logo search
otvety_na_ekonomiku

35.Понятие ценообразования, виды цен и принципы установления цен на продукцию и тарифов на электроэнергию.

Цена – это денежное выражение стоимости единицы товара.

В условиях рыночных отношений резко возрастает роль цены для любой коммерческой организации. От уровня цен зависит величина прибыли, конкурентоспособность продукции, финансовая устойчивость предприятия.

Ценообразование – это способ, правило установления новых цен и изменение действующий, т. е. ценообразование предопределяет величину цены – это производственный подход.

Цена на товар может быть слишком низкой или слишком высокой и возможной в зависимости от того, какой фактор берется в основу цены.

Сл высЦ – спроса нет, прибыли нет. На возм Ц влияют себестоимость, цена аналогов, цена товаров-заменителей. Сл низкЦ – спрос есть прибыли нет.

Методы ценообразования:

1. На основе издержек производства: Ц= С+П - где С – себестоимость единицы продукции; П – прибыль;

2. С ориентацией на спрос. Используется при условии наличия на рынке взаимозаменяемых товаров

3.С ориентацией на конкуренцию. Производители стремятся сохранить постоянную зависимость м/у ценами и затратами или ценами и уравнением спроса.

4. С ориент. на нахождение равновесия м/у издержками производства и конкуренции

По характеру обслуживанию оборота выделяют оптовую цену предприятия, оптовую цену промышленности, розничную цену.

Оптовая цена предприятия включает в себя себестоимость + прибыль предприятия + акцизный налог + НДС. По оптовой цене предприятия оценивается товарная продукция предприятия. При оценке товарной продукции самого предприятия не учитываются акцизы и НДС, потому что акцизы сразу перечисляются, НДС имеет определенный счет.

Оптовая цена промышленности включает в себя отпускную цену предприятия и наценки посредниками организацией. По этой цене продукция покупается потребителем.

В состав розничной цены включается оптовая цена продукции и торговые наценки. По этой цене товары продаются через розничную торговую сеть населению и др. организациям.

Кроме цены существует понятие тарифы.

Тарифы – это цена на услуги, когда не создается продукт в его материальной вещественной форме, а меняется качество имеющегося продукта.

Тарифы на электроэнергию устанавливаются в виде одноставочного и двухставочного тарифа. Одноставочный тариф применяется к тем предприятиям и организациям, когда потребляемая мощность менее 750 кВА. Плата осуществляется только за потребляемую электроэнергию. Двухставочный тариф применяется к тем предприятиям и организациям, когда потребляемая мощность более или равна 750 кВА. Рассчитывается ставка за кВт•ч и за заявленную мощность за кВт (месяц). Двухставочный применяется к заводам, фабрикам, строительным организациям, а одноставочный тариф –школы, ЖКХ и др.

По способу регулирования цены различаются:

нерегулируемые – т.е. цены устанавливаются на тот или иной вид продукции под контролем государства. (фиксированные)

договорно-контрактные – они устанавливаются по соглашению между продавцом и покупателем. Фиксируя контрактом документально до акта купли – продажи.

свободные(рыночные) – формируются без вмешательства государства устанавливаются производителем на основе спроса и предложения.

жестко - фиксированные – назначаются только государством, и продавец и покупатель не могут их изменять.

Принцип установления цены.

Определяет установление оптимальной цены, которая должна полностью возместить все издержки по производству и реализации продукции получить прибыль.