Лекция 12. Макроэкономическое равновесие: теоретические подходы Понятие «равновесие» в национальной экономике: позиции различных школ. Модель ad - as
Важнейшим направлением в макроэкономической теории является изучение условий сбалансированного развития экономики.
Равновесное состояние экономики анализируетсяс позицийполитической экономии и экономикс (табл. 2).
Экономика представляет собой сложный структурированный институт, с наличием огромного количества звеньев. Оптимальным их соотношением и взаимодействием во многом определяется развитие данного института. Пропорции звеньев экономики можно представить как соотношение структурных компонентов экономики (отраслей, регионов, факторов производства), как соотношение экономических процессов, например, между спросом и предложением, потреблением и сбережениями, затратами и результатами и т. д.
Таблица 2
| Политическая экономия | Экономикс
|
Научная задача
| Выяснение условий равновесного состояния развития всей социально-экономической системы
| Выяснение условий равновесного варианта рыночных операций
|
Степень широты анализа | Общеэкономический подход с целью выявления проблем экономики и формирования экономического мировоззрения | Прагматический подход – конкуренция анализу с целью поиска условий, необходимых для достижения максимального эффекта
|
Используемые категории | В сферах: экономики, политики, социальной, психологии
| В сфере экономики: AD, AS, доходы (Y), расходы (C), сбережения (S), инвестиции (I), ожидания
|
Понятие «экономическое равновесие» было введено в научный оборот в XIX в. швейцарским экономистом Леоном Вальрасом (1834-1910), как состояние, устанавливающееся в процессе обмена продукцией между производителями и потребителями за счет нахождения взаимоприемлемых для обеих сторон цен. Вальрас рассматривал общеэкономическое равновесие как выражение совокупности частных равновесий и создал его абстрактную математическую модель.
Оптимум
прибыли для всех
производителей
Оптимум
полезности для всех
производителей
Параллельно с Л. Вальрасом английский экономист Альфред Маршалл (1842-1924) разработал модель взаимодействия совокупного спроса и совокупного предложения (AD – AS). Задача равновесия, согласно его трактовке, заключается в достижении равенства между финансовыми и потребительскими эффектами:
В 30-е гг.XX в. теория равновесия получила новую интерпретацию в трудах работы английского экономиста Д.М. Кейнса (1883-1946), который ввел в анализ дополнительные понятия и категории, в частности, «потребление», «сбережение», «инвестиции».
В последующие десятилетия проблема равновесия стала разрабатываться при сочетании экономических аспектов анализа с политическими, социальными, демографическими, глобальными и природными. Это привело к более широкой трактовке понятия «равновесие».
Неоклассические концепции равновесия, сформировавшиеся на рубеже XIX-XX вв., опирались на совокупность определенных принципов: наличие совершенной конкуренции; эпицентром равновесного состояния (стержнем, вокруг которого формируется данное явление) является цена (обладающая высокой степенью гибкости); формирование равновесной цены выступает результатом (и критерием)достижения сбалансированности развития.
Согласно данному подходу эпицентр равновесного состояния экономики выявляется через взаимодействие совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (AS). Данный теоретический подход принято называть моделью «AD – AS».
Совокупный спрос (AD) представляет спрос на общий объем товаров и услуг, который может быть предъявлен при данном уровне цен. В процессе его формирования участвуют четыре группы субъектов: домашние хозяйства (совокупные расходы хозяйств и индивидуумов –С); фирмы (предприятия) (совокупные расходы на капитальное оборудование – I); государство (совокупный спрос на товары и услуги – G); внешняя экономика (разность между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары как «чистый экспорт» – Xn).
Изменения совокупного спроса происходят под влиянием цены и неценовых факторов.
Влияние ценовых факторов на совокупный спрос обозначается на графике (рис. 16) стрелками, направленными вверх-вниз по кривой AD. Влияние же неценовых факторов обозначается на графике (рис. 16) не направлением и формой изгиба кривой, а ее пространственным перемещением, т. е. сдвигом кривой влево или вправо от AD. При этом AD1 – рост, а AD2 – сокращение совокупного спроса.
К неценовым относятся факторы, влияющие на каждого из субъектов совокупного спроса и, таким образом, на каждый из компонентов совокупных расходов. Так, например, факторами (детерминантами) совокупных потребительских расходов являются: уровень текущего дохода; ожидания изменения дохода и уровня цен в будущем; налоги и трансферты; уровень задолженности домохозяйств; ставка процента по потребительскому кредиту. Детерминантами совокупных инвестиционных расходов выступают: ожидания инвесторов внутренней нормы отдачи от инвестиций; уровень процентных ставок; уровень налога на прибыль; трансферты фирмам; новые технологии; наличие избыточных производственных мощностей. Детерминантами государственных расходов на закупки товаров и услуг могут быть: пособия населению; субсидии фирмам; финансовые программы государства. Детерминантами внешнеэкономической деятельности выступают: величина ВВП и НД в других странах; величина ВВП и НД данной станы – Y; валютный курс национальной денежной единицы; иные изменения в условиях внешней торговли.
К неценовым факторам относятся и денежные факторы: масса денег в обращении (предложение денег) и скорость обращения денег.
Совокупное предложение (AS) – общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике, в стоимостном выражении.
Совокупное предложение формируется, прежде всего, благодаря деятельности предпринимательского сектора. Поставляемые фирмами блага представлены двумя группами: потребительскими и инвестиционными (производственными) экономическими благами.
Определенную массу материальных благ и услуг производит также государство. Домашние хозяйства поставляют на рынок, прежде всего, труд (рабочую силу) как фактор производства. В рамках домашнего хозяйства важное место занимает «внутрисемейный» труд. Однако этот вид предлагаемых благ экономической теорией не учитывается.
Детерминантами AS, т. е. неценовыми факторами совокупного предложения являются: изменения конъюнктурного состояния национальной экономики; повышение производительности труда; изменения в налогообложении; изменения цен ресурсов; ослабление монополизма.
Графическое изображение совокупного предложения (AS) отличается от рыночного предложения (S): в национальной экономике могут сложиться три возможных состояния – неполной занятости; приближающееся к полной занятости; полной занятости. В связи с этим на кривой AS (рис. 17.) можно выделить три участка:
1) горизонтальный (кейнсианский) – заимствован из анализа экономической ситуации (депрессии) Дж. Кейнсом;
2) переходный (восходящиий, промежуточный);
-
вертикальный (неоклассический) – связан с классическим анализом экономики – стадии развития «перегретой экономики»
Для каждого участка кривой AS характерны, таким образом, свои особые состояния: для первого – при спаде AD в экономике: рост уровня безработицы, недогрузки производственных мощностей, малоподвижность цен на товары и производственные факторы (в частности, зарплата практически не меняется); – при росте AD в экономике: рост производства (предложения) осуществляется без изменения цен на создаваемые блага за счет вовлечения неиспользованных ресурсов. Для второго (оживление и подъем в экономике) – цены подвижны, рост цен на ресурсы связан с их межотраслевым перераспределением и все более полным вовлечением в производство, обусловливающим повышение издержек производства. Для третьего (полная занятость в экономике) – рост AD сопровождается повышением уровня цен, т. к. нет возможности увеличить AS, что приводит национальную экономику в «перегретое состояние».
При использовании кривой совокупного предложения (AS) из трех участков принято различать три варианта равновесия в экономике. Для каждого из них характерны свои специфические условия (рис. 19).
- Лекция 1. Введение в экономику Предмет и метод экономики
- Методы экономики
- Вопросы для самоконтроля
- Тесты и задания
- Лекция 2. Основы экономики Экономические потребности и блага
- Производство, распределение, обмен, потребление и воспроизводственный процесс
- Вопросы для самоконтроля
- Тесты и задания
- Лекция3. Общие проблемы экономической организации Проблемы экономической организации общества и экономического развития
- Модели экономических систем
- Собственность и хозяйствование
- Вопросы для самоконтроля
- Тесты и задания
- Лекция 4. Основы рыночной организации хозяйства и модель функционирования Объективные причины возникновения рынка, его структура и функции
- Основы рыночной экономической системы
- Экономические агенты и модель экономического кругооборота благ и доходов
- Необходимые функции государства в рыночной и смешанной экономической системе
- Вопросы для самоконтроля
- Тесты и задания
- Лекция5. Конкуренция и структуры рынка Виды конкуренции и их роль
- Структура рынка совершенной конкуренции
- Вопросы для самоконтроля
- Тесты и задания
- Лекция6. Теория спроса и предложения, эластичность Спрос как экономическая категория. Факторы, оказывающие влияние на изменение спроса
- Предложение как экономическая категория. Факторы, оказывающие влияние на изменение предложения
- Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие и причины его нарушения
- Эластичность: общее понятие, виды и показатели. Практическое применение коэффициентов эластичности
- Вопросы для самопроверки
- Тесты и задания
- Лекция 8. Теория потребительского поведения Основные положения теории потребительского поведения
- Концепция кривых безразличия. Бюджетные ограничения и выбор потребителя
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция9. Основы теории производства. Общие понятия дохода, затрат, прибыли
- Понятие и роль предельных издержек и предельного дохода
- Поведение фирмы в краткосрочном и долговременном периодах
- Общий, средний и предельный продукт фирмы
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция10 Рынки факторов производства. Особенности рынка земли. Механизм ценообразования на рынке земли. Теория ренты
- Рынок труда: классический и кейнсианский подходы. Заработная плата
- Вопросы для самопроверки
- Лекция 11. Измерение результатов экономической деятельности, индексы ен Система национальных счетов
- Валовой национальный и валовой внутренний продукт
- Сложности подсчета показателей дохода и продукта. Проблема оценки благосостояния нации
- Вопросы для самоконтроля
- Тесты и задачи
- Лекция 12. Макроэкономическое равновесие: теоретические подходы Понятие «равновесие» в национальной экономике: позиции различных школ. Модель ad - as
- Кейнсианская модель «совокупные доходы – совокупные расходы» ad-as
- Модель «инвестиции-сбережения». Эффект мультипликатора
- Вопросы для самоконтроля
- Тесты и задачи
- Лекция13. Экономический рост Понятие и показатели экономического роста
- Факторы и типы экономического роста. Государственная политика
- Тесты и задания
- Лекция 14. Циклический характер развития рыночной экономики Виды экономических циклов и их причины
- Экономический цикл и его характеристики
- Государственное антициклическое регулирование
- Вопросы для самоконтроля
- Тесты и задачи
- Лекция 15. Безработица как форма экономической нестабильности Понятие и причины безработицы
- Виды безработицы. Издержки безработицы
- Современное состояние безработицы
- Вопросы для самоконтроля
- Тесты и задания
- Лекция 16. Инфляция и антиинфляционная политика Сущность, причины и измерение инфляции
- Виды инфляции, их последствия и антиинфляционная политика
- Вопросы для самопроверки
- Тесты и задания