logo
Ekonomika_1

55. Экономические и правовое регулирование инфляции.

Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные. Чаще всего проявляется следующая закономерность – чем кризиснее ситуация, тем насущнее прямые методы воздействия правительства и Центрального банка на экономику и денежную массу, как ее составляющую.

Косвенные методы включают:

· регулирование общей массы денег через управление «печатным станком».

· регулирование процентных ставок коммерческих банков через управление ими Центробанком.

· обязательные денежные резервы коммерческих банков.

· операции Центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.

Прямое регулирование покупательной способности денежной единицы включает в себя такие методы, как:

· прямое и непосредственное регулирование кредитов и их распределения государством.

· государственное регулирование цен.

· государственное регулирование пределов заработной платы.

· государственное регулирование внешней торговли и операций с иностранным капиталом.

· государственное регулирование валютного курса.

Нормализация валютного курса является абсолютно необходимым для прекращения всевозможных неэквивалентных международных торговых операций, реально оценивая возможности регулирования валютного курса за счет интервенций Центрального банка, следует сказать, что надежд на успех такой политики практически не существует. Очевидно, что курс доллара растет скачкообразно – в некоторый момент Центробанк не имеет возможностей сдерживать курс и как бы его «прорывает». В последнее время Центробанк научился использовать кризисные политические моменты для таких скачков. До тех пор, пока иностранная валюта не будет использоваться лишь для удовлетворения импорта и других текущих платежей, политика «игры на понижение» обречена.

В целях ускорения экономического роста в РФ, сокращения инфляции считается необходимым реализовать ряд мер:

1. Фонд развития как специальный бюджетный счет правительства, следует формировать непосредственно в иностранной валюте путем изъятия части высокой ренты на все экспортируемые сырьевые товары (а не только нефть). В этом случае значительная часть валютных потоков в страну не будет попадать на внутренний рынок и не приведет к искусственному укреплению рубля, и следовательно, к росту импорта.

2. Фонд развития (бывший Стабилизационный фонд), как и бюджетные средства правительства (в отличие от валютных резервов Банка России), необходимо использовать исключительно в интересах решения социально-экономических задач и ни в коем случае в качестве какого-либо резерва (незачем клонировать государственные резервы).

3. Половину ежегодных поступлений в Фонд развития следует сначала тратить на возврат внешнего и внутреннего государственных долгов до их полного погашения, затем на формирование Фонда будущих поколений, а остальную часть - на инвестиции покрытие дефицитов бюджета и внебюджетных государственных фондов в законодательно установленных размерах.

4. Неконтролируемые (с точки зрения воздействия на структуру экономики) и нестабильные (в основном, спекулятивные) иностранные инвестиции должны быть в значительной степени заменены инвестициями в иностранной валюте из Инвестиционного фонда на приобретение самых современных зарубежных технологий и оборудования. В этих целях правомерным было бы создание соответствующих институтов развития (банк, венчурная, страховая и лизинговая компании).

5. Необходимо прекратить практику изъятия значительной денежной массы из коммерческих банков и превращения Банка России в суперрасчетный банк некредитных организаций.

6. Представляется целесообразным и своевременным переход в государственном масштабе от политики сбережений к инвестиционной политике.

7. Необходимо (и без существенных рисков и напряжения возможно) значительно увеличить денежную базу в экономике, направив в оборот через банковскую систему и фондовый рынок на кредитной основе около 3-4 трлн. руб. инвестиционных ресурсов.

Политика процентной ставки или ставка рефинансирования центральных банков в современной рыночной экономике является наиболее эффективным методом (инструментом) регулирования денежной массы и инфляционных процессов.