономики: ограниченность ресурсов и безграничность потребностей. Проблема выбора.

6 Экономические системы. Экономические отношения, возникающие в рамках экономических систем.

7 Два критерия классификации экономических систем: господствующая форма собственности на средства производства и способ координации экономической деятельности.

8 Сравнительная характеристика традиционной, рыночной, командно-админи-стративной и смешанной экономических систем.

9 Смешанная экономика. Модели экономик в рамках смешанной экономической системы.

10 Собственность как экономическая категория. Субъект и объект собственности. Юридический и экономический «аспекты» отношений собственности.

11 Теория прав собственности. Виды форм собственности.

12 Сущность и понятие переходной экономики. Модели переходной экономики.

13 Особенности переходной экономики России. Причины, приведшие к преобразованиям. Цели переходного периода.

14 Приватизация и разгосударствление. Особенности приватизации в России: два этапа.

15 Производство (индивидуальное и общественное, натуральное и товарное).

16 Общественный продукт. Товар и его стоимостные свойства. Закон стоимости.

17 Рабочая сила как товар. Теория прибавочной стоимости. Постоянный и переменный капитал.

18 Воспроизводственный цикл: понятие, типы. Производство, распределение, обмен и потребление как стадии воспроизводственного цикла.

19 Экономическая эффективность. Виды показателей экономической эффективности: производительность труда, прибыль, Парето-эффективность.

20 Экономический выбор. Понятие производственных возможностей. Граница производственных возможностей (КПВ).

21 Рынок как экономическая категория. Понятие, сущность и условия возникновения рынка.

22 Структура и инфраструктура рынка. Функции рынка.

23 Спрос, функция, кривая спроса, закон спроса. Эффекты дохода и замещения, убывающей предельной полезности.

24 Влияние на спрос изменения его факторов. Цена и величина (объем) спроса. Неценовые факторы (детерминанты) спроса и уровень спроса.

25 Эластичность спроса (понятие, сущность). Эластичность спроса и коэффициент эластичности спроса. Виды эластичности: ценовая, перекрестная, по доходу.

26 Предложение, функция, кривая предложения, закон предложения.

27 Влияние на предложение изменения его факторов. Цена и величина (объем) предложения, неценовые факторы (детерминанты) и уровень предложения.

28 Эластичность предложения. Понятие, сущность, виды. Коэффициенты эластичности предложения.

29 Рыночное равновесие: равновесная цена и равновесный объем.

30 Рыночное равновесие. Дефицит и избыток на рынке. Излишки потребителя и производителя.

31 Нарушения рыночного равновесия. Последствия изменения спроса и предложения.

32 Маржинализм и теория потребительского поведения.

33 Кардиналистская концепция потребительского поведения. Законы Госсена: 1) теория убывающей предельной полезности; 2) равновесие потребителя.

34 Ординалистская концепция поведения потребителя. Основные гипотезы.

35 Ординалистская концепция поведения потребителя. Кривая безразличия как основной инструмент анализа. Предельная норма замены (замещения) двух благ.

36 Ординалистская концепция поведения потребителя. Бюджетная линия.

37 Ординалистская концепция поведения потребителя. Равновесие потребителя, его графическое отображение.

38 Современное предприятие (фирма). Отрасль. Внешняя и внутренняя среда предприятия.

39 Экономическая природа прибыли. Бухгалтерская, экономическая, нормальная прибыль. Норма прибыли.

40 Короткий и длинный производственные периоды.

41 Неоклассическая производственная функция короткого периода. Понятие, сущность, графическое отображение.

42 Предельная и средняя производительность переменного фактора. Понятие, графическое отображение, динамика.

43 Функция затрат короткого периода. Понятие, сущность. Общие затраты: суммарные (валовые), переменные и постоянные затраты, их графическое отображение.

44 Удельные затраты: предельные и средние затраты. Понятие, графическое отображение, динамика.

45 Изокванта. Понятие, сущность, графическое отображение. Предельная норма технической замены факторов. Семейство изоквант.

46 Затраты в длинном периоде. Графическое отображение долгосрочных средних затрат.

47 Принцип максимизации прибыли фирмы - совершенного конкурента. Метод: «Совокупный доход – совокупные издержки».

48 Принцип максимизации прибыли фирмы - совершенного конкурента. Метод: «Предельный доход – предельные издержки».

49 Отдача от масштаба (эффект масштаба): возрастающая отдача от масштаба (положительный эффект), отрицательная отдача от масштаба (отрицательный эффект), постоянная отдача от масштаба.

50 Изокоста. Понятие, сущность, графическое отображение.

51 Равновесие производителя: сущность, понятие и графическое отображение.

52 Типы рыночных структур. Критерии анализа.

53 Особенности ценообразования на рынке совершенной конкуренции.

54 Особенности ценообразования на рынке монополии.

55 Особенности ценообразования на рынке монополистической конкуренции.

56 Особенности ценообразования на рынке олигополии. Олигополистические ценовые войны.

57 Рынки факторов производства. Особенности спроса и предложения факторов производства. Факторные доходы.

58 Рынок труда: спрос и предложение труда. Заработная плата: сущность, уровень, динамика.

59 Рынок земли. Особенности земли как главного средства производства в сельском хозяйстве. Рента и рентные отношения. Цена земли.

60 Рынок капитала. Дисконтированная стоимость.