16. Формы и методы управления предприятиями.
Методами управления называется совокупность средств и способов, при помощи которых управляющий субъект воздействует на объект управления, чтобы достичь определенных целей. Через них основное содержание так называемой управленческой деятельности благополучно реализуется. Метод управления в принципе характеризует завершенный акт воздействия на любой объект управления. Бывают социально-психологические, экономические, организационные методы управления.
Управляя предприятием, конкретный субъект обычно применяет не один, а сразу несколько методов, то есть их сочетания. Все они находятся в динамическом постоянном равновесии и органично дополняют друг друга. Экономические методы управления или организационные - не имеет значения, все они направлены на людей, которые осуществляют разные виды трудовой деятельности.
Экономические методы управления - есть не что иное, как способы воздействия на все имущественные интересы конкретных людей, а также их объединений. Их положение в системе существующих методов приоритетное. Кроме того, экономические методы управления предприятием в условиях рыночной экономики являются базовыми способами, при помощи которых можно повлиять на поведение людей, активизировать их труд и повысить в общем деловую активность тех или иных предприятий.
Их основой являются экономические законы, которые стопроцентно объективны, а также еще и принципы вознаграждения за любой труд, имеющие свои особенности на каждом предприятии. Социально-экономические методы управления должны использовать экономические стимулы, чтобы привести к активизации деятельности всех работников в требуемом направлении и одновременно с этим поспособствовать увеличению экономического потенциала коллектива, фирмы или предприятия в целом.
Существуют такие экономические методы управления: планирование, то есть разработка планов, которые определяют каково будет состояние экономической системы, а также какими путями необходимо идти, какие способы и средства использовать, чтобы его достичь. Данный метод включает принятие различных плановых решений уполномоченными лицами или органами.
Второй метод - коммерческий расчет. Это способ ведения хозяйства. Он основан на соизмерении затрат конкретного предприятия на производство его продукции с реальными результатами хозяйственной деятельности, например, выручка, объем продаж. В его основе также лежит полное возмещение расходов на производство исключительно за счет доход. Необходимо обеспечивать рентабельность и экономно расходовать ресурсы. Работники должны быть материально заинтересованы в результатах своего труда.
Третий метод - балансовый. Он предполагает всесторонний и тщательный анализ всех экономических процессов. Так, например, трудовой баланс - это балансы электрооборудования, топлива, строительных материалов, трудовой - баланс использования и наличия вообще трудовых ресурсов, а финансовый - баланс всех денежных расходов и доходов.
Четвертый метод - кредитование. Он предусматривает, что можно создать условия, которые побудят предприятия рационально и с умом использовать кредиты, своевременно их погашать.
Пятый метод - рыночное ценообразование - это регулятор товарно-денежных отношений, а также важнейший экономических инструмент, при помощи которого можно соизмерять себестоимость продукции и цены и так далее.
Есть также и такие экономические методы управления, как прибыль, которая является главным итогом деятельности предприятия. Оплата труда - важный мотив трудовой деятельности. И последний метод - премия. Она призвана определить индивидуальный вклад каждого работника в конечный результат производства.
17. Предпринимательство: понятие и функции в экономике.
Предпринимательство — самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом и/или нематериальными активами, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Субъекты предпринимательства: ФЗ Лица ЮР Лица
Предприниматель- одно или несколько ФЛ, организующих хоз. деятельность на основе принадлежащего им имущества и получающие прибыль.
Может осуществляться юридическим лицом или непосредственно физическим лицом. В России, как и во многих странах, для ведения предпринимательской деятельности физическому лицу требуется регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.
Предпринимательством можно заниматься в разных сферах. Помимо общего предпринимательства, выделяют социальное и технологическое предпринимательство.
Эффективность предпринимательской деятельности может оцениваться не только размерами полученной прибыли, но и изменением стоимости бизнеса (рыночной стоимости предприятия, гудвилла).
- Экономика как объект хозяйственной дейтельности.
- Характеристика субъектов экономики (!)
- Функции научного исследования экономики
- Общенаучные и частнонаучные методы научного познания экономики
- Факторы производства и закономерности их развития.
- Структура и движущие силы общественного производства.
- 1 Стадия:
- 2 Стадия:
- 3 Стадия:
- Показатели эффективности хозяйственной деятельности и тенденции их изменения в 21 столетии.
- Система экономических отношений
- 4 Типа общественно - экономических систем
- Экономическое и юридическое содержание отношений собственности.
- Вопрос 10. Характерные особенности отношений собственности в современной России.
- 11. Предприятие как форма организации производства.
- 13. Система целей предприятий.
- 14. Виды издержек производства.
- 15. Прибыльность производственной деятельности. Норма прибыли.
- 16. Формы и методы управления предприятиями.
- Формы предпринимательства
- Стартовый капитал
- Цели и задачи бизнес-плана
- Элементы бизнес-плана
- Свойства ценных бумаг
- Виды ценных бумаг
- Ценные бумаги в контексте российского законодательства
- Характерные черты современных рыночных отношений.
- Основные черты
- 25. Рыночный механизм и его элементы: спрос, предложение, цена.
- Величина спроса
- Закон предложения
- Эластичность предложения
- Виды цен Розничная цена
- Оптовая цена
- Закупочная цена
- Деньги: понятие и функции.
- Основные функции денег
- Кредитные деньги
- Современные денежные средства. Денежные агрегаты.
- 28.Конкуренция и ее роль в прогрессивном развитии экономики.
- Несовершенная конкуренция
- Монополистическая конкуренция
- Монополия: понятие и организационные формы.
- Виды монополий
- Регулирование монополий
- Монополия в современной экономической теории
- Современная рыночная инфраструктура.
- Правовые меры по защите конкуренции в Российской Федерации. Правовые меры по защите конкуренции в Российской Федерации регулирует федеральный закон "о защите конкуренции" № 135-фз
- 1. Настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:
- 33. Система эк-их интересов общества.
- 37. Прибыль от хозяйственной деятельности. Основные факторы, вли- яющие на ее величину.
- 38. Порядок формирования дохода от банковской деятельности.
- 2 Вида процентов:
- 40. Рента и цена земли.
- 42. Государственные предприятия: характерные черты, особенности
- 43. Основные экономические показатели развития национального хо- зяйства. Национальные счета
- 44. Государственный бюджет.
- Типы экономического роста
- 46. Цель и факторы роста национальной экономики.
- 47. Экономическая политика государства: понятие, основные направ- ления.
- Субъекты экономической политики
- 48. Экономические и правовые меры по стимулированию хозяйствен- ного прогресс Экономические меры
- 49. Основные задачи модернизации российской экономики.
- 50. Равновесие и неустойчивость национальной экономики.
- 51. Цикличность экономическогол роста. Основные фазы.
- 53. Меры государства и бизнеса по проведению политики занятости.
- 54. Современная организация страхования по безработице в Российской Федерации.
- 55. Экономические и правовое регулирование инфляции.
- 56. Взаимосвязь экономических и социальных отношений.
- 57. Особенности современного воспроизводства населения в разных странах.
- 58. Экономические и правовые меры государства по улучшению демографического положения в России.
- 59. Государственное финансовое регулирование доходов населения.
- 60. Социальное расслоения населения по уровню жизни. Коэфицент Джини.
- 61. Значение развития сферы услуг в решении социальных проблем современного общественного развития.
- 62. Характерные черты мирового хозяйства.
- 63. Основные тенденции развития мировой экономики.
- 64. Понятие открытой экономики. Задачи формирования открытости российской экономики.
- 66. Противоречия глобализации.