logo search
Экономика недвижимости_1 / Экономика недвижимости / 2

Эффективность девелопмента

Смысл перехода к новой системе управления инвестиционной деятельности состоит в том, что в соответствии с мировым опытом реальное повышение эффективности инвестиций возможно лишь на основе использования системного пакета мероприятий структурно-функционального характера. Система девелопмента является именно тем сплавом решений, совокупное воздействие которых на инвестиционный процесс и приводит к существенному повышению его эффективности. Иначе говоря, эффективность системы девелопмента обусловлена следующими факторами:

Основными элементами девелопмента, определяющими его структуру, являются:

В настоящее время в России существует достаточный опыт оценки эффективности профессионального управления проектами силами девелоперских структур. Существующая сметная база также не предусматривает выделение затрат на управление проектами в качестве самостоятельного раздела.

В случае привлечения профессиональной управляющей компании — девелопера источники и объемы финансирования работ по управлению проектами указываются в контрактах на сопровождение проектов. Все специализированные структуры по управлению проектами должны работать по прямым договорам с заказчиком-титулодержателем на основе полной окупаемости.

Данные крупнейших зарубежных и отечественных девелоперов свидетельствуют о реальности получения следующих экономических результатов о внедрении системы девелопмента (по сравнению с традиционными формами организации инвестиционного процесса):

В заключение хотелось бы отметить ключевые вопросы развития девелопмента, решение которых будет способствовать развитию российского рынка:

1) Развитие института права частной собственности на землю.

Недостаточная проработанность земельного законодательства сдерживает естественное формирование рынка недвижимости и позволяет государственным органам навязывать девелоперам свои «правила игры», делает их бесправными перед любыми возможными решениями властей в будущем, что, в свою очередь, порождает у девелоперов неуверенность в своем бизнесе и заставляет их изощряться в процедурных вопросах и в применении не всегда оправданных действий с целью получения необходимых согласований и разрешений.

Так, в настоящее время все земли разделены на несколько категорий, в зависимости от чего определяется разрешенное использование земельных участков, которое собственник земельного участка не вправе менять по своему усмотрению. При этом использование городских земель должно осуществляться с генеральными планами и проектами застройки территорий, утверждаемыми в установленном порядке органами государственной власти. До настоящего времени во многих субъектах РФ данные документы не разработаны, что не позволяет девелоперу осуществлять деятельность в соответствии с проводимой государством политикой и, что само главное, иметь информацию о планируемом государством развитии интересующей девелопера территории (особенно актуален этот вопрос для участков, включаемых в охранную зону памятников истории и культуры, поскольку это налагает на двелопера дополнительную обязанность согласования планируемых на земельном участке работ органами охраны памятников). Это не только удлиняет сроки получения необходимых согласований, но и зачастую приводит к появлению необоснованных требований со стороны органов охраны памятников, препятствующих наиболее экономичному и разумному использованию девелопером земельного участка.

2) Создание благоприятного инвестиционного климата.

Создание благоприятного инвестиционного климата для реализации девелоперских проектов должно быть направленно на максимальное снижение рисков инвестора, следствием чего станет привлечение на российский рынок новых стратегических инвесторов. Опыт реализации девелоперских проектов показал, что к наиболее распространенным и требующего особенного внимания рискам относятся:

3) Изменение роли государственных органов в сфере девелопмента недвижимости.

Тщательного переосмысления и нахождения разумного и действенного компромисса требует вопрос взаимоотношения девелоперов и государственных структур. Поскольку решение многих вопросов на различных стадиях реализации девелоперского проекта, начиная с проведения предварительного маркетингового исследования, требующего информационного обеспечения, и заканчивая стадией управления готовым объектом, зачастую связано с многочисленными согласованиями с государственными структурами, было бы целесообразно пересмотреть эффективность данных процедур и их влияние на девелоперский процесс.

К одной из самых острых в данном вопросе можно отнести проблему взаимодействия девелоперов с государственными структурами по охране памятников, что вызвано спецификой реализации многих проектов в исторических зонах российских городов.

Для целей анализа рынка и управления его созданием и развитием объекты недвижимости необходимо структурировать, т.е. выделять те или иные однородные группы. В законодательных, нормативных, методических актах и документах применяется классификация объектов по различным основаниям: по физическому статусу, назначению, качеству, местоположению, размерам, видам собственности (принадлежности на праве собственности), юридическому статусу.

Вопросы для самоконтроля

  1. Чем отличатся проект-менеджер от девелопера?

  2. Обязательно ли деятельность девелопера связана с регистрацией прав на земельный участок?

  3. Какие виды недвижимости могут участвовать в девелоперских проектах?

  4. В чем сходство и различие девелопмента и управления проектами?

  5. Может ли в качестве объекта девелопмента выступать корабль, самолет, парк аттракционов?