Рекомендуемые критерии для оценки предлагаемых программ
Оценивание программ целесообразно проводить по четырем направлениям:
1. Адекватность целям социальной политики.
2. Значимость для достижения целей социальной политики.
3. Осуществимость (реализуемость и результативность) .
Эффективность.
1. Адекватность целям социальной политики. Оценивается соответствие предлагаемой программы (проекта) целям и задачам той государственной (муниципальной) программы, для участия в которой подается заявка.
2. Значимость для достижения целей социальной политики. Оценивается возможное воздействие результатов программы (проекта) на социальную ситуацию в регионе, возможный вклад в реализацию целей той государственной (муниципальной) программы, для участия в которой подается заявка, соответствие предлагаемой программы (проекта) приоритетам проводимой политики.
Осуществимость (реализуемость и результативность). Оценивается достижимость заявленного результата; мера, в которой реально ожидаемый результат будет соответствовать целям предлагаемой программы(проекта).
Критерии оценки осуществимости программ :
- степень проработанности программы (насколько ясно в заявке сформулированы проблемы, цели, мероприятия, результаты программы, даны ответы на вопросы, предусмотренные установленной формой заявки);
- соответствие между проблемами, целями и содержанием программы (обеспечат ли мероприятия программы достижения ее целей, а достижение целей - решение сформулированной проблемы);
- институциональная готовность (соответствует ли форма и цели организации, предлагающей программу, целям проекта, или для его реализации необходимо создавать новые структуры);
- организационно-управленческий потенциал руководителя проекта (административная способность руководителя проекта, результативность его предыдущей деятельности);
- сформированность материально-технической базы для реализации программы;
- разнообразие источников финансирования (чем оно больше, тем выше вероятность реализации программы);
- степень соответствия фактических и заявленных результатов с учетом реального финансирования (для программ, получавших финансовую поддержку из бюджета в предыдущий период).
4. Эффективность программы.
Оценивается соотношение затрат и результатов программы. Оправдывает ли размер совокупных (из всех источников) затрат на программу получаемый от нее эффект? Стоят ли результаты таких затрат? Каков эффект от реализации программы, если сопоставить его только с требуемыми бюджетными затратами?
Пример поддержки проектов и программ на конкурсной основе.
Согласно Закону Иркутской области « Об областном бюджете на 1997 год » всего на социально-культурные мероприятия было выделено 559570 млн.рублей .
Одной из программ социальной политики ,на проведение которой выделяются средства из областного бюджета , является программа «Летний отдых детей», расходы на проведение которой в 1997 г. были утверждены в сумме 19000 млн.рублей.
Средства из областного бюджета на организацию летнего отдыха детей были распределены среди следующих органов :
Управление образования - 10888,6 млн.рублей
Управление социальной защиты населения - 3747 млн.рублей
Комитет по социальной политике - 2764,4 млн.рублей
Комитет по физкультуре и спорту - 1000 млн.рублей
Госсанэпиднадзор - 600 млн.рублей.
Комитет по социальной политике в данном списке представлен отделом по делам молодёжи . Этот отдел при участии заинтересованных ведомств , общественных объединений и организаций с 1 января 1997 г. по 31 декабря 1997 г. проводил конкурс вариативных программ в сфере отдыха , оздоровления детей , подростков и молодёжи .
Целью конкурса было :
- создание условий для практической реализации инновационных программ и проектов ;
Задачами конкурса:
- поддержка инициатив и перспективных программ деятельности детских оздоровительно-образовательных учреждений , общественных объединений и организаций , их реализация в рамках Президентской программы «Молодёжь России»;
-стимулирование творческих коллективов , осуществляющих оздоровительно-образовательную деятельность с детьми и подростками .
На конкурс были предоставлены проекты и программы
-оздоровительно-образовательных учреждений и объединений всех типов , независимо от форм собственности и организационно-правового статуса ;
-городских и областных общественных организаций и объединений , зарегистрированных в органах юстиции РФ ;
-учреждений , предприятий , физических лиц .
Итоги конкурса подводились Экспертным советом отдела по делам молодёжи Комитета по социальной политике администрации Иркутской области . В состав Экспертного совета , утвержденного председателем комитета по делам молодёжи , входили представители общественных организаций и объединений , руководители оздоровительно-образовательных учреждений .
Задачей Экспертного совета являлось:
- проведение анализа программ и проектов при помощи независимых экспертов ;
-отбор программ-победителей ;
-определение размеров финансирования , исходя из средств , выделяемых из областного бюджета на мероприятия по организации летнего отдыха детей и другими ведомствами;
-передача сообщений о победителях в средства массовой информации ;
-работа по привлечению различных организаций , банков , предприятий для финансирования программ ,поступивших на конкурс ;
-предоставление материалов победителей для участия во Всероссийском конкурсе вариативных программ , проводимого Комитетом РФ по делам молодёжи .
Положение о конкурсе было направлено в органы исполнительной власти по делам молодёжи , в заинтересованные общественные организации , в средства массовой информации.
В ходе подготовки и проведения летних оздоровительных лагерей для детей и подростков отделом по делам молодёжи было задействовано 10 детских и молодёжных общественных организаций (всего на данный момент по данным отдела юстиции Иркутской области зарегистрировано 8 детских и 11 молодёжных общественных объединений )
Экспертный Совет утвердил реализацию 19 программ , предложенных общественными организациями и объединениями (Приложение 6). Финансирование этих программ осуществлялось через органы по делам молодёжи из средств областного бюджета и других источников . Два из представленных проекта победили во Всероссийском конкурсе . Они финансировались из средств федерального бюджета , выделенных на Президентскую программу «Молодёжь России».
Комитет по делам молодёжи администрации области заключил договор о расходовании полученных средств с организациями и учреждениями , предоставившими программы и получившими гранты .
Структура конкурсного отбора и реализации вариативных программ представлена на Рисунке 2.1.
- Глава1 социально-экономическая политика государства и развитие третьего сектора
- Введение понятия « Третий сектор »
- Причины заинтересованности государства и органов местного самоуправления во взаимодействии с Третьим сектором
- Возможные формы поддержки и сотрудничества государственных и муниципальных органов с независимыми некоммерческими организациями.
- Третий сектор и цели государственной политики
- Органы, производящие государственную регистрацию некоммерческих организаций
- Основания отказа в государственной регистрации некоммерческой организации
- Постановка некоммерческих организаций на учет в государственных органах
- Министерство юстиции и его местные органы
- Местная администрация
- Государственный комитет Российской Федерации по статистике.
- Фонд социального страхования России.
- Пенсионный фонд Российской Федерации.
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации.
- 1.8.Основные принципы налогообложения некоммерческих организаций
- 1.9.Налоговые льготы организациям Третьего сектора
- Права региональных и местных органов
- Стимулирование развития Третьего сектора: льготы по налогам на прибыль и имущество предприятий
- Стимулы решения приоритетных задач
- Глава 2
- Оказание "неотложной социальной помощи ":
- 2.2.Координация деятельности и совместная разработка программ
- 2.3.Размещение заказа на выполнение социальных услуг
- Организация конкурса
- Поддержка проектов и программ некоммерческих организаций
- Рекомендуемые критерии для оценки предлагаемых программ
- Глава 3
- 3.2.Предложения по созданию Координационного Совета некоммерческих организаций и органов государственной власти.
- 1.Общие положения
- 3.Совет при осуществлении своей деятельности имеет право :
- 5.Аппарат Совета .
- 6.Обеспечение деятельности Совета .
- 6.1. Правовое обеспечение деятельности Совета осуществляется согласно Федеральному Закону «Об общественных объединениях »
- Информационный отдел
- 3.3.Характеристика программных средств
- Структура Microsoft Access
- 3.4.База данных «нко» общественных и некоммерческих организаций г. Иркутска и Иркутской области.
- Главное меню базы данных nko