logo search
gos / каратанова / ГОС2

1. Понятие инвестиционного портфеля (типы, принципы и порядок формирования).

Инвестиционный портфель — совокупность ценных бумаг разного вида, разного срока действия и разной ликвидности, управляемая как единое целое.

Основные типы инвестиционных портфелей следующие:

Агрессивный портфель: более рисковый но и более прибыльный; большую долю составляют акции; подходит тем, кто готов рисковать и психологически подготовлен к большим колебаниям.

Консервативный портфель: менее рисковый и, как следствие, менее прибыльный; у таких на первом месте безопасность и сохранность вложенных средств; в основном состоят из облигаций, краткосрочных займов, и других не рисковых инструментов.

<Критерием классификации также может служить источник дохода и степень риска.

1. Портфели роста формируются из ценных бумаг, курсовая стоимость которых растет. Цель данного типа портфеля – рост стоимости портфеля.

2. Портфель высокого дохода включает высокодоходные ценные бумаги и ориентирован на получение высокого текущего дохода – процентов по облигациям и дивидендов по акциям.

3. Портфель постоянного дохода – это портфель, который состоит из высоконадежных ценных бумаг и приносит средний доход при минимальном уровне риска.

4. Комбинированный портфель формируется для избежания возможны потерь на фондовом рынке, как от падения курсовой стоимости, так и низких дивидендных и процентных выплат>

Основной целью формирования инвестиционного портфеля является сохранение и приумножение вложенного капитала.

При формировании инвестиционного портфеля следует руководствоваться следующими соображениями:

1. безопасность вложений (неуязвимость инвестиций от потрясений на рынке инвестиционного капитала),

2. стабильность получения дохода,

3. ликвидность вложений, то есть их способность участвовать в немедленном приобретении товара (работ, услуг), или быстро и без потерь в цене превращаться в наличные деньги.

4.

Принципы формирования инвестиционного портфеля:

1. Принцип консервативности. Соотношение между высоконадежными и рискованными долями поддерживается таким образом, чтобы возможные потери от рискованной доли с подавляющей вероятностью покрывались доходами от надежных активов.

2. Принцип диверсификации. ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОРТФЕЛЯ — распределение средств фонда между различными объектами инвестирования с целью избежания серьезных потерь, в случае падения цен одной или нескольких составляющих инвестиционного портфеля.

3. Принцип достаточной ликвидности. Он состоит в том, чтобы поддерживать долю быстрореализуемых активов в портфеле не ниже уровня, достаточного для проведения неожиданно подворачивающихся высокодоходных сделок и удовлетворения потребностей клиентов в денежных средствах. Практика показывает, что выгоднее держать определенную часть средств в более ликвидных (пусть даже менее доходных) ценных бумагах, зато иметь возможность быстро реагировать на изменения конъюнктуры рынка и отдельные выгодные предложения.

Отправной точкой формирования инвестиционного портфеля является взаимосвязанный анализ собственных возможностей инвестора и инвестиционной привлекательности внешней среды с целью определения приемлемого уровня риска в свете прибыльности и ликвидности баланса. В результате такого анализа задаются основные характеристики инвестиционного портфеля (степень допустимого риска, размеры ожидаемого дохода, возможные отклонения от него и пр.), осуществляется оптимизация пропорций различных видов инвестиций в рамках всего инвестиционного портфеля с учетом объема и структуры инвестиционных ресурсов.

2. Базовые концепции финансового менеджмента.

Финансовый менеджмент можно определить как управление финансами.

Финансовый менеджмент принято рассматривать как теорию, характеризующую основные закономерности управления финансами и как практическую деятельность по управлению финансами.

Теория финансового менеджмента выявляет закономерности, предлагает формализованные алгоритмы и модели для обоснования выбора конкретных решений. Финансовый менеджмент как практическая деятельность включает в себя способы (методы) управления финансовыми потоками и конкретные приемы управления.

Объект управления финансового менеджмента - это совокупность финансовых потоков в процессе движения финансовых ресурсов, оборота и кругооборота стоимости, обеспечивающих непрерывность производственного, и в целом хозяйственного процесса на предприятии.

Субъектом управления выступают специальные функциональные подразделения и конкретные люди, осуществляющие процесс управления – собственники и финансовая администрация предприятия.

Финансовый менеджмент как система управления финансами основывается на ряде базовых концепций – т.е. определенных подходов к пониманию исходных условий функционирования и оценки эффективности принимаемых управленческих решений. К ним относятся следующие концепции:

1. денежного потока - состоит в том, что основополагающими элементами финансового менеджмента являются идентификация денежного потока, его про-должительность и вид (основная деятельность, инвестиционная или финансовая);

2. временной ценности денег - заключается в том, что ценность будущих поступлений и платежей не равна сегодняшним, хотя их номинальные величины могут совпадать;

3. компромисса между риском и доходностью - состоит в том, что в любом бизнесе, нацеленном на получение доходов всегда присутствует риск неполучения планируемых доходов, причем чем выше ожидаемая доходность тем выше и степень риска их неполучения;

4. стоимости капитала - состоит в том, что каждый источ¬ник финансирования имеет свою стоимость (стоимость банковского кредита – проценты, стоимость акционерного капитала – дивиденды и т.п.);

5. эффективности рынка - отражает зависимость рынка капитала от информации, которой располагают участники рынка. В условиях эффективного рынка любая новая информация по мере ее поступления немедленно от¬ражается на ценах на акции и другие ценные бумаги;

6. асимметричной информации - смысл ее состоит в том, что отдельные категории лиц могут владеть информацией, недоступной всем участникам рынка в равной мере (конфиденциальная информация);

7. агентских отношений - заключается в том, что для современного бизнеса характерен отрыв управленческих функций от владения бизнесом. Собственники крупного и среднего бизнеса передают управление менеджерам, которые выступают в роли их агентов. При этом интересы собственников и менеджеров могут не совпадать и даже противоречить друг другу;

8. альтернативных затрат - заключается в том, финансовый менеджер практически всегда принимает решение на основе выбора из нескольких альтернативных вариантов;

9. временной неограниченности - заключается в том, что коммерческие организации создаются собственниками в расчете на длительную перспективу.

Вывод: Базовые концепции финансового менеджмента лежат в основе принимаемых решений.

3. Методы прогнозирования и расчет основных финансовых показателей (прибыль, рентабельность, оборачиваемость активов).

Прогнозирование - разработка прогноза; в узком значении — специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо явления; определение будущего состояния предприятия и его окружения на основе сложившихся тенденций.

Методы прогнозирования - методы, обеспечивающие научно обоснованные прогнозы будущего: - экспертные оценки; - экстраполирование; - моделирование; - применение аналогий.

К основным методам прогнозирования относятся:

1. экспертные оценки - это методы организации работы со специалистами-экспертами и обработки мнений экспертов;

2. статистические методы - охватывают разработку, изучение и применение современных математико-статистических методов прогнозирования на основе объективных данных;

3. моделирование - построение и изучение моделей реально существующих предметов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя.

Прибыль – это показатель финансовых результатов деятельности фирмы. Рассчитывается прибыль как разность между выручкой за проданный товар или услугу и затратами на производство товара или оказание услуги. Поэтому прибыль не надо путать с доходом. Доход – это выручка, часть которой пойдет на уплату налогов или выплату зарплаты. А прибыль оседает на банковском счете фирмы.

< Прибыль различают: валовую (то есть общую), чистую (то, что остается после уплаты налогов и отчислений), бухгалтерскую (окончательный финансовый результат, рассчитанный по бухгалтерским документам) и экономическую (чистая прибыль после вычета всех затрат, включая альтернативные издержки)>

Рентабельность - относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств. Рентабельность рассчитывается как отношение прибыли к затратам, ее формирующим.

Оборачиваемость активов - показатель длительности одного оборота, характеризуется временем пребывания активов в сфере производства и сфере обращения. Коэффициент оборачиваемости рассчитывается путем деления объема реализованной продукции на среднюю величину активов. Этот коэффициент характеризует эффективность использования активов с точки зрения объёма продаж.

<Активы – имущество предприятия; бывают внеоборотные (нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство и др.) и оборотные (материально-производственные запасы и затраты, готовую продукцию, дебиторскую задолженность, денежные средства)>