Возникновение классической политэкономии
Вопросы для обсуждения
Экономические взгляды У. Пети.
Предпосылки становления экономических воззрений А.Смита. Предмет, метод и структура книги «Исследование о природе и причинах богатства народов».
Проблемы разделения труда, обмена и стоимости в учении А. Смита.
Взгляды А.Смита на доходы основных классов общества.
Проблемы экономической свободы и международной торговли в сочинении А. Смита.
Методические указания
Родоначальником классической политической экономии в Англии был Уильям (Вильям) Петти. Его оригинальным исследованиям и вкладу в экономическую науку посвящен первый вопрос этой темы.
Данная тема рассматривает период зарождения и наивысшего расцвета классической школы буржуазной политэкономии. Наиболее полное развитие классическая буржуазная политэкономия получила в трудах английских ученых Адама Смита и Давида Рикардо. Изучению их теоретического наследия посвящены эта и следующая темы дисциплины.
Первый вопрос. Чтобы лучше разобраться в экономической теории У. Петти необходимо уяснить методологию его исследований и попытку разработки им теории трудовой стоимости. Следует обратить внимание на то, что понимает У. Петти под «естественной» и «политической» ценой. С теорией стоимости связано его учение о заработной плате и ренте. Поднимает У. Петти вопрос о цене земли и ссудном проценте. Следует разобраться, каким образом он решает эти вопросы в своих научных трудах. На основе изученного необходимо дать оценку экономических взглядов У. Петти, его вкладу в мировую экономическую мысль.
Во втором вопросе следует обратить внимание на экономическое и социально-политическое развитие Англии во второй половине XVIII - первой четверти XIX вв., на те благоприятные условия для взлета экономической мысли, связанные с творчеством Смита.
Эти условия определили своеобразие метода исследования А.Смита, его двойственность и противоречивость. Классики политэкономии ищут источник капиталистического богатства уже в сфере производства. А.Смит уделял наибольшее внимание условиям его производства и накопления. При подготовке этого вопроса необходимо уяснить взгляды А. Смита на природу человека и общества.
Третий вопрос. Исключительную роль отводит А. Смит разделению труда и обмену. Уясните особенности подхода А.Смита к этим категориям. Особое внимание следует уделить изучению различных вариантов теории стоимости /ценности/ А.Смита. При изучении этого вопроса необходимо обратить внимание на то, какую роль отводит А. Смит деньгам и кредиту в общественном производстве.
В четвертом вопросе необходимо рассмотреть доходы, которые получают по Смиту три основных класса в обществе, изучить учение А. Смита о зарплате, прибыли и ренте.
В пятом вопросе важно уяснить, что понимает А.Смит под "принципом невидимой руки", какую роль отводит он государству в экономической системе общества и каковы функции этого государства. Уясните для себя отношение А.Смита к протекционизму и его взгляд на преимущества международной торговли.
- Темы практических занятий
- Экономическая мысль в эпоху докапиталистических способов производства
- Рекомендуемая литература
- 2. Меркантилизм
- Рекомендуемая литература
- 3. Физиократизм
- Рекомендуемая литература
- Возникновение классической политэкономии
- Рекомендуемая литература
- Давид Рикардо и развитие классической политической экономии
- Рекомендуемая литература
- Завершение классической политэкономии. Сторонники и критики
- Рекомендуемая литература
- Возникновение и развитие мелкобуржуазной политэкономии и утопического социализма
- Рекомендуемая литература
- Экономическое учение марксизма
- Рекомендуемая литература
- 9. Экономические платформы партий и общественных движений России начала XX века
- Рекомендуемая литература
- 10. Экономические концепции ведущих отечественных экономистов 1920-1930-х гг.
- Рекомендуемая литература
- Возникновение маржинализма. Австрийская и лозанская школы
- Рекомендуемая литература
- Англо-американская школа
- Рекомендуемая литература
- Экономическая теория Джона Мейнарда Кейнса
- Рекомендуемая литература
- 14. Институциональное направление экономической мысли
- Рекомендуемая литература
- 15. Эволюция неоклассической школы и неолиберализм
- Рекомендуемая литература
- 4.3. Тесты
- 4. Что не соответствует взглядам ф. Аквинского на частную собственность:
- 5. Что не характерно для общества, рассматриваемого в «Утопии» Томаса Мора:
- 3. С т. Зр. Ибн-Хальдуна, неестественный способ приобретения богатства – это:
- 20. Какое утверждение неверно? ф. Хайек, как представитель либерализма:
- 5. Что не характерно для общества, основанного на идеях утопического социализма:
- 6. Для раннего меркантилизма характерно все перечисленное, кроме:
- 7. Что не характерно для экономической политики ж.Б. Кольбера во Франции в 17в.:
- 8. Какое утверждение неверно:
- 9. Что не соответствует концепции «естественного порядка», разработанной ф. Кенэ:
- 10. Физиократы:
- 4. «Справедливость» с точки зрения ф. Аквинского - это все перечисленное, кроме:
- 5. Что не характерно для общества в «Городе Солнца» Томмазо Кампанеллы:
- 17. Что не относится к экономическим идеям а. Маршалла:
- Тематика рефератов
- 355029, Г. Ставрополь, пр. Кулакова, 2