3.3 Маркетинговое исследование рынка мебельных деталей.
ВЫДЕРЖКИ ИЗ МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ МЕБЕЛЬНОГО РЫНКА, ВКЛЮЧАЯ СЕГМЕНТ МЕБЕЛЬНЫХ ДЕТАЛЕЙ
Рынок распиловочных услуг не является самостоятельной структурой, он традиционно сопутствует рынку мебели и полностью смыкается с ним в сегменте частных мебельных фабрик. Чем динамичнее развивается мебельный рынок, тем более развитым и конкурентным становится рынок распиловочных услуг. Мебельный рынок, в свою очередь, тесно связан с рынком недвижимости, жилой и коммерческой. Рынок недвижимости является определяющим, от его развития во многом зависит и рынок мебели (как количественно, так и качественно).
Таким образом, рынок распиловочных услуг и фабрика мебельных деталей будут напрямую зависеть от того, насколько будут меняться рынок недвижимости и рынок мебели. Рассмотрим их подробнее.
Емкость рынка
Рынок мебели считается весьма привлекательным с точки зрения динамики роста и потенциального спроса. До кризиса мебельный рынок РФ динамично развивался. Ежегодно рынок рос на 15-20%. В 2009 г. по экспертным оценкам, объем рынка мебели составил 4,5–5 млрд. долл. Важно отметить, что мнения экспертов в оценке объемов рынка - расходятся. Это связано в первую очередь с влиянием теневого сектора на рынок, который по различным данным занимает от 20 до 40%. В 2010г. более подробных анализов по расчету рынка мебели не проводилось, в первую очередь нестабильной экономической ситуации в стране. Но можно с уверенностью предположить, с учетом косвенных факторов, что в середине 2010г. объем составлял 5–5,5 млрд. долл., а с учетом теневого сектора и все 6-7 млрд. долл.
С полной определенностью можно говорить, что вследствие кризисных явлений в экономике, объемы рынка снизятся, но, насколько значительным будет это снижение, прогнозировать сложно.
Спрос на мебельном рынке
Первичный спрос – это потребители, которые покупают мебель для новой квартиры, для нового офиса. Основные покупатели «первичного спроса» на мебель – это молодые семьи, новые организации и предприятия. При наличии возможности, они предпочитают покупать мебель средней ценовой категории.
Спрос на замену – это те потребители, которые заменяют в квартире мебель на новую. Организации, офисы которых растут и расширяются (или переходят на более высокий уровень). Такие покупатели предпочитают мебель средней категории, а также дорогую и элитную мебель.
Ключевыми факторами, на которые в основном ориентируются покупатели на рынке мебели, являются: материал, его износостойкость и надежность;
дизайн мебели, цвет и фактура, эргономика;
сервисные услуги производителей и продавцов (консультации, доставка, сборка);
гарантия, надежность и ответственность производителя;
тенденции моды, имидж производителя и продавца.
Текущая ситуация на мебельном рынке
По оценкам экспертов, в ситуации мирового финансового кризиса товары длительного пользования в России, в отличие, от Европы, демонстрируют рост продаж, и существенного их снижения до конца года не ожидается. В 2009 - 2010 годах рынок мебели ожидает определенное падение продаж, но можно уверенно утверждать, что мелкие предприятия и частных мебельщиков кризис затронет гораздо мягче, чем крупные компании.
Главной тенденцией на российском рынке офисной мебели последних лет стало увеличение конкуренции. В предкризисный период цена мебели на российском рынке перестала быть основным конкурентным преимуществом. В настоящее время значение цены снова возросло, но она не является единственным фактором конкуренции. На первый план для отечественных производителей вышли вопросы, связанные с качеством и репутацией. Важный фактор для офисной мебели – соответствие международным экологическим стандартам.
Таким образом, нетрудно предположить, что в период кризиса в первую очередь пострадают производители стандартной мебели – крупные мебельные фабрики фирмы с «небезупречной» репутацией. Наиболее приоритетное положение перед покупателями будут иметь компании, предлагающие интересный дизайн, практичную эргономику, высокое качество, надежность в сочетании с разумной ценой.
Эксперты прогнозируют, что спрос на детскую мебель будет расти, что позволит отечественным производителям увеличить объемы производства за счет плохо освоенной ниши.
Основными поставщиками и производителями мебели являются Москва и Санкт-Петербург.
ПЕРСПЕКТИВЫ МЕБЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА ПРИВЕТ КОНКУРЕНТЫ
Несмотря на некоторое замедление темпов развития (связанное с насыщением рынка, приходом новым игроков и кризисной ситуацией в стране) в сегменте мебели для дома эксперты видят большой потенциал для развития. Основными факторами, влияющими на мебельный рынок, являются:
численность населения и его естественный прирост;
количество молодых семей;
динамика жилищного строительства;
рост доходов населения;
собственные лесные ресурсы;
отечественное производство материалов для мебельной промышленности;
таможенная политика РФ.
отраслевая ДИНАМИКА ЗА ПРЕДКРИЗИСНЫЙ И КРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД
В качестве иллюстрации финансовой динамики на рынке мебельных деталей является статистика. Как видно из приведенной ниже диаграммы, наблюдалось некоторое снижение выручки в IV квартале 2008 года, скомпенсированное ростом в I и начале II квартала 2009 года. Можно говорить о сохранении общего уровня финансовых показателей, при этом наблюдается некоторое сглаживание сезонных колебаний.
В отношении количества заказов, из следующей диаграммы видно, что после летнего «провала» число сделок восстановилось до уровня предыдущего периода (конец 2007 – начало 2008 года). Как и по финансовым показателям, наблюдается определённое сглаживание сезонных колебаний.
В целом можно говорить о сохранении достаточно стабильной ситуации в отрасли. Прогнозировавшегося в «докризисных» исследованиях роста, разумеется, нет, но и о катастрофическом падении говорить не приходится. Умеренно оптимистичные прогнозы отраслевой динамики в настоящее время выглядят достаточно обоснованными .
ОСНОВНЫЕ ПОТРЕБИТЕЛИ И ИХ ИНТЕРЕСЫ
ключевые клиентские группы
В настоящее время имеющиеся клиенты по распиловочным услугам распределяются на три основные группы:
частные мебельщики, не имеющие соответствующего оборудования;
люди, изготовлявшие мебель для себя – разовые клиенты;
предприятия, не имеющие полной линейки оборудования или обращающиеся в момент пиковых нагрузок на своем производстве. (Среди них отдельной небольшой группой можно выделить торговые предприятия, занимающиеся продажей плитных материалов – менее четверти от общей численности группы).
Рассмотрим состав этих групп за последние три года (2007–2009):
Как видно из диаграммы, состав клиентов остается практически неизменным. Следует учесть, что данные за 2009 г. даны только по март и к концу года, скорее всего, их состав выровняется по предыдущим годам. Основную часть клиентуры (больше половины) составляют мебельные предприятия. Можно предположить, что с введением нового оборудования их количество существенно (в разы) увеличится, поскольку в настоящее время их количество ограничивается только возможностями имеющегося производства. Следующей по величине является группа частных мебельщиков.
Самую немногочисленную группу составляют те, кто делал мебель для себя. Их незначительное количество связано с тем, что такие заказчики прибегают к услугам компании разово и постоянными клиентами стать не могут, так как мебель является долгосрочным приобретением.
Исходя из анализа нынешних клиентов, можно выделить следующие группы потенциальных потребителей Фабрики мебельных деталей:
1 категория – предприятия малого бизнеса, не имеющие полной линейки станочного оборудования или квалифицированных специалистов по отдельным видам работ.
2 категория – индивидуальные предприниматели (продавцы и изготовители мебели), не имеющие своих производственных площадей.
3 категория – частные лица, имеющие необходимые для изготовления мебели умения и навыки.
4 категория – мебельные предприятия, различных форм собственности, в момент пиковых нагрузок на свое производство.
Группы потенциальных потребителей расположены в порядке убывания значимости для проекта при штатной загрузке.
Основными клиентами, составляющими «львиную долю» всей клиентуры будут первые две категории. Этот вывод основывается, в частности, на анализе подобных бизнесов количества по городу и количества изготовляемой ими мебели .Следующей крупной группой будут частные мебельщики. Специфика рынка на сегодня такова, что репутация мебельщика является ключевым фактором выбора для заказчика. (В частности, «сарафанное радио» в этой отрасли развито очень сильно.) А так как традиционно славится высоким качеством и превосходным сервисом, почти все мебельщики, когда-либо сделавшие заказ в этой компании, стали её постоянными клиентами. При открытии новой фабрики мебельных деталей имеющаяся клиентура сохранится, и постепенно «обрастет» новыми клиентами из частных мебельщиков. Ранее это было практически невозможно из-за большой загруженности станков.
Также следует обратить особое внимание на пятую категорию. Как показывают опыт работы на мебельном рынке и экспертные оценки, людей, изготавливающих мебель только для себя в разовом порядке, в Санкт-Петербурге достаточно много. (Только в списке клиентов ИП Мигонько они составляют пятую часть.) Вследствие кризиса, массовых сокращений и урезания заработной платы численность этой группы клиентов будет какое-то время расти. (Потребность в мебели остается неизменной, а на покупку дорогой зачастую не хватает возможностей.) Количество таких клиентов у конкретной компании напрямую зависит от её месторасположения. Наиболее выгодным в этом отношении считается соседство с большими DIY-центрами или гипермаркетами, в месте большого скопления народа. В таком случае, это группа из «резервной» может превратиться в одну из основных, приносящих существенную прибыль предприятию.
Потребности клиентов
Опрос производителей мебели (потенциальных клиентов фабрики мебельных деталей) показал, что наиболее важными их ожиданиями являются:
качество изготовляемой продукции является главным фактором при выборе изготовителя мебельных деталей, так как производимая мебель на заказ всегда эксклюзивна, не имеет аналогов и зачастую брак одной детали может испортить весь заказ. Ключевыми факторами качества являются: отсутствие сколов и иных механических повреждений; соответствие реальных размеров, геометрии и количества деталей заявленным;
соответствие фактических сроков изготовления заявленным, т.е. возможность забрать заказанные детали вовремя (у потребителей часто нет своего транспорта, работают «just in time») – не столько быстро, сколько в срок;
отсутствие заводских повреждений на декоративных покрытиях;
работа в выходные дни – очень важный фактор для мебельщиков, так как в это время транспорт дешевле, пробок нет (это важно и для частного покупателя – он может принять заказ, не отпрашиваясь с работы);
наличие широкого выбора декоров и типоразмеров;
близкая к среднерыночной стоимость услуг.
- Глава 1. Сущность организации производственной и коммерческой деятельности промышленного предприятия.
- 1.1. Предприятие как социально-экономическая и организационно-правовая форма предпринимательства
- 1.2. Промышленное предприятие как субъект коммерческой деятельности
- 1.3. Предприятие в системе организационных отношений
- 1.4. Генезис организационной науки
- 1.5. Предмет и объекты теории организации
- 1.6. Теория организации производственных систем в сфере социальных и экономических наук
- Глава 2
- 2.1 Характеристика организации ооо «Компания Индиго», история, месторасположение, отраслевые особенности
- Технологический процесс производства продукции
- Структура организации и ее особенности
- Конкурентная среда организации
- Swot – анализ предприятия ооо «Компания индиго»
- Глава 3. Рекомендации по совершенствованию производства и системы управления компании ооо «Компания Индиго»
- 3.1 Мероприятия, предпринимаемые для улучшения положения ооо «Компания Индиго»
- 3.2 Рекомендации по совершенствованию деятельности предприятия ооо «Компания Индиго»:
- 3.3 Маркетинговое исследование рынка мебельных деталей.
- Конкуренты
- 3.4.1Основные производственно-экономические и организационные показатели предприятия ооо «Компания Индиго»
- 3.4.2 Основные технико-экономические и финансовые показатели предприятия ооо «Компания Индиго»
- 3.5 Анализ ассортимента, выпуска и реализации продукции
- 3.6 Анализ структуры и состава основных производственных фондов
- 2.4 Анализ труда и кадров
- 3.7 Анализ баланса организации за 2010 год
- 3.8 Финансовые результаты
- Заключение