1.2. Промышленное предприятие как субъект коммерческой деятельности
Промышленное предприятие принадлежит к основным субъектам рыночной экономики, представляющей собой сложный механизм взаимодействия большого числа производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, действующих в рамках принятого в стране правового законодательства. Производственная деятельность является ведущей, так как именно в производстве создаются материальные блага, выполняются полезные работы и услуги, необходимые для удовлетворения потребностей, в условиях их многообразия классифицируемых по различным признакам . В производстве происходит соединение ресурсов и факторов (личностных, трудовых, вещественных, финансовых, информационных, административных, предпринимательских способностей) в единый ресурсопреобразующий процесс создания благ и услуг.
Создаваемый на предприятии продукт проходит стадии общественного разделения труда от разработки и производства до распределения и обмена (обращения) к потреблению. Роль этих стадий различна: разработка и производство обеспечивает создание продукции, распределение и обращение выводит продукцию на рынок, доводит до потребителя, а потребление формирует новые заказы (спрос) на продукцию.
Функционирование товарного рынка определяется рядом условий, важнейшими из которых являются следующие:
– общественное разделение труда, которое неизбежно приводит к обмену продуктами и услугами;
– свобода предпринимательской деятельности;
– экономическая обособленность предприятий-производителей как главное условие эквивалентного обмена.
Все субъекты рынка составляют единое целое экономического механизма общества. Однако следует отметить приоритетную роль промышленного предприятия, поскольку эквивалентный рыночный обмен возможен лишь при наличии произведенной продукции и услуг. Это обусловливает необходимость тщательного и профессионального изучения и изложения особенностей промышленного предприятия как субъекта коммерческой деятельности.
Промышленные предприятия осуществляют производственное предпринимательство: производят (изготавливают) различные виды продукции, выполняют работы и услуги. В процессе производственной деятельности осуществляется движение производственного капитала. Схематично формулу движения капитала можно представить:
ЗД – Р + РПП – ГП (Р,У) + РР – Т – ВД,
где ЗД – затраченные деньги; Р – затраты на закупленные и израсходованные в производственном процессе ресурсы (средства производства: производственные площади, оборудование, технологическое оснащение, средства измерений, оргтехника, сырье, материалы, комплектующие элементы и др.); РПП – затраты на ресурсопреобразующий процесс (оплата труда, затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией оборудования и производственных площадей, энергозатраты, административно-управленческие расходы и др); ГП(Р,У) – стоимость готовой продукции (работ, услуг); РР – реализационные расходы (на содержание запасов, на упаковку, маркировку, транспортировку, предпродажную подготовку и др.); Т – стоимость товара; ВД – вырученные деньги за реализованные товары.
На первой стадии кругооборота капитала осуществляется закупка материально-технических ресурсов, т. е. происходит переход из денежной формы в материальную.
Вторая стадия движения капитала Р + РПП – ГП(Р,У) охватывает процесс производства (ресурсопреобразующий процесс), в результате чего создается готовая продукция (выполняются работы, услуги), но ее стоимость выше, чем стоимость израсходованных ресурсов.
Третья стадия ГП(Р,У) + РР – Т – реализационная, в которой продукция (работы, услуги) переходит из стадии производства в стадию обращения.
На четвертой стадии кругооборот капитала завершается: т. е. осуществляется сбыт готовой продукции, превращающейся при переходе из стадии производства в стадию обращения в товар Т, что означает переход капитала из товарной формы в денежную.
Таким образом, время кругооборота направленного в производство капитала слагается из времени производства и времени обращения. Время производства включает: период нахождения МР в производственных запасах; время процесса производства (ресурсопреобразования); перерывы в процессе производства.
Время обращения состоит из двух периодов : времени превращения денег в товарно-материальные ресурсы – закупка вещественных элементов производственного капитала; времени превращения изготовленной продукции в товары и в результате их реализации потребителям – в деньги, т. е. времени сбыта превращенной в товары продукции потребителям.
Первая и четвертая стадии движения капитала представляют собой сферу товарного обращения, т. е. куплю-продажу товаров. Существование двух фаз товарного обращения является закономерной причиной деления коммерческой деятельности промышленных предприятий на закупочную (МТО производства) и сбытовую (реализация превращенной в товары готовой продукции), поскольку, чтобы произвести продукцию, предприятие должно закупить необходимые МР, а после ее изготовления и превращения в товары предприятию требуется продать ее потребителям.
Таким образом, к коммерческой деятельности предприятия относятся процессы, связанные со сменой формы стоимости и собственности. На первой стадии осуществляются процессы закупки МР, т. е. превращения денежной формы стоимости в товарную, а собственность товара переходит от поставщика к предприятию-изготовителю продукции, на четвертой стадии – сбыт (продажа) превращенной в товар произведенной готовой продукции, т. е. превращение товарной формы стоимости в денежную, а собственность на товар переходит от предприятия (продавца) к потребителю.
Следовательно, в условиях рыночной экономики коммерция (от лат. commercium – торговля) является неотъемлемой частью деятельности промышленных предприятий.
Однако коммерция не сводится только к торговле. Процессы, происходящие в сфере коммерции, бывают двух видов: чисто торговые и производственные.
Чисто торговые процессы направлены на осуществление актов купли-продажи с целью получения прибыли и связаны со сменой формы стоимости и собственности. К ним примыкают также такие торговые процессы, без которых невозможно нормальное проведение операций купли-продажи. Это организация коммерческих связей между продавцами и покупателями, изучение покупательского спроса на товары, сбытовая реклама, сервисное обслуживание покупателей, страхование товаров при их доставке покупателям и др. Операции купли-продажи вместе с примыкающими торговыми процессами представляют собой торговлю в широком смысле слова.
Производственные процессы являются продолжением производства в сфере товарного обращения. Это упаковка, расфасовка, подсортировка, маркировка товаров, их хранение, доставка от производителей к покупателям и потребителям и т. п.
Следует отметить, что коммерция имеет место не только в сфере товарного обращения, поскольку в условиях рыночных отношений кроме товаров и услуг продаются деньги, ценные бумаги, технологии, продукты интеллектуального труда и другие объекты, имеющие реальные стоимости.
Коммерческая деятельность является составной частью предпринимательства – целесообразной деятельности, направленной на извлечение доходов, получение прибыли. Предпринимательство включает организацию предприятия в целях производства и поставки товаров на рынок, организацию финансово-кредитного учреждения, фондовой и товарной бирж и др. В широком плане предпринимательство означает поиск новых экономических возможностей.
Таким образом, коммерция – это совокупность процессов и операций, направленных на совершение купли-продажи товаров и услуг с целью удовлетворения покупательского спроса и получения прибыли в условиях действия правовых норм.
Главным объектом коммерции является акт купли-продажи, поэтому на первый план выступает расчетная, денежная и связанная с ними правовая сторона деятельности участников коммерческой деятельности, а именно: заключение и реализация договоров, работа с поставщиками, ведение необходимых коммерческих расчетов, организация закупок и продаж товаров, работа с товарами, органами и каналами товародвижения, выполнение договорных обязательств (аренды, проката, лизинга и др), поручительских отношений (комиссии, агентирования, факторинга, коммерческой концессии (франчайзинга) и др.
Закупочная деятельность заключается в том, что предприятия свободно закупают МР у поставщиков и других субъектов товарного рынка. В этих условиях предприятия должны руководствоваться свободой ценообразования, инициативой и предприимчивостью, равноправием партнеров в коммерческих взаимоотношениях, руководствоваться экономической ответственностью при закупке сырья и материалов, учитывать конкуренцию среди поставщиков и уметь выбирать экономически выгодного поставщика и партию закупки.
При закупках предприятию необходимо изучить рынок сырья и материалов, знать динамику цен на этом рынке, расходы на доставку, возможности эффективной замены одних материалов на другие. Поэтому закупочная коммерческая деятельность на промышленных предприятиях складывается из следующих этапов:
– исследование рынка сырья и материалов и организация коммерческих связей с поставщиками;
– составление плана закупок МР;
– организация закупок МР;
– входной контроль МР;
– ведение коммерческих расчетов с поставщиками за купленные МР;
– стоимостный анализ заготовительной сферы, т. е. системное исследование функций каждого материала, направленный на минимизацию затрат на всех стадиях производства продукции при ее высоком качестве.
Сбытовая деятельность является важнейшим направлением коммерческой деятельности промышленного предприятия.
Сбыт – это процесс реализации превращенной в товар произведенной продукции с целью обращения товаров в деньги и удовлетворения запросов потребителей. Только продав товар и получив прибыль, промышленное предприятие достигает конечной цели: затраченный в производство капитал принимает денежную форму, в которой он может вновь начать свой кругооборот.
В странах с развитой рыночной экономикой доля сбытовых коммерческих операций, которую берут на себя промышленные фирмы, постоянно растет. Фирмы, создавшие у себя хорошо отлаженный сбытовой аппарат, обладают большим преимуществом в конкурентной борьбе. Многие фирмы имеют и собственные каналы сбыта, примером которых являются фирменные магазины, распределительные центры.
Наряду с термином «сбыт» существует понятие «продажа» товара. При большом смысловом сходстве этих понятий существует и определенная разница. Сбыт – это процесс, представляющий собой совокупность функций, а продажа завершает процесс сбыта, когда товар переходит в собственность покупателя. Кроме того, понятие «продажа» обычно применяется в словосочетании «личная продажа», раскрывающем сущность одного из видов маркетинговых коммуникаций, в результате чего продажа товара осуществляется при личных контактах продавца и покупателя.
Сбытовая коммерческая деятельность на промышленном предприятии многогранна: она начинается с планирования ассортимента и сбыта продукции, неотъемлемой ее частью является установление коммерческих взаимосвязей с покупателями и конечными потребителями, завершающихся заключением договоров купли-продажи. Не менее значимой частью сбытовой коммерческой деятельности является оперативно-сбытовая работа, которая включает:
– разработку планов-графиков отгрузки готовой продукции покупателям;
– приемку готовой продукции от цехов-изготовителей и подготовку ее к отправке покупателям;
– организацию отгрузки продукции покупателям и оформление отгрузочных документов;
– контроль за выполнением заказов покупателей и их платежеспособностью.
Сбыту товаров, изготовленных на предприятии, должны предшествовать маркетинговые исследования, предусматривающие изучение рынка, потребителей и конкурентов, сегментирование и выбор целевого рынка, разработку товарной, сбытовой и коммуникационной политики .
Ориентация сбытовой коммерческой деятельности на концепцию маркетинга вносит существенные изменения в организацию
сбыта. Производитель продукции (товаров) должен быть не только поставщиком, он обязан в современных условиях проводить анализ эффективности сбыта, разрабатывать и внедрять его новые формы.
Коммерческие отношения могут развиваться в условиях экономической свободы субъектов деловых отношений, которая предполагает:
– владение капиталом и умение управлять финансами;
– ориентацию на получение прибыли, обеспечивающей устойчивое положение и развитие предприятия в складывающихся экономических условиях, и наиболее выгодные условия ее капитализации;
– умение принимать коммерческий риск;
– формирование таких организационных структур коммерции, которые способны адаптироваться к меняющимся условиям;
– восприимчивость к изменениям потребностей рынка;
– полное равноправие партнеров.
В то же время нельзя считать экономической свободой в коммерческой деятельности промышленного предприятия полную независимость от интересов и действий субъектов рынка, поскольку в ряде случаев для достижения каких-либо стратегических целей бывает необходим компромисс с деловыми партнерами. Кроме того, свобода коммерческих взаимоотношений может ограничиваться условиями внешней среды, коммерческой тайной и другими объективными факторами .
Для решения поставленных в коммерческой деятельности предприятия задач необходимо руководствоваться следующими основными принципами:
– неразрывная связь коммерции с маркетингом;
– гибкость коммерции, ее направленность на учет постоянно меняющихся условий и требований рынка;
– умение предвидеть и предотвращать коммерческие риски, уменьшать их последствия;
– выделение приоритетов;
– проявление личной инициативы;
– высокая ответственность за выполнение принятых обязательств по сделкам купли-продажи;
– нацеленность на достижение конечного результата – прибыли.
Коммерция оперирует теми же элементами рынка, что и маркетинг. Однако главной целью для нее является не исследование спроса и проникновение на рынки сбыта, а организация купли-продажи товаров и проведение необходимых при этом экономических и коммерческих расчетов, способствующих получению достаточного для устойчивого состояния и развития предприятия прибыли. Вместе с тем продать товар и получить ожидаемую прибыль возможно только используя положения и принципы маркетинга. В этом как раз и проявляется неразрывная связь коммерции с маркетингом, определяемая сущностью маркетинга как современной концепции менеджмента и одним из принципов маркетинга: «Производить следует только то, что можно продать, а не пытаться продавать то, что можем производить». Нарушение этого принципа неизбежно приводит к снижению шансов предприятия на «выживание», а тем более на эффективное функционирование в условиях конкурентной среды.
Гибкость коммерции должна обеспечиваться прежде всего своевременным учетом требований товарного рынка, для чего необходимо его изучение и прогнозирование, развитие и совершенствование сбытовой рекламы, вовлечение в коммерческую деятельность инновационных технологий, а в отдельных ситуациях – профиля деятельности, организационной структуры коммерческой службы промышленного предприятия.
Умение предвидеть коммерческие риски является важным принципом для предпринимателя в сфере коммерции. Основными причинами коммерческого риска являются неопределенность экономической и коммерческой ситуации под воздействием внешних и внутренних факторов, действия конкурентов, ухудшение финансового положения предприятия, заключение рискованной сделки, невыполнение договорных обязательств контрагентами, контрафактные обстоятельства, возможная небрежность и нечестность в работе сотрудников предприятия.
Коммерческий риск – это возможные убытки в коммерческой работе, он может быть определен как сумма ущерба, понесенного предприятием вследствие нерационального решения и расходов по его реализации. Для того чтобы риск был «взвешенный», необходимо использование достаточно полной и достоверной коммерческой информации, всестороннего анализа коммерческой деятельности, финансовых результатов, эффективности партнерских связей, глубокого исследования рынка, тщательного подбора персонала коммерческих служб предприятия.
Выделение приоритетов в коммерческой деятельности не менее важно, чем в производственной, экономической, финансовой, управленческой. Реализация этого принципа предполагает постоянное изучение и знание всех аспектов коммерческой деятельности на основе глубоких профессионализма и компетентности.
Личная инициатива зависит непосредственно от каждого работника коммерческой службы предприятия и определяется деловыми и личностными качествами специалистов коммерции, профессиональной культурой их труда.
Высокая ответственность за выполнение принятых обязательств по коммерческим сделкам – это принцип, который создает репутацию специалиста коммерции в деловом мире. Реализация этого принципа – залог эффективной коммерческой деятельности промышленного предприятия.
- Глава 1. Сущность организации производственной и коммерческой деятельности промышленного предприятия.
- 1.1. Предприятие как социально-экономическая и организационно-правовая форма предпринимательства
- 1.2. Промышленное предприятие как субъект коммерческой деятельности
- 1.3. Предприятие в системе организационных отношений
- 1.4. Генезис организационной науки
- 1.5. Предмет и объекты теории организации
- 1.6. Теория организации производственных систем в сфере социальных и экономических наук
- Глава 2
- 2.1 Характеристика организации ооо «Компания Индиго», история, месторасположение, отраслевые особенности
- Технологический процесс производства продукции
- Структура организации и ее особенности
- Конкурентная среда организации
- Swot – анализ предприятия ооо «Компания индиго»
- Глава 3. Рекомендации по совершенствованию производства и системы управления компании ооо «Компания Индиго»
- 3.1 Мероприятия, предпринимаемые для улучшения положения ооо «Компания Индиго»
- 3.2 Рекомендации по совершенствованию деятельности предприятия ооо «Компания Индиго»:
- 3.3 Маркетинговое исследование рынка мебельных деталей.
- Конкуренты
- 3.4.1Основные производственно-экономические и организационные показатели предприятия ооо «Компания Индиго»
- 3.4.2 Основные технико-экономические и финансовые показатели предприятия ооо «Компания Индиго»
- 3.5 Анализ ассортимента, выпуска и реализации продукции
- 3.6 Анализ структуры и состава основных производственных фондов
- 2.4 Анализ труда и кадров
- 3.7 Анализ баланса организации за 2010 год
- 3.8 Финансовые результаты
- Заключение