55. Экономические и правовое регулирование инфляции.
Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные. Чаще всего проявляется следующая закономерность – чем кризиснее ситуация, тем насущнее прямые методы воздействия правительства и Центрального банка на экономику и денежную массу, как ее составляющую.
Косвенные методы включают:
· регулирование общей массы денег через управление «печатным станком».
· регулирование процентных ставок коммерческих банков через управление ими Центробанком.
· обязательные денежные резервы коммерческих банков.
· операции Центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.
Прямое регулирование покупательной способности денежной единицы включает в себя такие методы, как:
· прямое и непосредственное регулирование кредитов и их распределения государством.
· государственное регулирование цен.
· государственное регулирование пределов заработной платы.
· государственное регулирование внешней торговли и операций с иностранным капиталом.
· государственное регулирование валютного курса.
Нормализация валютного курса является абсолютно необходимым для прекращения всевозможных неэквивалентных международных торговых операций, реально оценивая возможности регулирования валютного курса за счет интервенций Центрального банка, следует сказать, что надежд на успех такой политики практически не существует. Очевидно, что курс доллара растет скачкообразно – в некоторый момент Центробанк не имеет возможностей сдерживать курс и как бы его «прорывает». В последнее время Центробанк научился использовать кризисные политические моменты для таких скачков. До тех пор, пока иностранная валюта не будет использоваться лишь для удовлетворения импорта и других текущих платежей, политика «игры на понижение» обречена.
В целях ускорения экономического роста в РФ, сокращения инфляции считается необходимым реализовать ряд мер:
1. Фонд развития как специальный бюджетный счет правительства, следует формировать непосредственно в иностранной валюте путем изъятия части высокой ренты на все экспортируемые сырьевые товары (а не только нефть). В этом случае значительная часть валютных потоков в страну не будет попадать на внутренний рынок и не приведет к искусственному укреплению рубля, и следовательно, к росту импорта.
2. Фонд развития (бывший Стабилизационный фонд), как и бюджетные средства правительства (в отличие от валютных резервов Банка России), необходимо использовать исключительно в интересах решения социально-экономических задач и ни в коем случае в качестве какого-либо резерва (незачем клонировать государственные резервы).
3. Половину ежегодных поступлений в Фонд развития следует сначала тратить на возврат внешнего и внутреннего государственных долгов до их полного погашения, затем на формирование Фонда будущих поколений, а остальную часть - на инвестиции покрытие дефицитов бюджета и внебюджетных государственных фондов в законодательно установленных размерах.
4. Неконтролируемые (с точки зрения воздействия на структуру экономики) и нестабильные (в основном, спекулятивные) иностранные инвестиции должны быть в значительной степени заменены инвестициями в иностранной валюте из Инвестиционного фонда на приобретение самых современных зарубежных технологий и оборудования. В этих целях правомерным было бы создание соответствующих институтов развития (банк, венчурная, страховая и лизинговая компании).
5. Необходимо прекратить практику изъятия значительной денежной массы из коммерческих банков и превращения Банка России в суперрасчетный банк некредитных организаций.
6. Представляется целесообразным и своевременным переход в государственном масштабе от политики сбережений к инвестиционной политике.
7. Необходимо (и без существенных рисков и напряжения возможно) значительно увеличить денежную базу в экономике, направив в оборот через банковскую систему и фондовый рынок на кредитной основе около 3-4 трлн. руб. инвестиционных ресурсов.
Политика процентной ставки или ставка рефинансирования центральных банков в современной рыночной экономике является наиболее эффективным методом (инструментом) регулирования денежной массы и инфляционных процессов.
- Экономика как объект хозяйственной дейтельности.
- Характеристика субъектов экономики (!)
- Функции научного исследования экономики
- Общенаучные и частнонаучные методы научного познания экономики
- Факторы производства и закономерности их развития.
- Структура и движущие силы общественного производства.
- 1 Стадия:
- 2 Стадия:
- 3 Стадия:
- Показатели эффективности хозяйственной деятельности и тенденции их изменения в 21 столетии.
- Система экономических отношений
- 4 Типа общественно - экономических систем
- Экономическое и юридическое содержание отношений собственности.
- Вопрос 10. Характерные особенности отношений собственности в современной России.
- 11. Предприятие как форма организации производства.
- 13. Система целей предприятий.
- 14. Виды издержек производства.
- 15. Прибыльность производственной деятельности. Норма прибыли.
- 16. Формы и методы управления предприятиями.
- Формы предпринимательства
- Стартовый капитал
- Цели и задачи бизнес-плана
- Элементы бизнес-плана
- Свойства ценных бумаг
- Виды ценных бумаг
- Ценные бумаги в контексте российского законодательства
- Характерные черты современных рыночных отношений.
- Основные черты
- 25. Рыночный механизм и его элементы: спрос, предложение, цена.
- Величина спроса
- Закон предложения
- Эластичность предложения
- Виды цен Розничная цена
- Оптовая цена
- Закупочная цена
- Деньги: понятие и функции.
- Основные функции денег
- Кредитные деньги
- Современные денежные средства. Денежные агрегаты.
- 28.Конкуренция и ее роль в прогрессивном развитии экономики.
- Несовершенная конкуренция
- Монополистическая конкуренция
- Монополия: понятие и организационные формы.
- Виды монополий
- Регулирование монополий
- Монополия в современной экономической теории
- Современная рыночная инфраструктура.
- Правовые меры по защите конкуренции в Российской Федерации. Правовые меры по защите конкуренции в Российской Федерации регулирует федеральный закон "о защите конкуренции" № 135-фз
- 1. Настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:
- 33. Система эк-их интересов общества.
- 37. Прибыль от хозяйственной деятельности. Основные факторы, вли- яющие на ее величину.
- 38. Порядок формирования дохода от банковской деятельности.
- 2 Вида процентов:
- 40. Рента и цена земли.
- 42. Государственные предприятия: характерные черты, особенности
- 43. Основные экономические показатели развития национального хо- зяйства. Национальные счета
- 44. Государственный бюджет.
- Типы экономического роста
- 46. Цель и факторы роста национальной экономики.
- 47. Экономическая политика государства: понятие, основные направ- ления.
- Субъекты экономической политики
- 48. Экономические и правовые меры по стимулированию хозяйствен- ного прогресс Экономические меры
- 49. Основные задачи модернизации российской экономики.
- 50. Равновесие и неустойчивость национальной экономики.
- 51. Цикличность экономическогол роста. Основные фазы.
- 53. Меры государства и бизнеса по проведению политики занятости.
- 54. Современная организация страхования по безработице в Российской Федерации.
- 55. Экономические и правовое регулирование инфляции.
- 56. Взаимосвязь экономических и социальных отношений.
- 57. Особенности современного воспроизводства населения в разных странах.
- 58. Экономические и правовые меры государства по улучшению демографического положения в России.
- 59. Государственное финансовое регулирование доходов населения.
- 60. Социальное расслоения населения по уровню жизни. Коэфицент Джини.
- 61. Значение развития сферы услуг в решении социальных проблем современного общественного развития.
- 62. Характерные черты мирового хозяйства.
- 63. Основные тенденции развития мировой экономики.
- 64. Понятие открытой экономики. Задачи формирования открытости российской экономики.
- 66. Противоречия глобализации.