logo search
АХД ШПОРЫ НОВЫЕ

45. Анализ уровня и динамики рентабельности продаж, факторы ее определяющие.

Рентабельностьэто относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования капитала, ресурсов, являющийся мерой доходности предприятия в долгосрочном периоде.

В основе построения коэффициента рентабельности продаж лежит отношение прибыли (чаше всего в расчет показателей рентабельности включают чистую прибыль) к выручке от реализации продукции.

Показатели рентабельности могут быть рассчитаны как коэффициенты и тогда представлены в виде десятичнойдроби или в виде показателей рентабельности и тогда представлены в виде процентов.

Показатели рентабельности рассчитываются на основании: Баланса ф.1и Отчета о финансовых результатах предприятия ф.2.

На изменение рентабельности продаж влияют два фактора: прибыль после налогообложения (в зависимости от целей анализа может использоваться прибыль отчетного периода, прибыль до налогообложения, прибыль от обычных видов деятельности) и выручка от реализации. На в свою очередь влияет изменения объема реализации и структура, себестоимость и цена реализованной продукции. На величинутакже влияют эти факторы. Поэтому при анализе рентабельности продаж (оборота) исследуется влияние этих факторов на изменение как, так и.

, где Воб – выручка от обычных видов деятельности;

, где В – выручка от обычных видов деятельности + операционные и внереализационные доходы и расходы

Первый шаг – расчет плановой рентабельности оборота при плановой прибыли и плановой выручке

Второй шаг – расчет рентабельности оборота при условии, когда прибыль и выручка отчетного периода от реализации (оборот) продукциипересчитаны на объем продаж отчетного периода без изменения цены и себестоимости продукции

Третий шаг – расчет рентабельности оборота при условии учета влияния изменения прибыли за счет изменения фактора «средней цены, по которой реализуется продукция».

При анализе влияния изменения рентабельности оборота за счет изменения прибылии выручкипод влиянием фактора «затраты на производство (себестоимость) продукции» исходим из предположения, что при сравнении прибыли в фактических объемах, при фактической структуре реализованной продукции, при фактических ценах и фактических затратах, с прибылью, которую могло бы получить предприятие при базовой (плановой) величине затрат и фактических значениях остальных факторов. Факторный анализ рентабельности продаж.Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид: