Глава 9. Государственное регулирование рыночной экономики.
Необходимость и причины государственного регулирования рыночной экономики.
Цели, объекты и принципы государственного регулирования.
Методы государственного регулирования экономики.
Основные направления, инструменты государственного регулирования.
Специфика регулирования экономики в странах с развитой рыночной системой и в странах, находящихся в переходном периоде к рынку.
Необходимость и причины государственного регулирования рыночной экономики.
Государство является формой политической самоорганизации людей на определенной чётко очерченной теории. Особенность государства в отличии от других социальных организаций состоит в том, что оно воплощает всеобщую волю граждан и с точки зрения призвано выражать, защищать и регулировать интересы всего общества. Более того, как показывает опыт стран с либерально-демократическими режимами, именно государство сыграло решаемую роль в обуздании стихийных рыночных сил, корректировке их негативных последствий, беспрецедентным повышением жизненных стандартов, противодействий произволу корпораций и т.д.
Государственное регулирование экономических и социальных процессов преследует несколько основополагающих целей. К ним прежде всего относят обеспечение условий для нормального функционирования рыночной экономики: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно (удовлетворение индивидуального спроса), и везде, где необходимо регулирующие воздействия государства, где это не приведет к снижению производства (регулирование денежного обращения, национальная оборона, система коммуникации и т.д.); защита самой общественно-политической системы от социальных потрясений. Государственное вмешательство рассматривается в качестве неизбежного и необходимого инструмента исправления негативных последствий рынка. Государственное вмешательство в экономику может быть оправдано с экономических позиций в силу несостоятельности, несовершенства рынка. Рынок выполняет определенную роль в установлении равновесия в экономике, однако он не гарантирует реализацию социально-экономического права человека на достойное существование независимо от форм и результатов экономической деятельности. Малоимущие группы населения, такие, как престарелые, многодетные, одинокие матери, инвалиды нуждаются в поддержке, которую рынок не может им обеспечить. Государство, в лице правительства занимается организацией благотворительных фондов в помощь нуждающихся, инвестирует производство товаров для малоимущих слоев населения. Рынок не может обеспечить и право на труд, для тех, кто, может и хочет работать. Он не несет ответственность за побочные эффекты деятельности организаций (утилизация ресурсов, загрязнения и т.д.). Государство признано производить предварительную экспертизу проектов строительства новых предприятий на из экологическую безопасность; запрещать производственную деятельность, наносящую вред здоровью людей; обязывать предпринимателей направлять капитал на восстановление разрушенной природной среды. Государство принимает меры, запрещающие монополию, проводит мероприятия по поддержке малого и среднего бизнеса. С помощью только рыночного производства невозможны глубокие структурные изменения производства, стратегические прорывы в области науки и техники, организация денежного обращения, оборона, охрана общественного порядка, энергетическая система, решение межнациональных и межгосударственных проблем и т.д. Эти, и многие другие функции берет на себя государство, доказывая необходимость своего вмешательства в рыночную экономику.
Рыночный механизм не в состоянии решать всех проблем экономического роста. Уже в период свободной конкуренции значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности и государство вынуждено брать на себя содержание больших структур экономики; железных дорог, почты, телеграф и т.д.
Государство и экономика – два эти понятия тесно связаны с друг с другом, причем в двояком отношении. Любая экономика определяет экономику государства. В данном случае речь идет о происхождении государства. А с другой стороны, политика государства активно влияет на экономику любого общества, что свидетельствует о её роли. При этом последняя может быть двоякой: политика государства либо тормозит, либо способствует развитию экономики общества.
Исторически сложилось два ведущих методологических подхода к регулированию рыночной экономики развитых стран: кейнсианская школа (теория государственного регулирования хозяйственного механизма) и синтез доктрин невмешательства государства в хозяйственную жизнь общества. Оба эти теоретические течения имеют общие основы. Они рассматривают государство, как субъект экономической системы, обладающие определенной собственностью и хозяйственными функциями для проведения экономической политики, направленной на достижение стратегических целей общества. Различие между концепциями сводится к используемым методам государственного воздействия вплоть до полного отрицания этого воздействия. Так, австралийский экономист Хаек отмечал, что государство должно выполнять лишь роль «ночного» сторожа, не вмешиваясь в экономические процессы.
Джон Кейнс и посткейнсианские представители считают, что необходимость слежение за состоянием параметров рынка является одной из функций государства (правительства). Любое неравновесие воздействия должно быть зарегистрировано, и на базе встроенных стабилизаторов направленно на стабилизированные рост. Так, правительство может воздействовать на тот или иной сегмент рынка.
Следует отметить, что в вопросах государственного регулирования экономики кейнсианство неоднородно. Оно распадается на три основных течения: левое (либеральное), консервативное и неоклассическое. Левое кейнсианство ищет выход из противоречий современной экономики путем увеличения расходов государства на общественные цели: жилищное строительство, здравоохранение, образование, социальное страхование, дорожное строительство и т.д., а также увеличение доходов фермеров, мелких предпринимателей и заработной платы работающих.
Консервативное направление кейнсианства делает ставку на государственное регулирование экономики главным образом путем максимизации прибыли предпринимателей.
Неоклассическая школа и её представители полагают, что путем эффективной кредитно-денежной и фискальной политики можно осуществить интеграцию микро и макро вмешательства государства на определенный уровень доходов различных слоев населения, координацию инвестированной политики, формирование прогрессивной отраслевой структуры.
Рассмотрим объективные обстоятельства, которые обуславливали необходимость государственного регулирования экономики и проследим, как исторически осуществлялся этот процесс.
Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйство представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляющих правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
Рыночная экономика никогда, даже на первых этапах её становления, не обходилась без государственного вмешательства. Менялись лишь задачи, формы, инструменты такого вмешательства и его масштабы. Поначалу это была просто охрана прав частной собственности нового класса предпринимателей, содействие развитию транспорта и связи, поддержка молодой национальной промышленности и сельского хозяйства путем защиты внутреннего рынка от иностранных конкурентов.
Позднее, по мере развития экономики, формирования кредитно-финансовой системы, усложнения отраслевой структуры производства и социальной структуры самого общества потребовалась все более разнообразная корректировка результатов работы рыночного механизма. При всем совершенстве этого механизма как регулятора пропорций общественного производства в соответствии с постоянно меняющихся спросом и предложением в его компетенцию входят лишь сравнительно узкий сегмент осуществленных отношений, за пределами которого остается широкий диапазон тесно связанный с ним социальных экономических, международных и других проблем.
Одной из главных причин необходимости государственного регулирования экономики является необходимость обеспечения рыночных условий для существования и развития экономической системы. Реальный экономический строй всегда существует под управлением центральных и местных властей, поддерживающий внутренний порядок, формирующий правила, определяющий характер и механизм существования и развития строя. Функции государства по созданию и поддержанию рыночных условий нормальной жизни населения и функционированию экономики называется полицейскими или функциями ночного сторожа.
Другой важной причиной ГРЭ является необходимость координации хозяйственной деятельности, т.е. согласования многообразных решений и действий хозяйственных субъектов. В рыночной экономике воздействия на решения и поступки осуществляется через информацию и мотивацию. Огромную роль в обеспечении общества информацией играет государство.
Третьей важной причиной необходимости государственного регулирования является недостатки в функционировании рыночного механизма, а именно:
- поддержка рыночной конкуренции;
- обеспечение общеэкономической стабильности;
- выравнивание кризисов на микро уровне;
- создание системы социальной обеспеченности;
- выравнивание внешних эффектов;
- поддержание внутренней и внешней безопасности, функционирование центральных, муниципальных, управленческих и судебных органов, оказание общеобразовательных и медицинских услуг.
Четвертой причиной государственного регулирования является необходимость существования государственного сектора. Он служит одним из инструментов перераспределения чистого национального продукта и способствует повышению эффективности народного хозяйства.
Следовательно, перечисленные причины свидетельствуют о том, что государственное регулирование экономики становится необходимым там и в такой мере, где и поскольку рыночный механизм развития экономики и решением назревших проблем.
- Макроэкономика
- Содержание
- Раздел I. Макроэкономика и ее место в системе
- Глава 1. Макроэкономика, ее предмет, основные задачи и методы исследования……………………………………………………………..14
- Глава 2. Общественное воспроизводство. Схема кругооборота продукта
- Раздел II. Общее макроэкономическое равновесие…………………………82
- Глава 3. Совокупный спрос и совокупное предложение.
- Глава 4. Потребление, сбережения, инвестиции.
- Глава 5. Экономический рост и его факторы.
- Глава 11. Денежно-кредитная система. Кредит и его формы………………….234
- Предисловие
- Глава 1 – к.Э.Н., доцент г.Г. Мамедов
- Раздел I. Макроэкономика и ее место в системе
- Глава 1. Макроэкономика, её предмет, основные задачи
- 1.1. Макроэкономика как раздел экономической теории,
- 1.2. Роль микроэкономической теории в макроэкономике.
- 1.3. Объекты, субъекты и предмет макроэкономики.
- 1.4. Сущность и принципы макроэкономического анализа.
- 1.5. Макроэкономические рынки, пропорции.
- 1.6. Макроэкономическая политика.
- Глава 2. Общественное воспроизводство. Схема кругооборота продукта
- 2.2. Кругооборот продуктов и доходов в экономике.
- 2.3. Система национального счетоводства и методология
- Раздел II. Общее макроэкономическое равновесие
- Глава 3. Совокупный спрос и совокупное предложение.
- 3.1. Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса.
- 3.2. Совокупное предложение. Кривая совокупного предложения.
- 3.3. Кривая совокупного предложения в краткосрочном
- 3.4. Равновесие в модели ad-as. Шоки совокупного спроса
- Глава 4. Потребление, сбережения, инвестиции.
- 4.1. Потребление, сбережения, инвестиции как составные части
- 4.2. Средняя и предельная склонность к потреблению.
- 4.3. Средняя и предельная склонность к сбережению. Взаимосвязь
- 4.4. Инвестиции. Инвестиционный спрос, его факторы. Валовые
- 4.5. Взаимосвязь инвестиций и национального дохода. Теория
- Глава 5. Экономический рост и его факторы. Основные теории
- 5.1. Сущность и показатели экономического роста.
- 5.2. Факторы и типы экономического роста.
- 5.3. Основные модели экономического роста.
- 1. Неокейнсианские модели.
- 2. Неоклассические модели.
- 3. Модель “затраты – выпуск”
- 5.4. Противоречия экономического роста.
- 5.5. Государственная политика экономического роста.
- Раздел III. Макроэкономика и неустойчивость
- 6.2. Основные теории цикличности.
- 6.3. Типы экономических циклов. Длинные волны н.Д. Кондратьева. Модель цикла.
- 6.4. Экономические кризисы и их виды. Особенности кризиса в России.
- 6.5. Государственная антициклическая политика.
- Глава 7. Сущность безработицы, ее показатели и основные типы.
- Типы, виды и формы безработицы
- 7.3. Социально-экономические последствия безработицы.
- 7.4. Государственная политика борьбы с безработицей.
- Меры по предупреждению и сокращению безработицы
- Глава 8. Инфляция: сущность, причины, виды и социально-экономические последствия. Антиинфляционная политика.
- 8.1. Сущность, причины и показатели инфляции.
- 8.2. Типы и виды инфляции.
- 1.Инфляция спроса;
- 2.Инфляция издержек;
- 8.3. Социально-экономические последствия инфляции.
- 8.4. Антиинфляционное регулирование.
- Глава 9. Государственное регулирование рыночной экономики.
- 9.2. Цели, объекты и принципы государственного регулирования.
- 9.3. Методы государственного регулирования экономики.
- 9.4. Основные направления, инструменты государственного регулирования экономики.
- 9.5. Специфика регулирования экономики в странах с развитой рыночной системой и в странах, находящихся в переходном периоде к рынку.
- Раздел IV. Денежно-кредитные и бюджетно-налоговые проблемы макроэкономики
- Глава 10. Финансовая система и финансовая политика.
- Глава 11. Денежно-кредитная система. Кредит и его формы.
- 11.3. Денежные системы и их типы.
- 11.4. Кредит и его функции. Основные формы и виды кредита.
- Глава 12. Современная банковская система и ее структура.
- Глава 13. Налоговая система и проблемы ее развития.
- 13.1. Сущность и принципы налогообложения. Элементы налогов.
- 13.2. Налоги и их функции. Виды налоговой системы.
- 13.3. Классификация налогов и способы их взимания.
- 13.4. Налоговая политика. Недостатки в области налогообложения.
- Глава 14. Ценные бумаги и фондовый рынок.
- 14.1. Сущность и виды ценных бумаг.
- 14.3. Фондовая биржа. Операции с ценными бумагами.
- Раздел V. Мировая экономика
- Глава 15. Мировая система рыночного хозяйства.
- 15.3. Национальная валюта в международной валютной системе.
- Влияние ревальвации и девальвации на состояние платежного баланса
- Глава 16. Проблемы перехода к рыночной экономике.
- 16.3. Переходный период и его социально-экономические проблемы.
- 16.4. Особенности экономической политики государства
- 16.5. Основные особенности преобразования собственности