Лекция 2. Основы экономики Экономические потребности и блага
Ощущения дискомфорта и/или нужды в чем-либо формируют потребности. Потребности – это желания людей и их объединений иметь и использовать такие блага, которые доставили бы им полезность. Полезность – это получаемое потребителем удовольствие или удовлетворение. Желаемые блага могут быть представлены перечнем товаров и услуг. Под товаром понимают продукт как результат производства, который предназначен для обмена или продажи.
Под услугой, в отличие от товара, понимают деятельность (стрижка волос, удаление аппендицита и т. д.). Оказание услуги и ее потребление происходят одновременно как удовлетворение потребности.
Материальные потребности общества объединяют в себе потребности его трех основных субъектов: человека (физических лиц, домохозяйств), фирм (предприятий, бизнеса), государственных учреждений (ведомств). Именно потребности выступают внутренним побудителем активной деятельности человека. Они подразделяются на первичные – жизненно важные потребности человека в пище, одежде, жилье и вторичные, к которым относятся все остальные, в том числе потребности досуга: кино, театр, спорт. Первичные потребности не могут быть заменены одна другой, вторичные – могут. Деление экономических потребностей на первичные и вторичные исторически условно, соотношение между ними с развитием общества изменяется.
Блага для удовлетворения материальных потребностей людей часто подразделяют на предметы первой необходимости, т. е. нужные для нормальной жизнедеятельности человека, и предметы роскоши (яхты, личные самолёты и т. д.) Однако такое деление относительно и неустойчиво. То, что для одного человека является предметом первой необходимости, для другого может быть предметом роскоши. Или то, что считалось предметом роскоши несколько лет назад, сейчас стало предметом первой необходимости. Роскошью становятся экологически чистые продукты, воздух, вода.
Материальные потребности фирм, частных предприятий – это их желание иметь и использовать современные производственные здания, оборудование, транспорт, коммуникационные системы и так далее, т. е. все то, что позволяет им организовать производство, хранение, транспортировку и реализацию созданных благ потребителю. Потребности фирм называют производственными потребностями. В отличие от предметов первой необходимости и роскоши, прямо удовлетворяющих потребности, здания, оборудование, машины и так далее удовлетворяют потребности людей косвенно, т. е. через создание условий для производства предметов первой необходимости.
В потребностях государственных учреждений представлены, прежде всего, коллективные потребности граждан страны, например, в обеспечении безопасности, автострадах, школах, больницах и т. д. Здесь же представлено желание учреждений иметь все необходимое для выполнения своих функций.
Таким образом, материальные потребности общества весьма разнообразны и безграничны. Со временем происходит как их воспроизводство, так и качественное и количественное изменение – они «возвышаются» и возрастают в результате появления новых благ.
дни виды материального блага, как средства для удовлетворения потребностей, имеются в почти неограниченных масштабах (воздух, энергия солнца). Они называются свободными или неэкономическими благами. Другие имеются в ограниченных размерах. Они называются экономическими благами. Экономические блага делятся на долговременные, предполагающие многоразовое использование (автомобиль, книга, электроприборы и т. п.), и не долговременные, исчезающие в процессе потребления (продукты питания, спички и т. п.).
Среди благ выделяют взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементарные). К субститутам относятся не только многие потребительские товары и производственные ресурсы, но и услуги транспорта, сферы досуга (кино-театр-цирк) и т. п. Примером комплементарных товаров являются стол и стул, автомобиль и бензин, ручка и бумага. Экономические блага также могут быть предназначены для настоящего и будущего периодов. Для настоящего – это блага, служащие удовлетворению потребностей текущего периода (продукты питания и другие потребительские товары). Для будущего – это блага, предназначенные для удовлетворения будущих потребностей (образование, наука, профилактическая медицина). Создание условий для удовлетворения материальных потребностей общества выступает естественным назначением материального производства. Производство представляет, прежде всего, процесс взаимодействия ресурсов, результатом которого и являются экономические блага.
Проблемы эффективности, выбора, экономического роста
Ресурсами называют все то, что используется в производстве. По фактору редкости или ограниченности по отношению к потребности в них различают ресурсы экономические и неэкономические. При простейшей классификации ресурсы подразделяют на две группы: 1 – материальные, 2 – людские.
Ресурсы каждой из групп подразделяют на две категории соответственно: 1 – «земля» и «капитал»; 2 – «труд» и «предпринимательская способность». К категории «земля» относятся все естественные ресурсы, которые применяются в производстве: полезные ископаемые, леса, водные ресурсы, пахотные ресурсы и т. д. Их называют еще как природные ресурсы. К категории «капитал» относятся все произведенные средства производства: материалы, инструменты, машины, оборудование, фабрично-заводские здания, сооружения, транспортные средства, средства связи и т. д. Реальный или физический капитал, выступающий в роли инвестиционных ресурсов в категории «капитал» отличают от капитала финансового (денежного). Деньги, как таковые, в производстве не участвуют, а, следовательно, их нельзя считать экономическим ресурсом.
Материальные ресурсы подразделяются еще и по критерию их места в производстве: на «предметы труда» и «средства труда». К предметам труда относят все то, на что направлена целесообразная деятельность человека, что преобразуется. Предметы труда представлены, прежде всего, сырьем (природные ресурсы) и материалами. К средствам труда относят все то, с помощью чего осуществляется целесообразная деятельность человека и преобразуется предмет труда. Наиболее активную часть средств труда составляют орудия труда.
Единство предметов труда и средств труда отражено в категории «средства производства».
«Труд» – категория, обозначающая использование в производстве благ физических и умственных способностей человека, его «рабочей силы» как одной из специфических характеристик.
«Предпринимательская способность» (предприимчивость) – это вторая специфическая характеристика способности человека. Раскрыть ее специфику можно через взаимосвязанные функции, выполняемые предпринимателем:
– берет на себя инициативу соединения ресурсов: земли, капитала, и труда для осуществления процесса, который обещает оказаться прибыльным делом;
–берет на себя трудную задачу принятия основных решений, которые и определяют курс деятельности предприятия (что? как?);
–это новатор, стремящийся вводить в практику, на коммерческой основе, новые продукты, новые производственные технологии или даже новые формы организации бизнеса;
– это человек, идущий на риск. Предпринимателю прибыль не гарантирована. Вознаграждением за затраченные время, усилия и способности могут оказаться заманчивые прибыль или убытки и банкротство. Он рискует не только своим временем и деловой репутацией, но и вложенными средствами – собственными и своих компаньонов, акционеров.
Экономические ресурсы (реже их называют факторами производства) имеются в ограниченном количестве. В силу ограниченности пахотных земель, добытых полезных ископаемых, капитального оборудования и рабочей силы (рабочего времени ее использования) ограничен и объем производства благ.
Ограниченность ресурсов обусловливает принципиальную невозможность одновременного и полного удовлетворения потребностей всех людей, общества. Вне ограниченности ресурсов не было бы необходимости заботиться о наилучшем их распределении между различными целями, экономить их, повышать эффективность использования, устанавливать принципы распределения благ. Ближайшим следствием ограниченности ресурсов является конкуренция за их использование, т. е. конкуренция между альтернативными целями их применения. Например, нефть служит для получения различного вида топлива: котельного, дизельного, реактивного. При вторичной ее переработке можно получить исходные вещества для производства синтетических волокон, пластмасс, красителей, моющих средств. Поэтому другим распространенным свойством экономических ресурсов является возможность их использования по разным направлениям, т. е. для производства благ, предназначенных для удовлетворения разных потребностей.
Сопоставление двух фундаментальных фактов экономики (1 – потребности общества безграничны, 2 – материальные ресурсы ограничены) указывает на наличие в любом обществе проблемы поиска способов и направлений использования ограниченных ресурсов, обеспечивающего возможность наилучшего максимального удовлетворения потребностей общества.
Реализация такой возможности предполагает решение проблемы эффективности и проблемы выбора наилучшего из альтернативных вариантов использования экономических ресурсов.
Понятие «экономическая эффективность» охватывает проблему «затраты – выпуск», и характеризует связь между количеством ресурсов, применяемым в производстве, и количеством блага, получаемым в результате этого производства. Увеличение количества производимого блага, при данном объеме затрат экономических ресурсов, означает повышение эффективности их использования. Уменьшение объема производимых благ, при тех же затратах экономических ресурсов, указывает на снижение экономической эффективности их применения.
Проблема выбора – это проблема принятия решения о том, какие товары и услуги следует производить, а от каких отказаться.
Чтобы добиться максимального производства желаемого ассортимента благ, общество должно обеспечить «полную занятость» и «полный объем производства». Под полной занятостью понимается использование всех пригодных для этого экономических ресурсов, т. е. экономика обеспечивает занятие для всех, кто хочет и способен трудиться. Не должны пустовать пахотные земли и простаивать капитальное оборудование и т. д. У каждого общества свои обычаи и практика определения ресурсов, пригодных для применения. Полный объем производства означает, что имеющиеся ресурсы распределены наилучшим образом и эффективно применены, обеспечивая наибольший вклад в объем производимых в обществе благ.
Для раскрытия проблемы выбора предположим страну с экономикой полной занятости и полного объема производства, но в ней производятся лишь два продукта, а не великое множество благ. Один из них – хлеб, символизирующий потребительские товары. Второй продукт – станки, символизирующие средства производства. Качество экономических ресурсов предполагается сохраняющимся, неизменным. Результаты производства, при всех возможных способах распределения экономических ресурсов, представим в графическом виде. Используем двухмерный график (рис. 1). По оси ординат – производство станков в штуках. По оси абсцисс – производство хлеба в тоннах. Отметим на графике варианты производства товаров при разных альтернативах в распределении ресурсов, например, А, В, С, Д, Е. Объединением этих вариантов получим кривую производственных возможностей АВСДЕ – как границу производственных возможностей.
Рис. 1. Кривая производственных возможностей
Варианты производства: А, В, С, Д, Е одинаково экономически эффективны. Экономист не даст ответа на вопрос о том, какой из них экономически лучше. Он укажет лишь на неразумность вариантов производства близких к А или Е.
Вариант производства Н – вне кривой АВСДЕ, предпочтительнее любого из вариантов производства на кривой производственных возможностей, но он недостижим при данных количестве и качестве ресурсов, при использовании прежних технологий. А вариант производства К – внутри кривой АВСДЕ, отражает факт неэффективного использования экономических ресурсов или их неполной занятости.
В условиях «полной занятости» и «полного объема производства» общество (фирма), делая выбор, может принять решение об увеличении производства одного из товаров, например, хлеба. Реализация такого решения потребует перераспределения экономических ресурсов, изъятия их из производства станков. Объем производства станков сократится. Этот анализ подводит нас к формулированию нового понятия – «альтернативная стоимость» («вмененные издержки производства»), как количество других товаров, от которого следует отказаться или которым вынуждены пожертвовать, чтобы получить дополнительную единицу данного товара.
Анализируя изменение выбора от варианта А к варианту Е наблюдаем, что альтернативная стоимость первой единицы хлеба равна сокращению производства станков с 10 до 9 единиц, т. е. одному станку; второй единицы хлеба – двум станкам, т. к. требует сокращения их производства с 9 до 7 станков; третий единицы хлеба – три станка и т.д. Альтернативная стоимость производства каждой дополнительной единицы хлеба возрастает – это важный экономический принцип, известный как «закон возрастания вмененных издержек». Причина представленной здесь зависимости в том, что экономические ресурсы не пригодны для полного их использования в производстве альтернативных благ. Ресурсов, в нашем примере пахотных земель, наиболее пригодных для производства конкретного товара – хлеба, становится все меньше, с увеличением объемов его выпуска, поэтому приходится использовать большее количество менее приспособленных для этого ресурсов, все значительнее сокращая производство альтернативного товара, в нашем примере – станков.
Действие закона возрастающих вмененных затрат объясняет выпуклость кривой производственных возможностей. Вариант с прямой линией производственных возможностей означал бы неизменность вмененных издержек любого из двух товаров, в какую бы точку на данной прямой не перемещалась экономика страны. Но такое возможно лишь в случае абсолютной, взаимозаменяемости ресурсов.
Множественность экономических целей, при ограниченности ресурсов, ставит проблему экономического выбора между ними. Например, общество вынуждено выбирать между накоплением (капиталовложениями) и потреблением. Если отказаться от роста текущего потребления благ ради увеличения размеров накопления (строительство новых заводов и фабрик), то можно через несколько лет получить более высокую кривую производственных возможностей.
Экономическая система может осуществить экономический рост. Её кривая производственных возможностей «исторична», она отражает достигнутый уровень технологии, степень использования и качество применяемых ресурсов. Благодаря техническому, экономическому и социальному прогрессу раздвигаются границы производственных возможностей системы, отражая экономический рост. При интенсивном пути развития рост осуществляется за счет ресурсосберегающих технических и технологических нововведений, повышения качества ресурсов. При экстенсивном пути развития – за счет увеличения объемов ресурсов, вовлекаемых в производство через открытие и использование новых месторождений полезных ископаемых, строительство новых предприятий, вовлечение в производственную деятельность людей, ранее в ней незанятых.
- Лекция 1. Введение в экономику Предмет и метод экономики
- Методы экономики
- Вопросы для самоконтроля
- Тесты и задания
- Лекция 2. Основы экономики Экономические потребности и блага
- Производство, распределение, обмен, потребление и воспроизводственный процесс
- Вопросы для самоконтроля
- Тесты и задания
- Лекция3. Общие проблемы экономической организации Проблемы экономической организации общества и экономического развития
- Модели экономических систем
- Собственность и хозяйствование
- Вопросы для самоконтроля
- Тесты и задания
- Лекция 4. Основы рыночной организации хозяйства и модель функционирования Объективные причины возникновения рынка, его структура и функции
- Основы рыночной экономической системы
- Экономические агенты и модель экономического кругооборота благ и доходов
- Необходимые функции государства в рыночной и смешанной экономической системе
- Вопросы для самоконтроля
- Тесты и задания
- Лекция5. Конкуренция и структуры рынка Виды конкуренции и их роль
- Структура рынка совершенной конкуренции
- Вопросы для самоконтроля
- Тесты и задания
- Лекция6. Теория спроса и предложения, эластичность Спрос как экономическая категория. Факторы, оказывающие влияние на изменение спроса
- Предложение как экономическая категория. Факторы, оказывающие влияние на изменение предложения
- Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие и причины его нарушения
- Эластичность: общее понятие, виды и показатели. Практическое применение коэффициентов эластичности
- Вопросы для самопроверки
- Тесты и задания
- Лекция 8. Теория потребительского поведения Основные положения теории потребительского поведения
- Концепция кривых безразличия. Бюджетные ограничения и выбор потребителя
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция9. Основы теории производства. Общие понятия дохода, затрат, прибыли
- Понятие и роль предельных издержек и предельного дохода
- Поведение фирмы в краткосрочном и долговременном периодах
- Общий, средний и предельный продукт фирмы
- Вопросы для самоконтроля
- Лекция10 Рынки факторов производства. Особенности рынка земли. Механизм ценообразования на рынке земли. Теория ренты
- Рынок труда: классический и кейнсианский подходы. Заработная плата
- Вопросы для самопроверки
- Лекция 11. Измерение результатов экономической деятельности, индексы ен Система национальных счетов
- Валовой национальный и валовой внутренний продукт
- Сложности подсчета показателей дохода и продукта. Проблема оценки благосостояния нации
- Вопросы для самоконтроля
- Тесты и задачи
- Лекция 12. Макроэкономическое равновесие: теоретические подходы Понятие «равновесие» в национальной экономике: позиции различных школ. Модель ad - as
- Кейнсианская модель «совокупные доходы – совокупные расходы» ad-as
- Модель «инвестиции-сбережения». Эффект мультипликатора
- Вопросы для самоконтроля
- Тесты и задачи
- Лекция13. Экономический рост Понятие и показатели экономического роста
- Факторы и типы экономического роста. Государственная политика
- Тесты и задания
- Лекция 14. Циклический характер развития рыночной экономики Виды экономических циклов и их причины
- Экономический цикл и его характеристики
- Государственное антициклическое регулирование
- Вопросы для самоконтроля
- Тесты и задачи
- Лекция 15. Безработица как форма экономической нестабильности Понятие и причины безработицы
- Виды безработицы. Издержки безработицы
- Современное состояние безработицы
- Вопросы для самоконтроля
- Тесты и задания
- Лекция 16. Инфляция и антиинфляционная политика Сущность, причины и измерение инфляции
- Виды инфляции, их последствия и антиинфляционная политика
- Вопросы для самопроверки
- Тесты и задания