logo search
Rabochaya_tetrad_v_rabote

Логика курса

А. Ответьте на следующие вопросы:

  1. Как изменялся объект исследования экономической теории с древнейших времен до наших дней?

Экономическая теория изучает сферу производства и распределения жизненных благ в условиях ограниченных ресурсов. Это означает, что объектом изучения экономической теории является решающая область жизнедеятельности людей, без которой невозможна ни одна другая форма реализации личностных и общественных интересов. Определение объекта экономической теории не возможно без понимания предмета экономической теории.       Если  же  мы  обратимся к мировой литературе прошлого и настоящего, то мы увидим различие в толковании предмета теоретической экономики (политической экономии).

  1. Почему меркантилисты считали необходимым вмешательство в экономику? Что делает актуальными их взгляды в наше время?

Меркантилизм – это первая попытка найти закономерности развития хозяйства в сфере обращения, так как исторически первой формой капитала был торговый капитал. Меркантилизм как политика – это государственное регулирование отношений, связанных с накоплением денег в стране.

  1. Каким образом эгоистический интерес человека может служить обществу? Как это объяснял Адам Смит?

Каждый человек, живя в государстве, решает все проблемы для своей выгоды. Вообще человек, с точки зрения Адама Смита, по природе эгоистичен и стремится к постоянному увеличению своего богатства, но это не является пороком, а, наоборот, ведет общество к благополучию. И этот человек может реализовать свой личный интерес, только предлагая свой труд и продукты труда в обмен. Значит, преследующий собственные выгоды, человек помогает обществу обогатиться.

  1. В чем сила и слабость марксистской теории? Почему марксизм стал базой мощных политических движений?

Политическая ангажированность К.Макса в пользу рабочего класса предопределила историческую судьбу его учения, превратив его в дальнейшем в идеологию радикальных, настроенных на полное уничтожение капитализма бедных слоев населения. Оно также стало теоретической базой деятельности массовых левых партий

  1. С какими изменениями в экономике связано появление маржинализма?

В середине XIX в. классическая школа политической экономии оказалась в состоянии кризиса, так как ее теория базировалась на затратной трактовке ценности и не могла объяснить ряда острых проблем экономики. Самым слабым местом классической школы было то, что она слабо была сориентирована на субъекта-потребителя, ради которого осуществляется производство. Взгляд классической школы был прикован к производителю.

Выход из кризиса нашли маржиналисты. Это направление экономической мысли возникло в последней трети XIX в. В центре данной системы стоит субъект с его потребностями. В ней потребитель - всему голова.

  1. Почему кейнсианцы настаивают на активном государственном регулировании экономики, а монетаристы считают его вредным? Какая из этих доктрин представляется вам более применимой к сегодняшней России?

  2. В каких областях вклад российских ученых в экономическую теорию был наиболее значимым?

  3. Опишите эволюцию и постепенное обогащение содержания методов, используемых экономической теорией.

  4. Можно ли свести предмет экономической теории к изучению трех фундаментальных проблем экономики? Какое из определений предмета экономической теории кажется вам более точным?

Б. Проследите взаимосвязь между экономическим развитием общества и особенностями научных теорий, появившихся в соответствующую эпоху:

Античные теории

Меркантилизм

Классическая политэкономия

|

|

|

Традиционная экономика с элементами товарности

Ранняя рыночная экономика, торговый и ссудный капитал

Проникновение капитала в промышленность. Вовлечение больших количеств трудовых и природных ресурсов.

|

|

|

Первые теории товара и денег

Богатство = деньгам = золоту

Отождествление богатства с массой созданных товаров. Экономический либерализм. Раскрытие потенциала саморегулирования рынка.

Марксизм

Маржинализм

Кейнсианство

|

|

|

Нарастание социальных противоречий как частная сторона развивающейся рыночной экономики

Насыщение рынка массовой фабричной продукцией. Завершение промышленной революции.

Монополизация. Экстренное государственное регулирование во время Первой Мировой войны. Великая Депрессия

|

|

|

Диалектический материализм. Формационный подход. Теория прибавочной стоимости. Вывод о ограниченности капитализма и необходимости его уничтожения.

Усиление роли потребителя. Закон убывающей предельной полезности. Теория рыночной равновесной цены. Модель «робинзонады».

Объективные закономерности национальной экономики. Государственное регулирование рынка.

Неоклассика (монетаризм)

Институционализм

Информационная экономика

|

|

|

Разрастание государственного сектора. Увеличение налогового бремени. Усиление инфляции.

Усиление влияния внеэкономических факторов на экономику. Особые пути экономического развития у разных стран.

Глобализация, экология, терроризм, Интернет

|

|

|

Экономический либерализм. Основная задача – поддержание стабильного денежного обращения и недопущение инфляции.

Расширение предмета экономической теории, рассмотрение структурных элементов экономики и внеэкономических факторов.

Теория постиндустриального развития

Обсудите, насколько оправдано подобное прямое сопоставление уровня экономического развития и содержания экономических теорий.

В. Какие возможности дают экономисту следующие методы?

Эмпирический метод

Статистический метод

Метод научных абстракций

|

|

|

Сбор фактов, основанных на наблюдениях и экспериментах

Наблюдение за количественной стороной экономических процессов

Выделение наиболее важных явлений и отвлечение от второстепенных деталей

Причинно-следственный метод

Функциональный метод

Эконометрические методы

|

|

|

Выявление причинно-следственных связей между отдельными явлениями

Анализ всех категорий в их взаимодействии друг с другом как равнозначных

Математическое моделирование экономических процессов