Эластичность: общее понятие, виды и показатели. Практическое применение коэффициентов эластичности
Зависимость спроса и предложения от многих факторов известна. Однако часто возникает необходимость знать силу реагирования (чувствительность) покупателей и производителей (продавцов) в ответ на их изменения. Для ответа на этот вопрос А. Маршалл ввел понятие эластичности. Эластичность – относительное изменение одной переменной в ответ на относительное изменение другой переменной, характеризуется коэффициентом эластичности (Kd).Он показывает процентное изменение объёма спроса (предложения), которое последует после однопроцентного изменения, например, цены данного товара (или цены другого товара, или дохода и т. д.), как эластичность спроса по цене:
,
где Q – изменение объема спроса, P – изменение цены.
Q – среднее значение объема спроса в интервале, равное (Q1+Q2) : 2.
P – среднее значение цены товара в интервале, равное (P1+P2) : 2.
Расчет величины изменения относительно средней точки интервала позволяет избежать математической ошибки определения коэффициента эластичности, возможной при смене направления отсчета изменения функции – возрастают или падают: цена данного товара, цена другого товара, доход потребителей.
Аналогично рассчитывается коэффициент перекрестной эластичности спроса – изменение объема спроса на один товар в ответ на изменение цены другого товара:
,
где Q – изменение объема спроса,
Pдр. – изменение цены другого товара.
Эластичность спроса по доходу, степень изменения величины спроса в ответ на изменение дохода потребителя:
,
где Q – изменение объема спроса,
I – изменение дохода.
Коэффициент эластичности может быть равным единице, меньше или больше ее, отражая, соответственно, единичную эластичность, низкую эластичность (спрос не эластичен) или высокую эластичность (спрос эластичен). Все возможные характеристики эластичности спроса по цене можно изобразить графически – чем круче наклон кривой спроса к оси абсцисс (Q), тем неэластичнее спрос. Так, например, вертикальная линия спроса отражает его абсолютную неэластичность, при этом Kd=0 – это спрос на лекарства, не имеющие заменителей, а горизонтальная линия спроса отражает его абсолютную эластичность, при этом .
Практическая значимость знания эластичности спроса по цене проявляется в возможности определить изменение выручки (или общего дохода) продавца. Так, например, при Kd меньше единицы снижение цены на такой товар приведет к уменьшению общего дохода от его реализации, а при Kd больше единицы снижение цены приведет к увеличению общего дохода за счет относительного увеличения объема продаж.
Эластичность предложения рассчитывается аналогично эластичности спроса по цене. Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, является время. От его продолжительности зависит возможность производителей отреагировать на изменения цены товара. Время необходимо им для соответствующего перераспределения ресурсов, необходимых для производства данного товара, для урегулирования отношений с поставщиками ресурсов, зафиксированных в заключенных между ними договорах. Чем продолжительнее период времени, тем выше возможность для изменения объемов производства, а значит и выше эластичность предложения. На этом основании проводится различие между мгновенным (кратчайшим), краткосрочным и долговременным периодами.
Мгновенный рыночный период настолько мал, что количество каждого из применяемых ресурсов остается неизменным, объем производства сохраняется на прежнем уровне, предложение неэластично – на графике представляет вертикальную линию (Sм), перпендикулярную оси абсцисс (– абсолютная неэластичность).
В краткосрочном периоде появляется возможность изменить количество каких-то ресурсов, но всех. Так, например, при сохранении производственных мощностей изменяется количество применяемых сырья и труда. Это позволяет несколько изменить объем производства, а значит, и предложения. На графике оно может быть представлено восходящей кривой (Ss) ().
Долговременный – это период достаточной продолжительности для того, чтобы производители приспособились к изменившимся условиям рынка наилучшим образом, в том числе увеличив или сократив производственные мощности. Результатом преобразований может быть значительное изменение объемов производства и предложения. На графике такое предложение может быть представлено почти горизонтальной линией (SL) ( – абсолютная эластичность).
- Лекция 1. Введение в экономику Предмет и метод экономики
- Методы экономики
- Вопросы для самоконтроля
- Тесты и задания
- Лекция 2. Основы экономики Экономические потребности и блага
- Производство, распределение, обмен, потребление и воспроизводственный процесс
- Вопросы для самоконтроля
- Тесты и задания
- Лекция3. Общие проблемы экономической организации Проблемы экономической организации общества и экономического развития
- Модели экономических систем
- Собственность и хозяйствование
- Вопросы для самоконтроля
- Тесты и задания
- Лекция 4. Основы рыночной организации хозяйства и модель функционирования Объективные причины возникновения рынка, его структура и функции
- Основы рыночной экономической системы
- Экономические агенты и модель экономического кругооборота благ и доходов
- Необходимые функции государства в рыночной и смешанной экономической системе
- Вопросы для самоконтроля
- Тесты и задания
- Лекция5. Конкуренция и структуры рынка Виды конкуренции и их роль
- Структура рынка совершенной конкуренции
- Вопросы для самоконтроля
- Тесты и задания
- Лекция6. Теория спроса и предложения, эластичность Спрос как экономическая категория. Факторы, оказывающие влияние на изменение спроса
- Предложение как экономическая категория. Факторы, оказывающие влияние на изменение предложения
- Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие и причины его нарушения
- Эластичность: общее понятие, виды и показатели. Практическое применение коэффициентов эластичности
- Вопросы для самопроверки
- Тесты и задания
- Лекция 8. Теория потребительского поведения Основные положения теории потребительского поведения
- Концепция кривых безразличия. Бюджетные ограничения и выбор потребителя
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция9. Основы теории производства. Общие понятия дохода, затрат, прибыли
- Понятие и роль предельных издержек и предельного дохода
- Поведение фирмы в краткосрочном и долговременном периодах
- Общий, средний и предельный продукт фирмы
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция10 Рынки факторов производства. Особенности рынка земли. Механизм ценообразования на рынке земли. Теория ренты
- Рынок труда: классический и кейнсианский подходы. Заработная плата
- Вопросы для самопроверки
- Лекция 11. Измерение результатов экономической деятельности, индексы ен Система национальных счетов
- Валовой национальный и валовой внутренний продукт
- Сложности подсчета показателей дохода и продукта. Проблема оценки благосостояния нации
- Вопросы для самоконтроля
- Тесты и задачи
- Лекция 12. Макроэкономическое равновесие: теоретические подходы Понятие «равновесие» в национальной экономике: позиции различных школ. Модель ad - as
- Кейнсианская модель «совокупные доходы – совокупные расходы» ad-as
- Модель «инвестиции-сбережения». Эффект мультипликатора
- Вопросы для самоконтроля
- Тесты и задачи
- Лекция13. Экономический рост Понятие и показатели экономического роста
- Факторы и типы экономического роста. Государственная политика
- Тесты и задания
- Лекция 14. Циклический характер развития рыночной экономики Виды экономических циклов и их причины
- Экономический цикл и его характеристики
- Государственное антициклическое регулирование
- Вопросы для самоконтроля
- Тесты и задачи
- Лекция 15. Безработица как форма экономической нестабильности Понятие и причины безработицы
- Виды безработицы. Издержки безработицы
- Современное состояние безработицы
- Вопросы для самоконтроля
- Тесты и задания
- Лекция 16. Инфляция и антиинфляционная политика Сущность, причины и измерение инфляции
- Виды инфляции, их последствия и антиинфляционная политика
- Вопросы для самопроверки
- Тесты и задания