Завершение классической политэкономии. Сторонники и критики
Вопросы для обсуждения
Экономические взгляды Ж.Б. Сэя.
Экономическая теория Т. Р. Мальтуса.
Рикардианская школа.
Историческая школа в Германии.
Новая историческая школа.
Методические указания
Адам Смит и Давид Рикардо положили начало классической политэкономии. В их трудах она достигла своей вершины. Следующие поколения экономистов разделились на сторонников и критиков классической школы. Ученики и сторонники идей А. Смита, Д. Рикардо развивали и конкретизировали теорию учителей, иногда привнося в нее принципиально новые идеи. Критики полностью отвергали классическую политэкономию, разрабатывая свой метод исследования экономической действительности. Данная тема посвящена изучению экономических теорий и школ в экономической теории, сложившихся в первой половине XIX в.
В первом вопросе рассмотрите теорию стоимости Жана Батиста Сэя, его учения о трех факторах производства и стоимостной производительности капитала. Изложите закон Сэя и его воззрения на проблемы воспроизводства. В заключение этого вопроса определите отношение Ж.Б. Сэя на возможность общего перепроизводства.
Во втором вопросе темы изложите теорию народонаселения Томаса Роберта Мальтуса. Эта теория также имеет своих сторонников в лице мальтузианцев и неомальтузианцев, и критиков в лице марксистов. Попытайтесь дать свою оценку народонаселения Т. Р. Мальтуса. Рассмотрите взгляды Мальтуса на стоимость и прибыль, его теорию реализации.
Третий вопрос. Ознакомьтесь с экономическими воззрениями последователей Д. Рикардо: Джеймса Миля, Джона Рамсея Мак-Куллоха, Джона Стюарта Миля и Насау Сениора. Дайте оценку творчества этих авторов.
Четвертый вопрос. В середине XIX в. в Германии возникла Историческая школа. Важнейшими ее представителями явились Ф.Лист, В.Рошер, Б.Гильдебранд, К.Книс. Постарайтесь выяснить, какая особенность метода старой исторической школы позволила ей выделиться в особую разновидность политэкономии? Выясните взгляды авторов этой школы на экономические законы и социально-экономическую историю человечества.
В пятом вопросе необходимо рассмотреть отношение к классической теории Новой исторической школы и ее представителей: Г.Шмоллера, Л. Брентано, К. Бюхера. Обратите внимание на различные концепции периодизации экономической истории этой школы и определение роли государства в экономике. Изучите экономические концепции В.Зомбарта и М. Вебера.
- Темы практических занятий
- Экономическая мысль в эпоху докапиталистических способов производства
- Рекомендуемая литература
- 2. Меркантилизм
- Рекомендуемая литература
- 3. Физиократизм
- Рекомендуемая литература
- Возникновение классической политэкономии
- Рекомендуемая литература
- Давид Рикардо и развитие классической политической экономии
- Рекомендуемая литература
- Завершение классической политэкономии. Сторонники и критики
- Рекомендуемая литература
- Возникновение и развитие мелкобуржуазной политэкономии и утопического социализма
- Рекомендуемая литература
- Экономическое учение марксизма
- Рекомендуемая литература
- 9. Экономические платформы партий и общественных движений России начала XX века
- Рекомендуемая литература
- 10. Экономические концепции ведущих отечественных экономистов 1920-1930-х гг.
- Рекомендуемая литература
- Возникновение маржинализма. Австрийская и лозанская школы
- Рекомендуемая литература
- Англо-американская школа
- Рекомендуемая литература
- Экономическая теория Джона Мейнарда Кейнса
- Рекомендуемая литература
- 14. Институциональное направление экономической мысли
- Рекомендуемая литература
- 15. Эволюция неоклассической школы и неолиберализм
- Рекомендуемая литература
- 4.3. Тесты
- 4. Что не соответствует взглядам ф. Аквинского на частную собственность:
- 5. Что не характерно для общества, рассматриваемого в «Утопии» Томаса Мора:
- 3. С т. Зр. Ибн-Хальдуна, неестественный способ приобретения богатства – это:
- 20. Какое утверждение неверно? ф. Хайек, как представитель либерализма:
- 5. Что не характерно для общества, основанного на идеях утопического социализма:
- 6. Для раннего меркантилизма характерно все перечисленное, кроме:
- 7. Что не характерно для экономической политики ж.Б. Кольбера во Франции в 17в.:
- 8. Какое утверждение неверно:
- 9. Что не соответствует концепции «естественного порядка», разработанной ф. Кенэ:
- 10. Физиократы:
- 4. «Справедливость» с точки зрения ф. Аквинского - это все перечисленное, кроме:
- 5. Что не характерно для общества в «Городе Солнца» Томмазо Кампанеллы:
- 17. Что не относится к экономическим идеям а. Маршалла:
- Тематика рефератов
- 355029, Г. Ставрополь, пр. Кулакова, 2