Методы экономики
Слово «метод» (от греческого methodos – «путь к какой-либо цели») означает способы познания, инструменты, совокупность приемов исследования явлений природы и общественной жизни. Каждая наука имеет свой метод, особенности которого неразрывно связаны с ее предметом. Метод науки призван обеспечить все более глубокое постижение предмета, он сам рождается и совершенствуется в ходе получения новых знаний, в известной степени предмет сам формирует метод и, наоборот, используемый метод исследования позволяет все более четко определять границы и содержание самого предмета.
Научная разработка метода теоретической экономики восходит к трудам древнегреческого ученого Аристотеля (384-322 до н. э.). Он впервые сформулировал основные принципы познания экономической и других форм общественной жизни с помощью логики – науки о законах и формах мышления. Разработанные Аристотелем приемы познания, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия и другие широко используются до сих пор при анализе экономических явлений и процессов. Конечно же, в ходе развития и усложнения предмета экономической теории совершенствовались приемы и методы его познания, способы проверки истинности результатов, получаемых в ходе научного анализа.
Общим методом, используемым не только в экономических исследованиях, является метод научной абстракции, при котором исследователь отвлекается, освобождается от второстепенных, частных, случайных аспектов явлений и процессов и концентрируется на выяснении того, что является существенным и повторяющимся. В процессе абстрагирования формируются научные понятия, объясняющие реальную экономическую действительность, те или иные стороны экономических процессов. Логические понятия, отражающие существенные стороны экономической реальности, называются экономическими категориями, например, спрос, предложение, цена, рынок, издержки, прибыль.
Индукция – метод познания, базирующийся на умозаключениях от частного к общему. При этом собираются и обрабатываются факты, выявляется наличие взаимосвязей и их характер, выводятся общие положения, принципы. Это способ рассуждения, с помощью которого приходят к общему умозаключению на основе изучения отдельных, частных случаев.
Дедукция (в применении которой, как известно, был силен Шерлок Холмс) – метод познания, предполагающий умозаключения от общего (теоретического положения, гипотезы) к частному. Именно с помощью дедукции делаются прогнозы. Истинность или ложность выдвинутой гипотезы проверяется путем сопоставления ее с реальными фактами экономической действительности, выявления ее соответствия или несоответствия этим фактам.
Индукция и дедукция – не противостоящие, а взаимодополняющие методы исследования в экономике. Как справедливо замечено, научной мысли требуется и индукция, и дедукция точно так же, как человеку для ходьбы нужны обе ноги.
Анализ – это такой метод познания, который предполагает разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей. Примером может служить изучение закономерностей формирования рыночного спроса путем исследования различных определяющих его факторов – цен, доходов потребителей, их предпочтений и т. д.
Синтез – это метод познания, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое. Так, рыночный спрос и его динамика могут быть правильно поняты лишь при его рассмотрении как единства входящих в него и определяющих его компонентов – цен, доходов потребителей и т. д.
Анализ и синтез выступают как две взаимосвязанных стороны процесса познания.
Экономико-математическое моделирование – описание и анализ экономических процессов и явлений с помощью экономико-математических моделей. Экономическая модель – это формализованное описание и количественное измерение экономической системы (процесса, явления), структура которой определяется ее объективными свойствами и целевым характером исследования. Экономико-математическое моделирование, делает возможным реальное прогнозирование экономических процессов. Иной вид моделей – это графики, которые в наглядной форме отображают зависимости между экономическими явлениями.
В ходе создания экономических моделей и разработки теорий экономическая наука открывает и познает действующие экономические законы. В них выражаются регулярные, устойчивые и необходимые связи или отношения между явлениями и процессами хозяйственной жизни. Объективный характер экономических законов проявляется в том, что они существуют и действуют независимо от воли, сознания или желания отдельных людей. Такие законы могут быть познаны экономической наукой, но они не могут быть созданы ею. Выявление экономических законов становится важнейшей функцией экономической науки и имеет огромное практическое значение, поскольку лишь на основе их учета можно формировать эффективную экономическую политику.
Графический метод, используемый экономистами, имеет одну особенность – независимая переменная (аргумент) обычно откладывается на оси ординат, а зависимая (функция) – на оси абсцисс, что связано со сложившимися в экономической науке традициями.
Экономическая наука обладает большим прогностическим потенциалом. Основанные на выводах позитивной нормативной экономической теории политические решения в ряде случаев могут быть наиболее эффективными из всех возможных. Однако не следует сильно обольщаться, ибо всегда есть простор для действия закона непредвиденных последствий, когда принимаемые решения приводят к незапланированным, а иногда и к прямо противоположным результатам.
- Лекция 1. Введение в экономику Предмет и метод экономики
- Методы экономики
- Вопросы для самоконтроля
- Тесты и задания
- Лекция 2. Основы экономики Экономические потребности и блага
- Производство, распределение, обмен, потребление и воспроизводственный процесс
- Вопросы для самоконтроля
- Тесты и задания
- Лекция3. Общие проблемы экономической организации Проблемы экономической организации общества и экономического развития
- Модели экономических систем
- Собственность и хозяйствование
- Вопросы для самоконтроля
- Тесты и задания
- Лекция 4. Основы рыночной организации хозяйства и модель функционирования Объективные причины возникновения рынка, его структура и функции
- Основы рыночной экономической системы
- Экономические агенты и модель экономического кругооборота благ и доходов
- Необходимые функции государства в рыночной и смешанной экономической системе
- Вопросы для самоконтроля
- Тесты и задания
- Лекция5. Конкуренция и структуры рынка Виды конкуренции и их роль
- Структура рынка совершенной конкуренции
- Вопросы для самоконтроля
- Тесты и задания
- Лекция6. Теория спроса и предложения, эластичность Спрос как экономическая категория. Факторы, оказывающие влияние на изменение спроса
- Предложение как экономическая категория. Факторы, оказывающие влияние на изменение предложения
- Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие и причины его нарушения
- Эластичность: общее понятие, виды и показатели. Практическое применение коэффициентов эластичности
- Вопросы для самопроверки
- Тесты и задания
- Лекция 8. Теория потребительского поведения Основные положения теории потребительского поведения
- Концепция кривых безразличия. Бюджетные ограничения и выбор потребителя
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция9. Основы теории производства. Общие понятия дохода, затрат, прибыли
- Понятие и роль предельных издержек и предельного дохода
- Поведение фирмы в краткосрочном и долговременном периодах
- Общий, средний и предельный продукт фирмы
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция10 Рынки факторов производства. Особенности рынка земли. Механизм ценообразования на рынке земли. Теория ренты
- Рынок труда: классический и кейнсианский подходы. Заработная плата
- Вопросы для самопроверки
- Лекция 11. Измерение результатов экономической деятельности, индексы ен Система национальных счетов
- Валовой национальный и валовой внутренний продукт
- Сложности подсчета показателей дохода и продукта. Проблема оценки благосостояния нации
- Вопросы для самоконтроля
- Тесты и задачи
- Лекция 12. Макроэкономическое равновесие: теоретические подходы Понятие «равновесие» в национальной экономике: позиции различных школ. Модель ad - as
- Кейнсианская модель «совокупные доходы – совокупные расходы» ad-as
- Модель «инвестиции-сбережения». Эффект мультипликатора
- Вопросы для самоконтроля
- Тесты и задачи
- Лекция13. Экономический рост Понятие и показатели экономического роста
- Факторы и типы экономического роста. Государственная политика
- Тесты и задания
- Лекция 14. Циклический характер развития рыночной экономики Виды экономических циклов и их причины
- Экономический цикл и его характеристики
- Государственное антициклическое регулирование
- Вопросы для самоконтроля
- Тесты и задачи
- Лекция 15. Безработица как форма экономической нестабильности Понятие и причины безработицы
- Виды безработицы. Издержки безработицы
- Современное состояние безработицы
- Вопросы для самоконтроля
- Тесты и задания
- Лекция 16. Инфляция и антиинфляционная политика Сущность, причины и измерение инфляции
- Виды инфляции, их последствия и антиинфляционная политика
- Вопросы для самопроверки
- Тесты и задания