logo
История экономических учений к практическим

Завершение классической политэкономии. Сторонники и критики

Вопросы для обсуждения

  1. Экономические взгляды Ж.Б. Сэя.

  2. Экономическая теория Т. Р. Мальтуса.

  3. Рикардианская школа.

  4. Историческая школа в Германии.

  5. Новая историческая школа.

Методические указания

Адам Смит и Давид Рикардо положили начало классической политэкономии. В их трудах она достигла своей вершины. Следующие поколения экономистов разделились на сторонников и критиков классической школы. Ученики и сторонники идей А. Смита, Д. Рикардо развивали и конкретизировали теорию учителей, иногда привнося в нее принципиально новые идеи. Критики полностью отвергали классическую политэкономию, разрабатывая свой метод исследования экономической действительности. Данная тема посвящена изучению экономических теорий и школ в экономической теории, сложившихся в первой половине XIX в.

В первом вопросе рассмотрите теорию стоимости Жана Батиста Сэя, его учения о трех факторах производства и стоимостной производительности капитала. Изложите закон Сэя и его воззрения на проблемы воспроизводства. В заключение этого вопроса определите отношение Ж.Б. Сэя на возможность общего перепроизводства.

Во втором вопросе темы изложите теорию народонаселения Томаса Роберта Мальтуса. Эта теория также имеет своих сторонников в лице мальтузианцев и неомальтузианцев, и критиков в лице марксистов. Попытайтесь дать свою оценку народонаселения Т. Р. Мальтуса. Рассмотрите взгляды Мальтуса на стоимость и прибыль, его теорию реализации.

Третий вопрос. Ознакомьтесь с экономическими воззрениями последователей Д. Рикардо: Джеймса Миля, Джона Рамсея Мак-Куллоха, Джона Стюарта Миля и Насау Сениора. Дайте оценку творчества этих авторов.

Четвертый вопрос. В середине XIX в. в Германии возникла Историческая школа. Важнейшими ее представителями явились Ф.Лист, В.Рошер, Б.Гильдебранд, К.Книс. Постарайтесь выяснить, какая особенность метода старой исторической школы позволила ей выделиться в особую разновидность политэкономии? Выясните взгляды авторов этой школы на экономические законы и социально-экономическую историю человечества.

В пятом вопросе необходимо рассмотреть отношение к классической теории Новой исторической школы и ее представителей: Г.Шмоллера, Л. Брентано, К. Бюхера. Обратите внимание на различные концепции периодизации экономической истории этой школы и определение роли государства в экономике. Изучите экономические концепции В.Зомбарта и М. Вебера.