1.5. Предмет и объекты теории организации
Всякая теория как обособившаяся область научного знания имеет свой предмет, т. е. то, чем она занимается, на что направлены исследования и ресурсы.
Предметом теории организации являются организационные системы (экономические, производственные, коммерческие и др.), образующиеся и имеющиеся в системах любого происхождения и природы благодаря заложенным и действующим в них организационным отношениям, представляющим собой отношения между частями в целостном образовании, а также между частью и целым, между целым и средой.
В свою очередь элементы системы могут представлять собой множества или подмножества, что обусловливает их иерархическую структуру. Для любой искусственно организованной системы, в том числе производственной, коммерческой, характерны:
– главная цель и декомпозиция целей для образующих ее элементов;
характером взаимосвязи и взаимоотношения элементов;
– структура – строение, взаиморасположение ее составных частей;
– потоки информации;
– связи и отношения элементов.
Организационные отношения и связи в системах любого назначения, особенно в социальных, экономических, производственных, коммерческих, чрезвычайно разнообразны, поскольку они присущи по определению всем системам, где можно выделить части целого или подсистемы, а значит, могут классифицироваться по ряду признаков. В составе этих признаков можно указать такие, как распространенность, сила взаимодействия, способ сочленения, направленность, степень тождественности и др., соответственно которым в дихотомической (от греч. dichotomia < dicha – на две части + tome – сечение, последовательное деление целого и его частей на две части) типологии различают противоположные пары организационных отношений: зависимости и независимости, центробежные и центростремительные, устойчивости и неустойчивости, статичности и динамичности, регулярности и нерегулярности, эквивалентные и неравнозначные и т. п. А в производственных и коммерческих системах различают организационные отношения: повторяющиеся и единичные, последовательности и параллельности, универсальности и специализации, координационные и субординационные, зависимые и независимые, целевые и функциональные, технологические и предметные, транзитные и складские, заготовительные и сбытовые и др.
От предмета теории следует отличать объект исследования: один и тот же предмет может изучаться на разных объектах. Объектами организационной теории могут быть различные целостные образования, системы и процессы. К ним относятся: биологические (клетка, орган, организм, вид, популяция и т. п.), с изучения которых начиналось создание всеобщей организационной науки (тектологии); технические (сооружения, механизмы, машины, станки, аппаратура, робототехнические комплексы и т. п.); социальные (общество, коллектив, учреждения, департаменты); экономические (народное хозяйство, регион, предприятие, рынок, налоговая система, биржа и т. п.); производственные (корпорация, концерн, предприятие, цех, участок, бригада, рабочее место, производственный процесс, производственная инфраструктура и т. п.); коммерческие (договоры купли-продажи, поставки, контрактации, мены, аренды, лизинга, коммерческой концессии (франчайзинга), факторинга и т. п.).
Все эти и многие другие объекты исследуются и другими науками в соответствии со своими предметами, которые и обособили их в общие и специализированные знания. Поэтому теория организации, взаимодействуя с ними, использует их достижения с целью выявления общих и специализированных организационных отношений, присущих изучаемым ими объектам. Это означает, что она использует и методы исследований, применяемые в этих науках, что на основе синергетического эффекта обогащает взаимодействие наук (как известно, наиболее значимые результаты получаются на «стыке» наук).
Таким образом, теория организации может быть охарактеризована как комплексная междисциплинарная область знаний, складывающаяся из положений и данных, полученных в разных научных дисциплинах. Это позволяет находить фундаментальные, общие для систем разной природы основы организованности, упорядоченности. Формализуемые в теории организации парадигмы служат для обоснования правильности организаторских решений, а поэтому приложимы к организации производственных и коммерческих систем, эффективного управления этими системами.
- Глава 1. Сущность организации производственной и коммерческой деятельности промышленного предприятия.
- 1.1. Предприятие как социально-экономическая и организационно-правовая форма предпринимательства
- 1.2. Промышленное предприятие как субъект коммерческой деятельности
- 1.3. Предприятие в системе организационных отношений
- 1.4. Генезис организационной науки
- 1.5. Предмет и объекты теории организации
- 1.6. Теория организации производственных систем в сфере социальных и экономических наук
- Глава 2
- 2.1 Характеристика организации ооо «Компания Индиго», история, месторасположение, отраслевые особенности
- Технологический процесс производства продукции
- Структура организации и ее особенности
- Конкурентная среда организации
- Swot – анализ предприятия ооо «Компания индиго»
- Глава 3. Рекомендации по совершенствованию производства и системы управления компании ооо «Компания Индиго»
- 3.1 Мероприятия, предпринимаемые для улучшения положения ооо «Компания Индиго»
- 3.2 Рекомендации по совершенствованию деятельности предприятия ооо «Компания Индиго»:
- 3.3 Маркетинговое исследование рынка мебельных деталей.
- Конкуренты
- 3.4.1Основные производственно-экономические и организационные показатели предприятия ооо «Компания Индиго»
- 3.4.2 Основные технико-экономические и финансовые показатели предприятия ооо «Компания Индиго»
- 3.5 Анализ ассортимента, выпуска и реализации продукции
- 3.6 Анализ структуры и состава основных производственных фондов
- 2.4 Анализ труда и кадров
- 3.7 Анализ баланса организации за 2010 год
- 3.8 Финансовые результаты
- Заключение