logo search
История экономических учений к практическим

Возникновение маржинализма. Австрийская и лозанская школы

Вопросы для обсуждения

1. Предмет и метод исследования маржиналистов.

2. Теория предельной полезности Австрийской школы.

3. Теория производительных благ и ссудного процента Е.Бем-Баверка и Ф. Визера.

4. Экономические теории Лозанской школы.

Методические указания

Данная тема изучает особенную школу в истории экономической мысли - маржинализм, которая внесла в арсенал мировой экономической науки концепцию предельных величин. Это первая субъективная теория экономического поведения потребителей и производителей.

Первый вопрос. Определите особенности предмета и метода исследования австрийской школы, исторические предпосылки и идейные источники маржинализма.

Второй вопрос. Карл Менгер первым предложил теорию предельной полезности, но наиболее полный и развернутый вариант предложил Евгений фон Бем-Баверк. Обратите внимание на его теории субъективных и объективных ценностей. Изложите основные положения теории предельной полезности австрийской школы.

Третий вопрос. Изложите основные положения теории производительных благ. Рассмотрите, каким образом маржиналисты трактуют издержки производства. Обратите внимание на теорию распределения, предложенную австрийцами, так называемую теорию вменения. Изучите теорию процента Бем-Баверка. Подумайте, почему эту теорию можно назвать субъективно-психологической. В заключение определите место маржинализма в истории экономической мысли, ее достоинства и недостатки.

Четвертый вопрос. Лозанская школа дает математическую интерпретацию теории предельной полезности и теории предельной производительности. Рассмотрите модель общего экономического равновесия Леона Вальраса и теорию оптимума Вильфредо Парето. Оцените вклад школы в развитие математических методов анализа экономики.