logo search
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ТОРГОВЛЕ / Концепция ценообразования

5. Система ценового мониторинга

Создание системы ценового мониторинга подразумевает отслеживание цен, ценообразующих факторов на основных сегментах рынка - внутреннем, внешнем, рынке потребительских товаров, промышленной продукции, услуг, рынке труда и оперативное их прогнозирование. Необходимо, чтобы эта конструкция была системной, то есть включала определенные низовые и республиканские уровни мониторинга, охватывала важнейшие сегменты рынков и была направлена на достаточно быстрое выявление ценовых дисбалансов и проблем в целях оперативного принятия упреждающих решений и создания ценовых информационных ресурсов для субъектов хозяйствования и населения.

Важнейшей задачей мониторинга является также выявление тенденций в изменении цен, связанных с отклонением от их прогнозных и программных значений, утвержденных в соответствующих государственных документах.

Мониторинг ведется как на систематической, так и на разовой основе для углубленного анализа ценовой ситуации в той или иной сфере экономики. Обязательным условием мониторинга является обеспечение прозрачности и доступности ценовой информации для всех участников рынка.

В этих целях создается Автоматизированная информационная система по ценам на товары и услуги (АИС "Цены"). Выполнение работ по ее созданию осуществляет Национальная академия наук Беларуси и государственное научное учреждение "Научно-исследовательский экономический институт Министерства экономики".

В процессе ее реализации предусматривается:

создание единого сетевого и информационного пространства по вопросам ценообразования с возможностью его выхода на национальные и международные ресурсы;

создание комплекса баз данных по ценам, формирование целостной системы информационных ресурсов по вопросам ценообразования;

автоматизация работ по сбору и обработке ценовой информации, получаемой от организаций республики, из зарубежных источников;

создание средств для накопления и представления информации по ценам республиканским органам государственного управления и субъектам хозяйствования, зарубежным пользователям;

создание средств компьютерного анализа динамики и прогноза цен на основе развернутого анализа данных, системы контроля обоснованности цен на важнейшие виды экспортной и импортной продукции.

В состав единого сетевого и информационного пространства по вопросам ценообразования входят государственные органы - пользователи и поставщики информации, организации республики.

Кроме государственного мониторинга за уровнем цен (тарифов), необходимо повысить роль общественности за процессами ценообразования на потребительском рынке. Мировая практика доказывает эффективность передачи части функций от государства к общественным организациям защиты прав потребителей, которые могут осуществлять повседневный оперативный контроль за качеством и ценами товаров, а также за услугами, предоставляемыми гражданам страны. Такой подход позволит более эффективно осуществлять контроль за изменением цен и тарифов на потребительские товары и услуги первой необходимости со стороны населения и общественных организаций. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 9 января 2002 г. "О защите прав потребителей" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 10, 2/839) общественные объединения потребителей имеют право вносить в республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы предложения о мерах по повышению качества товаров (работ, услуг), соблюдению правил ценообразования. Важные функции, которые могут и должны выполнять общественные объединения потребителей, заключаются в информировании населения о качественных характеристиках и ценах товаров и услуг различных производителей, а также проведении независимой экспертизы потребительских свойств товаров, обращающихся на белорусском потребительском рынке.