25. Управление персоналом предприятия.
Управление персоналом является частью управления предприятием в целом, но занимает в нем особое положение в связи со спецификой данного фактора производства. Управление персоналом на предприятии– это деятельность, выполняемая в организации, которая позволяет реализовывать и обобщать широкий спектр вопросов учета личного фактора в системе управления предприятием.
Управление персоналом имеет два основных аспекта:функциональный и организационный. При функциональном подходе в системе управления персоналом выделяют основные элементы:
определение общей стратегии, планирование персонала, привлечение, отбор и оценку персонала, повышение квалификации и переподготовку кадров, определение условий труда, разработку политики заработной платы персонала. Поэтому на каждом предприятии должна быть разработана кадровая политика, которая включает в себя:
отбор и продвижение кадров;
подготовку кадров и их непрерывное обучение;
процедуру найма работников;
расстановку работников в соответствии со сложившейся системой производства;
стимулирование труда;
совершенствование организации труда; создание благоприятных условий для работников предприятия.
Структура службы управления персоналом во многом определяется характером деятельности и размерами предприятия, особенностями выпускаемой продукции и другими факторами. На мелких и средних предприятиях многие функции по управлению персоналом выполняются преимущественно линейными руководителями, а на крупных предприятиях создаются самостоятельные структурные подразделения по выполнению этих функций.
Обобщая опыт зарубежных и отечественных предприятий, можно сформулировать следующие цели системы управления персоналом:
обеспечение кадрами;
организация их эффективного использования;
профессиональная подготовка;
социальное развитие коллектива.
В соответствии с этими целями формируется система управления персоналом предприятия. В качестве базы для ее построения могут быть использованы различные методы. Методы управления персоналом – это способы воздействия на коллективы и на отдельных работников с целью координации их деятельности в процессе производства. Различают административные, экономические и социально-психологические методы.
Административные методыориентированы на такие мотивы поведения, как осознание необходимости дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенных организациях и т. п. Эти методы отличает прямой характер их воздействия, т. е. любой регламентирующий или администрирующий акт подлежит обязательному исполнению. Для данных методов также характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.
Экономические методыиспользуются путем осуществления материальной стимуляции коллектива и отдельных работников, т. е. они основаны на использовании экономического механизма.
Социально-психологические методызаключаются в применении социального механизма – системы взаимоотношений в коллективе, социальных потребностей и т. д.
Общим для экономических и социально-психологических методов является косвенный характер их воздействия, поэтому нельзя рассчитывать на автоматическое действие этих методов и очень сложно определить силу их воздействия на конечный результат.
Управление персоналом включает и регулирование режима труда и отдыха, под которым понимают установленный на предприятии распорядок, регламентирующий рациональное чередование времени работы и отдыха в течение рабочей смены, недели, месяца и года в целях обеспечения наиболее полного использования средств производства, высокой работоспособности рабочей силы и восстановления работоспособности во время отдыха.
Режим работы на предприятии определяется правилами внутреннего трудового распорядка, утвержденными администрацией по согласованию с выборным профсоюзным органом с учетом специфики работы, мнения трудового коллектива и при соблюдении установленной продолжительности рабочей недели. Внутрисменный режим труда и отдыха включает перерыв на обед и кратковременные перерывы на отдых. Время кратковременных перерывов в отличие от обеденного перерыва является частью рабочего времени и учитывается при нормировании труда, т. е. эти перерывы регламентируются. Недельные режимы труда и отдыха учитывают время работы в течение недели и в выходные дни, годовой режим предусматривает и время отпуска.
Условия труда– это совокупность факторов производственной среды, влияющих на здоровье и работоспособность человека в процессе труда. Они определяются природными, социально-экономическими и организационно-техническими факторами и оказывают существенное влияние на издержки производства и конкурентоспособность предприятия. В соответствии с действующими санитарно-гигиеническими критериями оценки условия труда подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные (экстремальные). Условия труда на предприятии являются объектом государственного регулирования. Обеспечение здоровых и безопасных условий труда возлагается на администрацию предприятий и организаций.
Важной функцией управления персоналом принято считать умение управлять конфликтами в трудовом коллективе. Конфликт представляет собой столкновение противоположных целей, интересов, мнений двух или нескольких человек. По направленности конфликты делятся на горизонтальные и вертикальные. Первые в отличие от вторых не затрагивают находящихся в подчинении друг у друга людей. Решением конфликта может быть устранение причин, породивших его, или изменение целей участников конфликта.
- 1. Понятие, признаки и задачи предприятия.
- 2. Классификация предприятий.
- 3. Производственная структура предприятия.
- 4. Пути совершенствования производственной структуры предприятия.
- 5. Внешняя и внутренняя среда предприятия.
- 6. Сущность и эволюция предпринимательства.
- 7. Виды и формы предпринимательства.
- 8. Организационно-правовые формы предприятий в Российской Федерации.
- 9. Малый бизнес и особенности его функционирования в экономике страны.
- 10. Понятие продукции и услуг.
- 11. Понятие и показатели качества продукции.
- 12. Конкурентоспособность продукции, ее сущность и методы определения.
- 13. Сущность, формы и показатели уровня специализации и кооперирования производства.
- 14. Экономическая эффективность специализации и кооперирования производства.
- 15. Сущность, формы и показатели уровня комбинирования производства.
- 16. Экономические аспекты комбинирования промышленного производства.
- 17. Экономическая сущность, классификация и стоимостная оценка основных фондов на предприятии.
- 18. Износ, амортизация и воспроизводство основных фондов.
- 19. Показатели и пути улучшения использования основных фондов на предприятии.
- 1. Обобщающие показатели использования основных фондов.
- 20. Понятие, классификация и структура оборотных средств.
- 21. Нормирование оборотных средств.
- 22. Показатели эффективности использования оборотных средств и пути ускорения оборачиваемости.
- 23. Рынок труда.
- 24. Состав и структура персонала предприятия.
- 25. Управление персоналом предприятия.
- 26. Организация и нормирование труда.
- 27. Сущность, функции и принципы заработной платы.
- 28. Тарифная система и ее элементы.
- 29. Формы и системы заработной платы.
- 30. Особые условия оплаты труда и премирования работников.
- 31. Регулирование заработной платы.
- 32. Производственное планирование: принципы, методы. Виды планов.
- 33. Производственная программа и мощность .
- 34. Подготовка нового производства .
- 35. Бизнес-план предприятия.
- 36. Сущность и виды издержек.
- 37. Классификация затрат.
- 38. Переменные и постоянные издержки производства.
- 39. Смета затрат и калькулирование себестоимости продукции.
- 40. Сущность прибыли и ее структура.
- 41. Источники формирования и направления использования прибыли.
- 42. Критический объем производства.
- 43. Сущность экономической эффективности производства.
- 44. Оценка эффективности и состояния баланса.
- 45. Сущность и функции цены как экономической категории.
- 46. Система цен и их классификация.
- 47. Факторы, влияющие на уровень цен.
- 48. Понятие и классификация инвестиций. Инвестиционная деятельность предприятия.
- 49. Экономическая эффективность инвестиционных проектов.
- 50. Понятие и классификация инноваций.
- 51. Сущность стратегии предприятия. Экономическая и функциональная стратегии.
- 52. Разработка маркетинговой и товарной стратегии.
- 53. Ценовая политика на различных рынках.
- 54. Повышение качества конкурентоспособности как стратегия устойчивого развития предприятия.
- 55. Сущность управления и его функции.
- 56. Организационная структура управления предприятием.
- 57. Принятие управленческих решений на предприятии.
- 58. Основные направления совершенствования управления предприятием.
- 59. Производственный процесс и его структура.
- 60. Производственный цикл: понятие, структура и факторы, определяющие его длительность.
- 61. Типы, формы и методы организации производства.
- 62. Понятие и функции маркетинга.
- 63. Маркетинг предприятия.
- 64. Система маркетинга как фактор повышения устойчивости и адаптации предприятий к рынку.
- 65. Определение, задачи и принципы логистики.
- 66. Организация построения логистических систем.
- 67. Основные логистические концепции и системы
- 68. Понятие качества продукции.
- 69. Система показателей качества продукции.
- 70. Управление качеством.
- 71. Статистические методы контроля и управления качеством продукции.
- 72. Риски предприятий: их виды и особенности.
- 73. Управление рисками и их предупреждение.
- 74. Обеспечение страховой защиты рисков предприятий.
- 75. Сущность договора, его виды.
- 76. Заключение, изменение и расторжение договора.
- 77. Экономические споры и их разрешение.
- 78. Сущность банкротства и антикризисного управления.
- 79. Основные факторы банкротства предприятий.
- 80. Процедура банкротства на основе антикризисного законодательства.