logo search
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ТОРГОВЛЕ / Концепция ценообразования

3.4. Устранение перекрестного и бюджетного субсидирования

через систему ценообразования и обеспечение мер

социальной защиты населения

Применение перекрестного субсидирования обусловлено особенностями структуры народного хозяйства и условиями трансформации экономики в начале 90-х годов.

Государство прямо или косвенно перераспределяет ресурсы в форме субсидий из средств бюджета, а также несет расходы в социальной сфере для поддержания уровня жизни населения. Субсидируется содержание жилья, потребление тепловой энергии, воды, транспортных услуг.

Сдерживая рост цен и тарифов для населения и поддерживая их относительно низкий уровень, государство субсидирует домашние хозяйства за счет повышения цен для юридических лиц.

Задача доведения уровня возмещения затрат населением за оказанные услуги до 100 процентов и соответственно ликвидации субсидий поставлена в Концепции развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь на период до 2015 года, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. N 943 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., N 79, 5/12779). В Концепции предусмотрен постепенный перевод жилищно-коммунального хозяйства в режим безубыточного функционирования при обеспечении адресной поддержки малообеспеченных граждан и развитии конкурентной среды на рынке жилищно-коммунальных услуг. На завершающем этапе реформирования жилищно-коммунального хозяйства предполагается, что действующие тарифы будут возмещать затраты 100 процентов, а также средства на расширенное воспроизводство.

Учитывая экономическую ситуацию в республике, в том числе продолжающиеся инфляционные процессы, будет проводиться работа по совершенствованию тарифов на жилищно-коммунальные услуги прежде всего за счет планомерного снижения себестоимости при одновременном повышении уровня возмещения затрат на жилищно-коммунальные услуги платежами граждан.

На период доведения уровня возмещения затрат платежами граждан до полной окупаемости сохранится государственное регулирование тарифов в сфере жилищно-коммунальных услуг. В целях экономической заинтересованности производителей услуг будут сохранены все прочие источники возмещения затрат на предоставление услуг для населения: субсидии из бюджета, арендная плата и прочие доходы.

Сокращение и поэтапная ликвидация субсидирования цен повлечет изменение структуры расходов домашних хозяйств. Повышение цен и тарифов на газ, электрическую и тепловую энергию и жилищно-коммунальные услуги увеличивает стоимость минимальной потребительской корзины, став в то же время важным стимулом ресурсосбережения в быту. Высвободившиеся бюджетные средства будут адресно и дифференцированно направляться на повышение уровня доходов наименее обеспеченных категорий населения. Для исключения роста задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг будут использоваться такие формы прямых субсидий, при которых эти средства не могут быть использованы не по целевому назначению.

В числе механизмов социальной защиты наименее обеспеченных категорий населения предусматривается совершенствование порядка предоставления безналичных жилищных субсидий в качестве возмещения гражданам потерь в связи с ростом платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги. Безналичные жилищные субсидии предоставляются гражданам, для которых сумма платы за коммунальные услуги по установленным нормативам и за пользование (техническое обслуживание) жилым помещением, отчислений на капитальный ремонт жилья в пределах установленной нормы за пользование жилым помещением с учетом действующих льгот, превышает 25 процентов совокупного дохода семьи.

При осуществлении мер по окупаемости затрат жилищно-коммунальных услуг за счет повышения платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги для населения количество субсидируемых граждан (семей) и размеры субсидий могут значительно возрасти, однако общая сумма выплат гражданам не может превысить размеры государственной бюджетной поддержки, оказываемой организациям жилищно-коммунального хозяйства. Предлагаемые меры по совершенствованию системы субсидирования направлены на усиление помощи семьям с наименьшим уровнем дохода за счет сокращения или полного прекращения этой помощи обеспеченным или потенциально способным обеспечить себя семьям (гражданам).

Совершенствование ценообразования на жилищно-коммунальные услуги для населения, предполагающее полную ликвидацию перекрестного и бюджетного субсидирования отрасли, должно сопровождаться адекватными мерами по повышению доходов населения и адресной поддержкой наименее обеспеченных категорий граждан. При этом меры по социальной защите населения должны носить упреждающий характер.

Социальная защита населения должна быть осуществлена за счет следующих мер:

пересмотр по мере необходимости размера минимальной заработной платы и тарифной ставки первого разряда;

осуществление индексации доходов населения в связи с ростом цен (тарифов) на товары и услуги в зависимости от величины бюджета прожиточного минимума;

сближение уровней средней заработной платы работников организаций социально-культурных отраслей, финансируемых из бюджета, и работников промышленности.