18 Вопрос: Расчет емкости рынка, как часть обоснования экономического успеха реализации деловой идеи. Способы и методы расчета емкости рынка
Наиболее часто возникающими проблемами в процессе деятельности практически всех предприятий, является определение возможного объема реализации продукции или выявление объема продаж продукции на рынке в целях определения своей доли рынка и разработки дальнейших направлений развития. В качестве рынка может рассматриваться как некоторая географическая территория, так и совокупность потребителей (рыночный сегмент). Изучение объемов продаж продукции на рынке предполагает определение специфического рыночного показателя – емкости рынка.
Емкость рынка – это существующий или потенциально возможный объем реализации товара в течение определенного периода времени.
Различают потенциальную и реальную емкость рынка. Потенциальная емкость обозначает максимально возможный объем продаж в рыночной ситуации, когда все потенциальные клиенты приобретают товары исходя из максимального уровня их потребления. Реальная емкость оценивается как достижение фактического или прогнозируемого объема продаж анализируемого товара.
Объем товара определяется на основе статистических данных, если он равен величине спроса. Но в официальной статистике, к сожалению, предлагаются данные по объемам производства, а не по объемам продаж. Кроме того, многие предприятия занижают или искажают данные об объемах производства и отгрузки товаров с целью ухода от налогов. К тому же более половины импортной продукции проходит по линии криминальной теневой экономики и не учитывается надлежащим образом. Все это приводит к существенному искажению показателей емкости рынка, основанных на официальных данных статистики.
Исходя из этого, рассмотрим возможные в реальных условиях методы и способы оценки рынка.
Чтобы правильно выбрать способ расчета, необходимо ответить на вопрос, с какой целью определяется емкость рынка:
- для достижения лидерства на рынке;
- для решения вопроса о расчете объемов производства или о переходе на новую номенклатуру;
- для оценки степени развития различных сегментов рынка и степени их насыщения (для начинающих торговых организаций);
- для своевременного расширения объемов продаж, выявления степени влияния конкуренции и выбора ассортимента наиболее эффективно реализуемых товаров;
- для того чтобы знать соотношение объемов продаж импортных и отечественных товаров (для производителей и торгующих предприятий);
- для опережения конкурентов необходимо знать емкость рынка в пределах ограниченной территории (района, города, региона);
- для нахождения других параметров (рыночной доли, динамики изменения насыщения рынка, выявления структурированности и др.).
Когда говорят о емкости рынка, совсем не обязательно проводить расчеты для всех его сегментов. На практике чаще определяется емкость рынка:
- про району (для опережения ближайших конкурентов);
- по городу (для занятия лидирующего положения по продажам отдельного вида товаров или в целом по отрасли);
- по региону (для оценки работы своих филиалов и региональных представителей, а так же для оценки региональной конкуренции);
- только по отечественным товарам;
- только по импортным товарам;
- отдельно по группе привлекательных товаров.
Расчет емкости рынка необходим для того, чтобы правильно оценить динамику изменения на рынке, оценить перспективы рынка и понять, какую долю рынка занимает продукт/марка.
Емкость рынка измеряется в натуральном и/или денежном показателях в рамках определенного географического сегмента, обычно за временной период берется год (в силу сезонности многих товаров).
Ёмкость рынка имеет тенденцию к росту, к снижению или остаётся неизменной. Емкость рынка зависит от потребности рынка в данном товаре или услуге, а также других факторов.
Расчетная ёмкости рынка - это, "расчетная или прогнозируемая величина" и не более того. Эта величина рассчитывается на основании определенных предположений и обобщений различных фактов, имевших место в прошлом, но не в будущем. Однако часто случается, что расчетные и реальные показатели ёмкости рынка рознятся.
Математически, ёмкость рынка можно выразить следующим образом:
Е = М х С; где:
Е - емкость рынка в натуральном или денежном выражении (ед./год, руб./год.);
М - количество реализуемого товара в год (ед.);
С - стоимость товара (руб.)
Существуют различные подходы и методы по расчету ёмкости рынка:
1. Экспертный подход к определению ёмкости рынка;
2. Экономико-математическое моделирование ёмкости рынка;
Наиболее простым методом оценки емкости рынка при экономико-математическом подходе является формирование трендовых моделей, которые основываются на математическом выравнивании динамического ряда фактических значений общего потребления конкретной группы товаров или услуг, имевших место в отдельные моменты времени t, посредством выбора функциональной зависимости и расчета ее параметров, т.е. определение зависимостей вида:
E = f(t),
где E - величина емкости рынка конкретной группы товаров или услуг; t - временной параметр.
Полученные трендовые модели обеспечивают возможность экстраполяции выявленных зависимостей на планируемые моменты времени с целью получения прогнозных оценок емкости рынка.
3. Метод прогнозирования
4. Метод средней оценки по индивидуальным оценкам экспертов.
Эксперты - сотрудники организации, внешние эксперты и консультанты - высказывают индивидуальное мнение относительно возможного значения емкости рынка в планируемом периоде. На основе оценок всех экспертов рассчитывается окончательная оценка емкости рынка как простое среднее арифметическое индивидуальных оценок экспертов.
5. Метод пессимистических, оптимистических и наиболее вероятностных мнений. Эксперты высказывают пессимистическое, оптимистическое и наиболее вероятностное мнения относительно величины емкости рынка; каждому мнению присваивается весовой коэффициент, характеризующий вероятность возникновения ситуации, при которой фактическая емкость рынка будет соответствовать экспертной оценке. По каждому эксперту определяется итоговая оценка как среднее арифметическое взвешенное оптимистической, пессимистической и наиболее вероятностной оценок с учетом их весовых коэффициентов. Средняя арифметическая простая из итоговых оценок экспертов характеризует прогноз емкости рынка.
6. Метод комиссии. Группа специалистов организации, отраслевых экспертов выносит согласованное решение относительно возможного значения емкости рынка в планируемом периоде.
7. Метод «Дельфи». Многоразовые индивидуальные опросы экспертов: оценки экспертов, полученные при первом опросе, предоставляются каждому эксперту с тем, чтобы он уточнил свою индивидуальную оценку с учетом мнения других экспертов. Процедуры уточнения мнений проводятся до тех пор, пока разброс мнений всех экспертов не будет соответствовать заранее определенному значению их дисперсии; окончательная прогнозная оценка емкости рынка является средней индивидуальных экспертных заключений.
8. Метод сводного индекса готовности приобретения продукции потенциальными потребителями. Потенциальные потребители продукции выражают свое отношение к степени привлекательности для них определенной групп продукции.
Методика расчета ёмкости рынка основанная на статистических данных, а так же ряд других методик.
Следует иметь в виду, что любой расчет емкости рынка имеет свои особенности, и порой требует введения определенных поправочных коэффициентов.
- 1 Вопрос: История развития предпринимательской деятельности в России
- 2 Вопрос: Современное состояние российской экономики
- 3 Вопрос: Предпринимательская деятельность – важнейший фактор общественного производства
- 4 Вопрос: Соотношение категорий «бизнес» и «предпринимательство»
- 5 Вопрос: Классификационные признаки предпринимательской деятельности
- 6 Вопрос: Условия, необходимые для нормального развития рыночной экономики. Типы рыночной экономики
- 7 Вопрос: Предпринимательство, как основа интенсивного, продуктивного характера экономики. Важнейшие условия эффективного развития предпринимательства
- 8 Вопрос: Характерные принципы и признаки предпринимательства
- 9 Вопрос: Хозяйственный риск – характерный признак управленческих решений в предпринимательстве
- 10 Вопрос: Роль и значение «сделки» в предпринимательстве
- 11 Вопрос: Субъекты предпринимательства. Ограниченность прав граждан иностранных государств на ведение бизнеса в России Субъекты предпринимательства
- Ограниченность прав граждан иностранных государств на ведение бизнеса в России
- 12 Вопрос: Внешняя среда предпринимательства
- 13 Вопрос: Важнейшие виды предпринимательской деятельности
- 1. Производственное предпринимательство
- 2. Коммерческое (торговое) предпринимательство
- 3. Финансово-кредитное предпринимательство
- 4. Посредническое предпринимательство
- 5. Страховое предпринимательство
- 14 Вопрос: Механизм производственной предпринимательской деятельности
- 15 Вопрос: Предпринимательская идея и ее значение в современном бизнесе
- 16 Вопрос: Важнейшие статьи затрат, связанные с реализацией деловой идеи
- 17 Вопрос: Способы и методы расчета потенциального экономического эффекта, связанного с реализацией деловой идеей
- 18 Вопрос: Расчет емкости рынка, как часть обоснования экономического успеха реализации деловой идеи. Способы и методы расчета емкости рынка
- 19 Вопрос: Бизнес–планы – неотъемлемая часть организации новых производств, его полезность для торгового предпринимательства
- Бизнес-план для коммерческого (торгового) предпринимательства
- 20 Вопрос: Отличие торгового предпринимательства от производственного
- Типы маркетинговых исследований
- Существующие способы продаж
- 22 Вопрос: Программа коммерческой сделки в соответствии с общей схемой торговой деятельности
- 23 Вопрос: Экспортно–импортная сделка, как специфический объект коммерческого предпринимательства. Национальные отличия, влияющие на результаты маркетинговых исследований
- 24 Вопрос: Механизм финансовой предпринимательской деятельности
- 25 Вопрос: Предприятие, как типовая форма организации хозяйственной деятельности. Ее изменение во времени
- 26 Вопрос: Предприятие, как юридическое лицо. Коммерческие и некоммерческие предприятия. Фирма и предприятие, соотношение понятий
- Фирма и предприятие, соотношение понятий
- 27 Вопрос: Организационно–правовая форма предприятий и формы собственности. Содержание прав хозяйственного ведения и оперативного управления
- Содержание права хозяйственного ведения и оперативного управления
- 28 Вопрос: Две формы правового статуса предпринимателя
- 29 Вопрос: Права и ответственность предпринимателей, участников и акционеров. Права и ответственность предпринимателей
- Права и ответственность акционеров
- Права и ответственность участников
- 30 Вопрос: Важнейшие деловые качества предпринимателя
- 31 Вопрос: Предпринимательство и проблемы этики
- 32 Вопрос: Значимость учредительных документов для предпринимательской деятельности. Роль учредителей, ограничения иностранцев в роли учредителей
- 33 Вопрос: Устав предприятия, цель и содержание
- 34 Вопрос: Учредительный договор предприятия, цель и содержание
- 35 Вопрос: Основные типы и виды коллективного предпринимательства
- 2 Тип. Коллективное предпринимательство на базе групповой (совместной) собственности
- 3 Тип. Коллективное предпринимательство на базе совместно-долевой собственности
- 4 Тип. Коллективное предпринимательство на базе ассоциированной собственности
- 36 Вопрос: Хозяйственные товарищества, основные типы
- 37 Вопрос: Хозяйственные общества, общество с ограниченной ответственностью и общество с дополнительной ответственностью
- Общество с ограниченной ответственностью: понятие, образование, учредительные документы, уставный капитал, органы.
- Общество с дополнительной ответственностью
- 38 Вопрос: Хозяйственные общества, открытое акционерное общество и закрытое акционерное общество
- Открытое акционерное общество, оао
- Закрытое акционерное общество, зао
- 39 Вопрос: Дочерние, зависимые общества и производственные кооперативы Статья 105. Дочернее хозяйственное общество
- Статья 106. Зависимое хозяйственное общество
- Статья 107. Понятие производственного кооператива
- 40 Вопрос: Фирменное наименование, как особый вид интеллектуальной собственности
- 41 Вопрос: Способы вхождения в бизнес. Сравнительные характеристики
- 42 Вопрос: Учреждение предприятия. Основные проблемы и обязательные мероприятия Учреждение предприятия
- Основные проблемы при создании предприятия
- 43 Вопрос: Проблемы и сложности при учреждении предприятия
- 44 Вопрос: Содержание традиционной системы налогообложения
- 45 Вопрос: Содержание специальных налоговых режимов, применяемых к малым предприятиям
- 46 Вопрос: Отличие механизма регистрации нового предприятия по новому законодательству
- 47 Вопрос: Роль и значение лицензий и аккредитации предпринимательской деятельности
- 48 Вопрос: Обязательная и добровольная сертификации товаров и услуг Обязательная сертификация продукции
- Добровольная сертификация продукции
- 49 Вопрос: Способы и методы вхождения в бизнес
- Методы вхождения в бизнес
- 50 Вопрос: Расчет балансовой стоимости предприятия. Применение на практике
- Как определить балансовую стоимость
- Применение на практике
- 51 Вопрос: Содержание важнейших составляющих балансовой стоимости предприятия
- 52 Вопрос: Специфика вхождение в бизнес через покупку предприятий.
- Трастовый договор
- 54 Вопрос: Наследование предприятия, как способ вхождения в бизнес
- Наследование предприятия
- 55 Вопрос: Понятие экономической безопасности бизнеса
- 56 Вопрос: Предпринимательство и управление рисками
- Методы Обеспечения Безопасности
- 59 Вопрос: Технико–экономическое обоснование эффективности предпринимательского проекта
- 60 Вопросы: Презентации предпринимательского проекта, содержание и основные требования
- 61 Вопрос: Использование современных программных средств и информационных технологий в процессе разработки предпринимательских проектов
- 62 Вопрос: Сущность финансового предпринимательства, его источники