Лекция5. Конкуренция и структуры рынка Виды конкуренции и их роль
Конкуренция – это процесс взаимодействия и взаимосвязи экономических субъектов, выступающий в форме экономического соперничества за лучшие условия производства; за наиболее выгодные условия сбыта; за право обладания экономическим благом, приносящим полезность. По форме или применяемым методам различают несколько видов конкуренции. Одно бесспорно, если нет конкуренции, то нет и рынка, нет самоуправляемости, саморегулирования рыночной системы.
По критерию формы конкуренция может быть внутриотраслевой и межотраслевой. По методам осуществления конкуренция подразделяется на ценовую, неценовую, недобросовестную. По степени ограничения конкуренции различают типы рыночных структур совершенной и несовершенной конкуренции.
Внутриотраслевая конкуренцияпредставлена соперничеством производителей аналогичных товаров, удовлетворяющих одну и ту же потребность. Этот вид конкуренции называют ещё предметной или межфирменной. Внутриотраслевая конкуренция втягивает производителей (продавцов) в борьбу за технический процесс, побуждает к скорейшему использованию достижений науки и техники, к совершенствованию применяемых технологии и техники производства; к совершенствованию организации управления производством; к повышению квалификации работников и т. д. Таким образом, внутриотраслевая конкуренция втягивает экономических субъектов отрасли, в борьбу за совершенствование всех условий производства, стимулирует поиск экономного и наиболее эффективного использования всего многообразия материальных и людских ресурсов (основных и оборотных средств предприятий), способов обеспечения высокого качества товаров, услуг и обслуживания покупателей (потребителей).
Межотраслевая конкуренция представляет соперничество экономических субъектов разных отраслей, т. е. производителей товаров, удовлетворяющих различные конкретные потребности. Конкуренция ведется за платежеспособный спрос, как и при внутриотраслевой конкуренции, но в иной форме. Поскольку одним из главных критериев экономической эффективности деятельности отрасли является норма прибыли, то в результате межотраслевой конкуренции происходит «перелив» реального капитала из отрасли с низкой нормой прибыли в отрасль с более высокой нормой прибыли. Таким способом обеспечивается корректировка отраслевой структуры народного хозяйства в соответствии с изменяющейся структурой потребностей общества. Норма прибыли, как относительный экономический показатель, характеризует степень доходности, роста, выгодности вложения средств в отрасль. Рассчитывается норма прибыли как выраженное в процентах отношение всей массы прибыли, полученной за период (год) к стоимости всей массы средств, вложенной в отрасль. Так, например, в отрасли с нормой прибыли в 10 % обеспечивается прибыль в 10 копеек на каждый рубль, вложенный в ресурсы отрасли, а в отрасли с нормой прибыли в 5 % каждый вложенный рубль (затраты) оборачивается доходом в 105 копеек, т. е. прибылью лишь в 5 копеек. В более прибыльных отраслях создаются новые предприятия или увеличивают объемы производства, старые – за счет перераспределения, «перелива» средств (ресурсов) из наименее прибыльных отраслей.
Ценовая конкуренция предполагает продажу товара или предложение услуг по более низким ценам, чем у конкурентов, с целью их разорения или вытеснения из отрасли. Победитель получает возможность производить и продавать большее количество товара за счет привлечения покупателей от проигравшего конкурента. По мере укрупнения конкурирующих предприятий снижаются возможности ценовой конкуренции. Все большее распространение обретает конкуренция неценовая.
Неценовая конкуренция основана на совершенствовании производства, качества товара и условий его продажи. Важными инструментами борьбы конкурентов на рынке становятся товарные знаки и товарные марки фирм, гарантии качества, предпродажное и послепродажное обслуживание покупателей продукции длительного пользования, условия продажи и расчета, организация фирменной торговли и транспортного обслуживания покупателей, рекламы и т. д. В ее содержании присутствует демонстрация лучшего внимания и отношения к покупателю (потребителю) продукции фирмы.
В условиях жесткой борьбы между товаропроизводителями иногда используются методы, связанные с нарушением цивилизованных норм и правил конкуренции, т. е. имеет место «недобросовестная конкуренция». К её средствам относятся: установление контроля над деятельностью конкурента с целью усложнить ее осуществление, злоупотребление господствующим положением на рынке, ложная информация и реклама, недобросовестное копирование продукции конкурентов, «промышленный шпионаж», тайный сговор «против» и т. д. Недобросовестная конкуренция в большинстве стран с рыночной экономикой запрещена законодательством.
Различия в характере рыночной конкуренции связаны с существованием различных рыночных структур. Структуры рынка отличаются друг от друга по количеству и размеру фирм, действующих на данном рынке, по характеру продукции производимой ими, по возможности входа на рынок новых фирм и выхода из него, по доступности, равномерности информации, необходимой для принятия экономических решений. Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции.
- Лекция 1. Введение в экономику Предмет и метод экономики
- Методы экономики
- Вопросы для самоконтроля
- Тесты и задания
- Лекция 2. Основы экономики Экономические потребности и блага
- Производство, распределение, обмен, потребление и воспроизводственный процесс
- Вопросы для самоконтроля
- Тесты и задания
- Лекция3. Общие проблемы экономической организации Проблемы экономической организации общества и экономического развития
- Модели экономических систем
- Собственность и хозяйствование
- Вопросы для самоконтроля
- Тесты и задания
- Лекция 4. Основы рыночной организации хозяйства и модель функционирования Объективные причины возникновения рынка, его структура и функции
- Основы рыночной экономической системы
- Экономические агенты и модель экономического кругооборота благ и доходов
- Необходимые функции государства в рыночной и смешанной экономической системе
- Вопросы для самоконтроля
- Тесты и задания
- Лекция5. Конкуренция и структуры рынка Виды конкуренции и их роль
- Структура рынка совершенной конкуренции
- Вопросы для самоконтроля
- Тесты и задания
- Лекция6. Теория спроса и предложения, эластичность Спрос как экономическая категория. Факторы, оказывающие влияние на изменение спроса
- Предложение как экономическая категория. Факторы, оказывающие влияние на изменение предложения
- Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие и причины его нарушения
- Эластичность: общее понятие, виды и показатели. Практическое применение коэффициентов эластичности
- Вопросы для самопроверки
- Тесты и задания
- Лекция 8. Теория потребительского поведения Основные положения теории потребительского поведения
- Концепция кривых безразличия. Бюджетные ограничения и выбор потребителя
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция9. Основы теории производства. Общие понятия дохода, затрат, прибыли
- Понятие и роль предельных издержек и предельного дохода
- Поведение фирмы в краткосрочном и долговременном периодах
- Общий, средний и предельный продукт фирмы
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция10 Рынки факторов производства. Особенности рынка земли. Механизм ценообразования на рынке земли. Теория ренты
- Рынок труда: классический и кейнсианский подходы. Заработная плата
- Вопросы для самопроверки
- Лекция 11. Измерение результатов экономической деятельности, индексы ен Система национальных счетов
- Валовой национальный и валовой внутренний продукт
- Сложности подсчета показателей дохода и продукта. Проблема оценки благосостояния нации
- Вопросы для самоконтроля
- Тесты и задачи
- Лекция 12. Макроэкономическое равновесие: теоретические подходы Понятие «равновесие» в национальной экономике: позиции различных школ. Модель ad - as
- Кейнсианская модель «совокупные доходы – совокупные расходы» ad-as
- Модель «инвестиции-сбережения». Эффект мультипликатора
- Вопросы для самоконтроля
- Тесты и задачи
- Лекция13. Экономический рост Понятие и показатели экономического роста
- Факторы и типы экономического роста. Государственная политика
- Тесты и задания
- Лекция 14. Циклический характер развития рыночной экономики Виды экономических циклов и их причины
- Экономический цикл и его характеристики
- Государственное антициклическое регулирование
- Вопросы для самоконтроля
- Тесты и задачи
- Лекция 15. Безработица как форма экономической нестабильности Понятие и причины безработицы
- Виды безработицы. Издержки безработицы
- Современное состояние безработицы
- Вопросы для самоконтроля
- Тесты и задания
- Лекция 16. Инфляция и антиинфляционная политика Сущность, причины и измерение инфляции
- Виды инфляции, их последствия и антиинфляционная политика
- Вопросы для самопроверки
- Тесты и задания