logo
bestref-129939

1.1. Предприятие как социально-экономическая и организационно-правовая форма предпринимательства

Предприятие – основное звено управления народным хозяй­ством. Эта широко известная формулировка, часто используе­мая в нормативных источниках и учебной литературе, определя­ет управленческий статус предприятия и его место в макроэко­номических отношениях, но не его социально-экономическую, организационно-правовую, да и этимологическую сущность. Указанные виды сущности предприятия весьма ограниченно в прямом толковании были отражены в энциклопедических сло­варях прошлых лет. В них отсутствует не только термин «пред­приятие», но и однокоренное понятие «предпринимательство», между которыми существует очевидная смысловая связь.

Эти понятия нашли отражение в толковых и некоторых профессиональных словарях. Так, в «Словаре русского язы­ка» С. И. Ожегова (М., 1978) даются следующие толкования: 1) предпринять – начать делать что-нибудь, приступить к чему-нибудь;

2) предприниматель – владелец предприятия; предпри­имчивый человек;

3) предприимчивый – умеющий предпринять что-нибудь в нужный момент, находчивый, изобретательный и практичный;

4) предприятие – производственное учреждение: завод, фабрика и т. п. Эти толкования позволяют высказать суж­дение о предприятии как организационно-правовой и социально-экономической форме предпринимательства.

Исследованию сущности и роли предпринимательства как явления и процесса, его функции, реализуемых предприятия­ми, посвящены классические труды выдающихся зарубежных ученых-экономистов ХVII–ХVIII вв.: Р. Катильона, А. Смита, Ж. Бодо, Ж. Б. Сэя; ХIХ–ХХвв.: Г. Форда, П. Друкера, К. Рен­дола, Ф. Хайека, Й. Шумпетера, Р. Хизрича, М. Питерса; отече­ственных ученых: А. И. Агеева, А. В. Бусыгина, А. Каминки, А. Петражицкого, М. Г. Лапусты и др.

Существуют различные подходы к определению понятия предпринимательства и реализующих его функции предприя­тия. По мнению американских ученых, предпринимательство – это вид деятельности по осуществлению смелых, важных и труд­ных проектов. Предпринимательство – это рискованное дело, добровольно осуществляемое гражданами (их объединениями) на свой риск и под свою ответственность. Предпринимательство ассоциируется со стремлением сделать, придумать что-то новое или улучшить существующее. Оно неразрывно связано с такими понятиями, как «динамизм», «инициатива», «смелость», и вы­свобождает в обществе тот потенциал, который многие интерес­ные идеи превращает в реальность.

В западных странах современное предпринимательство ха­рактеризуется как особый, новаторский, антибюрократический стиль хозяйствования, в основе которого – постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации, умение привле­кать и использовать для решения поставленной задачи ресурсы из самых разнообразных источников.

По мнению отечественных ученых, предпринимательство представляет собой свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности (кроме запрещенных законо­дательством), осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребностей конкретных потребите­лей и общества в товарах (работах, услугах) и получения прибы­ли (дохода), необходимых для саморазвития собственного дела (предприятия) и обеспечения финансовых обязательств перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами.

Предпринимательство – это принципиально новый тип хо­зяйствования, базирующийся на инновационном поведении соб­ственников предприятия, на умении находить и использовать идеи, воплощать их в конкретные предпринимательские про­екты. Это, как правило, рисковое дело, но тот, кто не рискует, не может в конечном итоге добиться успеха. Поэтому предпри­ниматель, прежде чем решиться на создание собственного дела, должен произвести расчеты, изучить предполагаемый рынок ре­сурсов, сбыта, конкурентов и с учетом этого принимать обосно­ванные решения. Как писал В. И. Даль, «предпринимать – зна­чит затевать, решиться исполнить какое-либо новое дело, при­ступить к совершению чего-либо значительного» .

Для развития в России предпринимательства существенное значение имеет понимание того, что не любое новое дело являет­ся предпринимательством, а в первую очередь то, которое связа­но с эффективным использованием всех факторов производства в целях экономического роста и удовлетворения потребностей от­дельных граждан и общества в целом. Основная функция пред­принимательства в России должна состоять в том, чтобы про­изводить, «доводить» до конкретных потребителей товары (услуги, работы) и получать в результате этого предприниматель­ский доход, т. е. «плату за предпринимательские способности в виде предпринимательской прибыли, процента, дивидендов, ренты» .

Существенное значение для развития предпринимательства имеет определение этого понятия в гражданском законодатель­стве. Впервые наиболее полное определение понятия предпри­нимательской деятельности было сформулировано в Законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1990 г.). В нем указано, что под предпринимательской деятель­ностью (предпринимательством) понимается инициативная са­мостоятельная деятельность граждан и их объединений, направ­ленная на получение прибыли, а также установлено, что пред­принимательская деятельность осуществляется гражданами на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия. В законе четко сформулированы права, обязанности, ответствен­ность предпринимателей, а также гарантии со стороны государ­ства, дано определение понятия предприятия.

В соответствии со ст. 34 Конституции РФ «каждый имеет пра­во на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом эко­номической деятельности», а в соответствии с п. 1 ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует до­говорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, осно­ванные на равенстве, автономии воли и имущественной самосто­ятельности их участников.

В соответствии с трактовкой понятия предпринимательской деятельности, установленной в ГК РФ, можно выделить несколь­ко характерных социально-экономических и организационно-правовых признаков предпринимательства:

– это самостоятельная деятельность дееспособных граждан и их объединений; никто не может никого принудительно заста­вить заниматься этой деятельностью;

– это не просто самостоятельная, но инициативная деятель­ность, направленная на реализацию своих способностей и удо­влетворение потребностей других лиц и общества;

– это деятельность рисковая, поэтому будущий предприни­матель должен помнить, что он будет рисковать и преодолевать сопротивление среды, к тому же государство не берет на себя от­ветственность за возможные неудачи;

– предпринимательство – это не разовая сделка, а процесс, на­правленный на систематическое извлечение прибыли (дохода) законным путем, следовательно, это профессиональная деятель­ность, осуществляемая компетентно, профессионально, длитель­ное время;

– это деятельность, осуществляемая лицами (физическими и юридическими), зарегистрированными в качестве индивиду­альных предпринимателей или юридических лиц, следователь­но, это деятельность законная, осуществляемая в соответствии с правовыми законодательными актами;

– гражданским законодательством установлен основной мо­тив осуществления предпринимательской деятельности – полу­чение прибыли, а чтобы этого добиться, нужно предложить (реа­лизовать) потребителям нужные им товары (работы, услуги);

– в законодательстве сформулированы способы получения прибыли: путем пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Таким образом, гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринима­тельскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляе­мая на свой риск деятельность, направленная на систематиче­ское получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зареги­стрированными в этом качестве в установленном законом поряд­ке.

Как следует из анализа приведенных выше признаков, особен­но последних двух (в отношении мотива предпринимательской деятельности и способов получения прибыли) и резюмирующей формулировки, первой характерной особенностью предпринима­тельства является пользование имуществом, а второй – продажа товаров. Фактически в ГК РФ установлена торгово-коммерческая деятельность, а деятельность по производству товаров (продук­ции) остается в ГК РФ за пределами законодательного регули­рования. Но чтобы что-то продать, нужно вначале произвести товар (работу, услугу) с соответствующими характеристиками (качеством). Следовательно, понятие предпринимательской дея­тельности, установленное в ГК РФ, нуждается в уточнении и до­полнении в направлении более тесной ее взаимосвязи с производ­ством (предприятием) .

Предпринимательство принято рассматривать как явление и как процесс. Как явление предпринимательство отражает всю совокупность отношений (экономических, социальных, орга­низационных, личностных, психологических, правовых и др.), связанных с организацией предпринимателями своего дела, с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и получением желаемого результата в виде прибыли (дохода). Предпринимательство как явление отражает всю систему отно­шений (финансовых, экономических, социальных, правовых), которые объективно возникают у предпринимателей (как хозяй­ствующих субъектов) друг с другом, с потребителями, поставщи­ками всех факторов производства (сырья, материалов, оборудо­вания, топлива, энергии и т. п.), с банками и другими субъекта­ми рынка, с наемными работниками, и наконец, с государством в лице соответствующих органов исполнительной власти, а так­же с органами власти субъектов Российской Федерации и мест­ного самоуправления.

Предпринимательство как экономическое явление от­ражает товарный характер отношений предпринимателей с дру­гими хозяйствующими субъектами на основе действия экономи­ческих законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др.) и всех инструментов товарного производства и обращения.

Предпринимательство как процесс представляет собой слож­ную взаимосвязь целенаправленных действий предпринимате­лей начиная с момента возникновения предпринимательской идеи и заканчивая воплощением ее в конкретный предпринима­тельский проект. Предпринимательство – это процесс создания новых товаров, работ, услуг, обладающих ценностью для потре­бителей; процесс удовлетворения постоянно растущих потребно­стей; процесс, осуществляемый на основе постоянного комбини­рования факторов производства, эффективного использования имеющихся ресурсов для достижения высоких результатов. Этот процесс является непрерывным, постоянно возобновляется, поскольку постоянно изменяются потребности, которые пред­приниматели удовлетворяют, он требует больших затрат всех факторов производства.

Таким образом, предпринимательство как процесс включает в себя поиск новых идей, их анализ и оценку с точки зрения по­требностей рынка и экономической выгоды, формирование це­лей по реализации идей, их воплощение в новом предприятии, в освоении производства новой продукции, в совершенствова­нии организации производства, т. е. в реализации и воплощении идей в конкретный результат (продукцию, технологию, услугу и т. д.), приносящий предпринимателю прибыль.

В развитой рыночной экономике предпринимательство как интегрированная совокупность предпринимательских организа­ций, индивидуальных предпринимателей, а также сложных их объединений выполняет следующие важные функции:

– общеэкономическую;

– ресурсную;

– творчески-поисковую (инновационную);

– социальную;

– организаторскую;

– политическую.

Особо следует выделить организаторскую функцию предпри­нимательства – которая проявляется в принятии предпринима­телями самостоятельного решения об организации собственного дела, его диверсификации, в формировании предприниматель­ского управления, создании сложных предпринимательских структур на основе использования законов организации.

Следовательно, сущность предпринимательства наиболее комплексно проявляется в сочетании всех функций, которые объективно присущи цивилизованному предпринимательству и реализуются субъектами предпринимательской деятельности – юридическими и физическими лицами.

Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В соответ­ствии со ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организа­ция, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимуще­ственные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и смету.

В соответствии со ст. 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в каче­стве основной цели своей деятельности (коммерческие органи­зации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участни­ками (некоммерческие организации).

Юридические лица, являющиеся коммерческими организа­циями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Юридические лица, являющиеся некоммерческими органи­зациями, могут создаваться в форме потребительских коопера­тивов, общественных или религиозных организаций (объедине­ний), финансируемых собственником учреждений, благотвори­тельных и иных фондов, а также в других формах, предусмотрен­ных законом. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и со­ответствует этим целям.

Допускается создание объединений коммерческих и неком­мерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.

В соответствии со статьями 51 и 52 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном госу­дарственном органе в порядке, определяемом законом о государ­ственной регистрации юридических лиц, оно действует на осно­вании устава либо учредительного договора и устава. В учреди­тельных документах юридического лица должны определяться его наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму, место нахождения, порядок управления дея­тельностью, предмет и цели деятельности.

Приведенные в ГК РФ формулировки по существу являются опосредованными определениями предприятия как хозяйствую­щего субъекта, имеющего на определенных основаниях обосо­бленное имущество, организационно-правовую форму, права, ответственность и цели деятельности, в том числе предпринима­тельской.

Другим опосредованным определением понятия предприя­тия, содержащимся в п. 3.3.1 национального стандарта ГОСТ Р ИСО 9000–2001 является его обобщение на более широкое поня­тие «организация». В соответствии с ним «организация – группа работников и необходимых средств с распределением ответствен­ности, полномочий и взаимоотношений». В качестве примеров организаций указаны: компания, корпорация, фирма, предприя­тие, учреждение, благотворительная организация, предприятие розничной торговли, ассоциация, а также их подразделения или комбинации из них. В виде примечаний к этому определению высказаны следующие важные положения: 1) распределение обычно бывает упорядоченным;

2) организация может быть го­сударственной или частной.

Кроме приведенных нормативных определений понятия пред­приятия имеются и локальные, содержащиеся в профессиональ­ных словарях и учебной литературе.

Так, в энциклопедическом словаре «Управление организа­цией» «предприятие по законодательству РФ определяется как имущественный комплекс, включающий все виды имущества, предназначенные для предпринимательской деятельности (зе­мельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвен­тарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его про­дукцию, работы, услуги – фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания, а также другие исключительные права)» .

В современном учебнике по организации производства и управлению предприятием, являющемся коллективным трудом членов Международной академии науки и практики организа­ции производства, дается следующее определение «Предприятием является самостоятельный хозяйственный субъект с правом юридического лица, созданный в порядке, уста­новленном законодательством, для производства продукции, вы­полнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения обще­ственных потребностей и получения прибыли. Предприятие са­мостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей. Главная цель предприятия – получение максималь­ной и стабильной прибыли от реализации продукции и услуг в условиях конкуренции на мировом рынке для удовлетворения общественных потребностей и интересов членов трудового кол­лектива и собственников имущества».

Там же указывается, что промышленное предприятие – про­мышленная коммерческая организация – является основным (первичным) звеном народного хозяйства, где происходит соеди­нение рабочей силы со средствами производства и создаются ма­териальные ценности. От результатов деятельности предприятий зависят экономическое положение государства, уровень жизни его граждан.