1.1. Предприятие как социально-экономическая и организационно-правовая форма предпринимательства
Предприятие – основное звено управления народным хозяйством. Эта широко известная формулировка, часто используемая в нормативных источниках и учебной литературе, определяет управленческий статус предприятия и его место в макроэкономических отношениях, но не его социально-экономическую, организационно-правовую, да и этимологическую сущность. Указанные виды сущности предприятия весьма ограниченно в прямом толковании были отражены в энциклопедических словарях прошлых лет. В них отсутствует не только термин «предприятие», но и однокоренное понятие «предпринимательство», между которыми существует очевидная смысловая связь.
Эти понятия нашли отражение в толковых и некоторых профессиональных словарях. Так, в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова (М., 1978) даются следующие толкования: 1) предпринять – начать делать что-нибудь, приступить к чему-нибудь;
2) предприниматель – владелец предприятия; предприимчивый человек;
3) предприимчивый – умеющий предпринять что-нибудь в нужный момент, находчивый, изобретательный и практичный;
4) предприятие – производственное учреждение: завод, фабрика и т. п. Эти толкования позволяют высказать суждение о предприятии как организационно-правовой и социально-экономической форме предпринимательства.
Исследованию сущности и роли предпринимательства как явления и процесса, его функции, реализуемых предприятиями, посвящены классические труды выдающихся зарубежных ученых-экономистов ХVII–ХVIII вв.: Р. Катильона, А. Смита, Ж. Бодо, Ж. Б. Сэя; ХIХ–ХХвв.: Г. Форда, П. Друкера, К. Рендола, Ф. Хайека, Й. Шумпетера, Р. Хизрича, М. Питерса; отечественных ученых: А. И. Агеева, А. В. Бусыгина, А. Каминки, А. Петражицкого, М. Г. Лапусты и др.
Существуют различные подходы к определению понятия предпринимательства и реализующих его функции предприятия. По мнению американских ученых, предпринимательство – это вид деятельности по осуществлению смелых, важных и трудных проектов. Предпринимательство – это рискованное дело, добровольно осуществляемое гражданами (их объединениями) на свой риск и под свою ответственность. Предпринимательство ассоциируется со стремлением сделать, придумать что-то новое или улучшить существующее. Оно неразрывно связано с такими понятиями, как «динамизм», «инициатива», «смелость», и высвобождает в обществе тот потенциал, который многие интересные идеи превращает в реальность.
В западных странах современное предпринимательство характеризуется как особый, новаторский, антибюрократический стиль хозяйствования, в основе которого – постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации, умение привлекать и использовать для решения поставленной задачи ресурсы из самых разнообразных источников.
По мнению отечественных ученых, предпринимательство представляет собой свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности (кроме запрещенных законодательством), осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества в товарах (работах, услугах) и получения прибыли (дохода), необходимых для саморазвития собственного дела (предприятия) и обеспечения финансовых обязательств перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами.
Предпринимательство – это принципиально новый тип хозяйствования, базирующийся на инновационном поведении собственников предприятия, на умении находить и использовать идеи, воплощать их в конкретные предпринимательские проекты. Это, как правило, рисковое дело, но тот, кто не рискует, не может в конечном итоге добиться успеха. Поэтому предприниматель, прежде чем решиться на создание собственного дела, должен произвести расчеты, изучить предполагаемый рынок ресурсов, сбыта, конкурентов и с учетом этого принимать обоснованные решения. Как писал В. И. Даль, «предпринимать – значит затевать, решиться исполнить какое-либо новое дело, приступить к совершению чего-либо значительного» .
Для развития в России предпринимательства существенное значение имеет понимание того, что не любое новое дело является предпринимательством, а в первую очередь то, которое связано с эффективным использованием всех факторов производства в целях экономического роста и удовлетворения потребностей отдельных граждан и общества в целом. Основная функция предпринимательства в России должна состоять в том, чтобы производить, «доводить» до конкретных потребителей товары (услуги, работы) и получать в результате этого предпринимательский доход, т. е. «плату за предпринимательские способности в виде предпринимательской прибыли, процента, дивидендов, ренты» .
Существенное значение для развития предпринимательства имеет определение этого понятия в гражданском законодательстве. Впервые наиболее полное определение понятия предпринимательской деятельности было сформулировано в Законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1990 г.). В нем указано, что под предпринимательской деятельностью (предпринимательством) понимается инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли, а также установлено, что предпринимательская деятельность осуществляется гражданами на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия. В законе четко сформулированы права, обязанности, ответственность предпринимателей, а также гарантии со стороны государства, дано определение понятия предприятия.
В соответствии со ст. 34 Конституции РФ «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности», а в соответствии с п. 1 ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.
В соответствии с трактовкой понятия предпринимательской деятельности, установленной в ГК РФ, можно выделить несколько характерных социально-экономических и организационно-правовых признаков предпринимательства:
– это самостоятельная деятельность дееспособных граждан и их объединений; никто не может никого принудительно заставить заниматься этой деятельностью;
– это не просто самостоятельная, но инициативная деятельность, направленная на реализацию своих способностей и удовлетворение потребностей других лиц и общества;
– это деятельность рисковая, поэтому будущий предприниматель должен помнить, что он будет рисковать и преодолевать сопротивление среды, к тому же государство не берет на себя ответственность за возможные неудачи;
– предпринимательство – это не разовая сделка, а процесс, направленный на систематическое извлечение прибыли (дохода) законным путем, следовательно, это профессиональная деятельность, осуществляемая компетентно, профессионально, длительное время;
– это деятельность, осуществляемая лицами (физическими и юридическими), зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, следовательно, это деятельность законная, осуществляемая в соответствии с правовыми законодательными актами;
– гражданским законодательством установлен основной мотив осуществления предпринимательской деятельности – получение прибыли, а чтобы этого добиться, нужно предложить (реализовать) потребителям нужные им товары (работы, услуги);
– в законодательстве сформулированы способы получения прибыли: путем пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Таким образом, гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Как следует из анализа приведенных выше признаков, особенно последних двух (в отношении мотива предпринимательской деятельности и способов получения прибыли) и резюмирующей формулировки, первой характерной особенностью предпринимательства является пользование имуществом, а второй – продажа товаров. Фактически в ГК РФ установлена торгово-коммерческая деятельность, а деятельность по производству товаров (продукции) остается в ГК РФ за пределами законодательного регулирования. Но чтобы что-то продать, нужно вначале произвести товар (работу, услугу) с соответствующими характеристиками (качеством). Следовательно, понятие предпринимательской деятельности, установленное в ГК РФ, нуждается в уточнении и дополнении в направлении более тесной ее взаимосвязи с производством (предприятием) .
Предпринимательство принято рассматривать как явление и как процесс. Как явление предпринимательство отражает всю совокупность отношений (экономических, социальных, организационных, личностных, психологических, правовых и др.), связанных с организацией предпринимателями своего дела, с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и получением желаемого результата в виде прибыли (дохода). Предпринимательство как явление отражает всю систему отношений (финансовых, экономических, социальных, правовых), которые объективно возникают у предпринимателей (как хозяйствующих субъектов) друг с другом, с потребителями, поставщиками всех факторов производства (сырья, материалов, оборудования, топлива, энергии и т. п.), с банками и другими субъектами рынка, с наемными работниками, и наконец, с государством в лице соответствующих органов исполнительной власти, а также с органами власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
Предпринимательство как экономическое явление отражает товарный характер отношений предпринимателей с другими хозяйствующими субъектами на основе действия экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др.) и всех инструментов товарного производства и обращения.
Предпринимательство как процесс представляет собой сложную взаимосвязь целенаправленных действий предпринимателей начиная с момента возникновения предпринимательской идеи и заканчивая воплощением ее в конкретный предпринимательский проект. Предпринимательство – это процесс создания новых товаров, работ, услуг, обладающих ценностью для потребителей; процесс удовлетворения постоянно растущих потребностей; процесс, осуществляемый на основе постоянного комбинирования факторов производства, эффективного использования имеющихся ресурсов для достижения высоких результатов. Этот процесс является непрерывным, постоянно возобновляется, поскольку постоянно изменяются потребности, которые предприниматели удовлетворяют, он требует больших затрат всех факторов производства.
Таким образом, предпринимательство как процесс включает в себя поиск новых идей, их анализ и оценку с точки зрения потребностей рынка и экономической выгоды, формирование целей по реализации идей, их воплощение в новом предприятии, в освоении производства новой продукции, в совершенствовании организации производства, т. е. в реализации и воплощении идей в конкретный результат (продукцию, технологию, услугу и т. д.), приносящий предпринимателю прибыль.
В развитой рыночной экономике предпринимательство как интегрированная совокупность предпринимательских организаций, индивидуальных предпринимателей, а также сложных их объединений выполняет следующие важные функции:
– общеэкономическую;
– ресурсную;
– творчески-поисковую (инновационную);
– социальную;
– организаторскую;
– политическую.
Особо следует выделить организаторскую функцию предпринимательства – которая проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, его диверсификации, в формировании предпринимательского управления, создании сложных предпринимательских структур на основе использования законов организации.
Следовательно, сущность предпринимательства наиболее комплексно проявляется в сочетании всех функций, которые объективно присущи цивилизованному предпринимательству и реализуются субъектами предпринимательской деятельности – юридическими и физическими лицами.
Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В соответствии со ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и смету.
В соответствии со ст. 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям.
Допускается создание объединений коммерческих и некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.
В соответствии со статьями 51 и 52 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц, оно действует на основании устава либо учредительного договора и устава. В учредительных документах юридического лица должны определяться его наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму, место нахождения, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности.
Приведенные в ГК РФ формулировки по существу являются опосредованными определениями предприятия как хозяйствующего субъекта, имеющего на определенных основаниях обособленное имущество, организационно-правовую форму, права, ответственность и цели деятельности, в том числе предпринимательской.
Другим опосредованным определением понятия предприятия, содержащимся в п. 3.3.1 национального стандарта ГОСТ Р ИСО 9000–2001 является его обобщение на более широкое понятие «организация». В соответствии с ним «организация – группа работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений». В качестве примеров организаций указаны: компания, корпорация, фирма, предприятие, учреждение, благотворительная организация, предприятие розничной торговли, ассоциация, а также их подразделения или комбинации из них. В виде примечаний к этому определению высказаны следующие важные положения: 1) распределение обычно бывает упорядоченным;
2) организация может быть государственной или частной.
Кроме приведенных нормативных определений понятия предприятия имеются и локальные, содержащиеся в профессиональных словарях и учебной литературе.
Так, в энциклопедическом словаре «Управление организацией» «предприятие по законодательству РФ определяется как имущественный комплекс, включающий все виды имущества, предназначенные для предпринимательской деятельности (земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы, услуги – фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания, а также другие исключительные права)» .
В современном учебнике по организации производства и управлению предприятием, являющемся коллективным трудом членов Международной академии науки и практики организации производства, дается следующее определение «Предприятием является самостоятельный хозяйственный субъект с правом юридического лица, созданный в порядке, установленном законодательством, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей. Главная цель предприятия – получение максимальной и стабильной прибыли от реализации продукции и услуг в условиях конкуренции на мировом рынке для удовлетворения общественных потребностей и интересов членов трудового коллектива и собственников имущества».
Там же указывается, что промышленное предприятие – промышленная коммерческая организация – является основным (первичным) звеном народного хозяйства, где происходит соединение рабочей силы со средствами производства и создаются материальные ценности. От результатов деятельности предприятий зависят экономическое положение государства, уровень жизни его граждан.
- Глава 1. Сущность организации производственной и коммерческой деятельности промышленного предприятия.
- 1.1. Предприятие как социально-экономическая и организационно-правовая форма предпринимательства
- 1.2. Промышленное предприятие как субъект коммерческой деятельности
- 1.3. Предприятие в системе организационных отношений
- 1.4. Генезис организационной науки
- 1.5. Предмет и объекты теории организации
- 1.6. Теория организации производственных систем в сфере социальных и экономических наук
- Глава 2
- 2.1 Характеристика организации ооо «Компания Индиго», история, месторасположение, отраслевые особенности
- Технологический процесс производства продукции
- Структура организации и ее особенности
- Конкурентная среда организации
- Swot – анализ предприятия ооо «Компания индиго»
- Глава 3. Рекомендации по совершенствованию производства и системы управления компании ооо «Компания Индиго»
- 3.1 Мероприятия, предпринимаемые для улучшения положения ооо «Компания Индиго»
- 3.2 Рекомендации по совершенствованию деятельности предприятия ооо «Компания Индиго»:
- 3.3 Маркетинговое исследование рынка мебельных деталей.
- Конкуренты
- 3.4.1Основные производственно-экономические и организационные показатели предприятия ооо «Компания Индиго»
- 3.4.2 Основные технико-экономические и финансовые показатели предприятия ооо «Компания Индиго»
- 3.5 Анализ ассортимента, выпуска и реализации продукции
- 3.6 Анализ структуры и состава основных производственных фондов
- 2.4 Анализ труда и кадров
- 3.7 Анализ баланса организации за 2010 год
- 3.8 Финансовые результаты
- Заключение