9.5. Специфика регулирования экономики в странах с развитой рыночной системой и в странах, находящихся в переходном периоде к рынку.
Государственное регулирование экономики, как система экономических, политических и юридических мер, с помощью которых государство вмешивается в экономику присуще странам с развитой рыночной экономикой и странам, находящимися в переходном периоде движения к рынку.
Ибо для тех, или других существуют две основные группы причин, требующих этого.
1. Необходимость удовлетворения общественных и коллективных интересов.
2. Необходимость разрешения объективно возникающих противоречий общественного воспроизводства.
Однако есть особенности государственного регулирования экономики на Западе и в странах СНГ, восточной Европы и Азии.
В системе современного капитализма хозяйственная жизнь общества регулируется не столько государством, сколько рынком. Современный этап развития общества в мире характеризуется не только многообразием форм собственности и форм организации долговой активности, но и сочетанием различных форм хозяйственного механизма. Новая ситуация на рынках, насыщенность массового потребительского спроса в развитых странах приводят к переключению спроса на наукоемкую продукцию, ее росту, способствует развитию НТР это, в свою очередь, требует нового типа хозяйственного механизма, который предопределяет и выбор преобладающий государственно-регулируемой и социально-ориентируемой рыночной экономики. Наряду с этой моделью рыночной экономики существует и модель либерального капитализма.
В мировой практике с учетом особенностей развития тех или иных стран сложилось несколько моделей рыночного механизма в зависимости от регулирующей роли государства в развитии экономики и решении социальных задач. Так, в основу «американской модели» положена система всемирного предпринимательства, достижения личного успеха. Для нее характерно незначительное прямое вмешательство государства в экономику. В отличие от американской, для японской модели характерно руководящее воздействие государства на основные направления развития хозяйства и рынка. Немецкая модель близка к японской, хотя участие государства в хозяйственной жизни проявляется, прежде всего, в решении социальных программ. Социальная направленность является отличительной особенностью шведской модели рыночной экономики. В свою очередь, французская модель не имеет таких ярких особенностей, как другие модели рыночной экономики. Можно отметить, что французская модель занимает промежуточное место между американской и немецкой моделью с одной стороны, меньше вмешательства правительства в хозяйственную деятельность, с другой – уделяется внимание социальным аспектам. Для всех стран с развитой рыночной экономикой характерен трехслойный хозяйственный механизм.
Первый уровень стихийного рыночного регулирования. Он начал формирование еще в XVI-XVII веках в период зарождения капиталистических отношений в Западной Европе сложился в США в 50-60 гг. XIX века, когда материальной базой хозяйственной жизни стало крупное машинное производство и высокого развития достигло общественной разделение труда. Эта вызвало к жизни систему рыночных отношений, важнейшим регулятором которых выступает рыночная цена товара. Движение цен происходит в зависимости от издержек производства и соотношения спроса и предложения на товар.
Второй уровень корпоративного регулирования сформировался за 20-25 лет до начала Первой Мировой войны. Корпорации сосредоточили в своих руках преобладающую долю производства товаров, получили возможность воздействия на цены товаров, а также на объем производства и сбыта соответствующих товаров. В отличие от них регулятор их производства и сбыта, на который они не могут влиять и к которому они должны приспосабливаться.
Третий уровень государственного (макроэкономического) регулирования сложился после кризиса 1929-1933 гг. особенно после Второй Мировой войны стало очевидно, что без этого вмешательства традиционный капитализм не имеет будущего.
После Второй Мировой войны стал складываться и четвертый уровень регулирования – наднациональность регулирования. Контуры его уде есть в Европейском сообществе.
В трех центрах силы (США, Западная Европа и Япония) сложились свои модели регулирования. Так, в США преобладают налого-бюджетные методы при небольших размерах госсобственности. Для Западной Европы характерно сочетание высокой доли государственных расходов ВВП с наличием значительного госсектора (особо в финансовой сфере и отраслях инфраструктуры).
В Японии сложилась уникальная система взаимодействия госорганов и крупнейших корпораций (при небольшой доле бюджетных расходов в ВВП и незначительных размерах госсектора). Но при всем различии между ними основными направлениями госрегулирования является:
Регулирование инвестиций посредство движения ссудного капитала и ускорения амортизационного списания основного капитала. Государство разрешает предпринимателям списывать в амортизационный фонд денежные суммы не по мере фактического износа элементов основного капитала, а в большей мере (не дожидаясь срока десяти лет). При этом в амортизационный фонд включается часть прибыли, и то и другое освобождается от налогов.
Госрегулирование сбыта продукции. После промышленной революции 19-х веков в странах Западной Европы сложилась устойчивая тенденция к превышению предложения над спросом. Противоречия между ними сдерживает экономический рост, является причиной такого негативного явления как безработица. Поэтому государство стремится различными способами стимулировать сбыт, а через него рост ВВП и занятость.
Оно делает это:
понижением ставок налогов на добавленную стоимость и с оборота;
государство закупает сельскохозяйственную продукцию по регулируемым ценам. Эта продукция идет на гуманитарную помощь пострадавших от стихийных бедствий, помощь странам слаборазвитым и т.д.;
государство делает заказы на различного рода оборудование и военно-техническую продукцию, а также на строительные работы и услуги;
государство регулирует сбыт через воздействие на ценообразование через оптовые и рыночные наценки, косвенные налоги и т.п.
Государство регулирует рынок труда:
это делает через сеть государственных бирж труда;
содействует получению общего и специального образования;
путем субсидий и налоговых льгот стимулирует создание ученических мест на предприятиях;
регулирует заработную плату на своих предприятиях.
Государство содействует НИОКР(у). По отдельным странам с развитой рыночной экономикой государство финансирует от 30 до 60% затрат на НИОКР. Государство играет ключевую роль в финансировании и организации высшего образования. В Западной Европе университеты и разнозначные им учебные заведения принадлежат государству, в них обычно не взимается плата за обучение. В США все несколько иначе, но и здесь есть баланс между государственными и частными вузами, их лицензионирование и регламентация деятельности частных вузов.
Экологическое регулирование направлено на рациональное природопользование. Государство вменяет фирмам правовую ответственность за загрязнение окружающей среды, устанавливает максимально допустимые нормы выброса в окружающую среду вредных веществ, вводит экологические налоги.
Социальные аспекты регулирования. При помощи государства в странах Запада создана и развивается сеть социального страхования: пенсионного, медицинского, по безработице. В Западных странах удельный вес затрат на социальные нужды в расходах центральных (федеральных) бюджетов составляет 50% и более, а во Франции и Австрии даже 72% и 77%.
Внешнеэкономическое урегулирование. Этот вид регулирования воздействует на все аспекты внешнеэкономической деятельности развитых стран: торговлю, миграцию капитала и рабочей силы, а также валютные отношения. Большинство развитых стран проводит политику либерализации внешней торговли. Таможенные пошлины в этих странах сократились с 30-40% в 50-е годы до 40% в конце 90-х годов.
Создается режим для иностранных инвестиций. Проводится также либерализация валютной политики. Валютные ограничения, к которым прибегают развивающиеся страны, применяют здесь очень редко.
Страны, находящиеся в переходном периоде в развитии рыночной экономики, учитывают опыт стран с развитой рыночной системой. Но им приходится считаться и с особенностями своей экономики. В процессе перехода к рыночной экономике сформировалось три группы государств:
первая группа, куда можно отнести Польшу, Венгрию, Чехию, Словакию, Словению, страны Балтии. Их быстрое движение к рынку обусловлено рядом факторов:
существование основ рыночной экономики до перехода к административно-командной экономике;
более тесными экономическими и историческими связями с Западной Европой;
меньшим объемом диспропорций, имеющихся в народном хозяйстве;
консенсусом всех слоев населения в отношении необходимости перехода к рыночной системе.
ко второй группе государств можно отнести страны члены СНГ, Болгарию, Румынию, Югославию, Албанию, Монголию. Здесь не было устойчивой традиции рыночной экономики. Затрудняли движение к рынку и такие факторы, как наличие глубоких диспропорций в структуре экономики, наличие сильных уравнительных тенденций и отсутствии в обществе консенсуса по вопросу о характере экономических преобразований в обществе.
к третьей группе государств можно отнести страны Восточной Азии (Китай и Вьетнам). Здесь переход к рыночной экономике начался на основе традиционной патриархальной системы, при крайне слаборазвитой промышленности и, следовательно, отсутствии серьезных диспропорций, в условиях благоприятного для развития рыночных отношений хозяйственного менталитета населения. Заметную роль в период перехода сыграла китайская и вьетнамская диаспора с ее капиталом, кадрами и предпринимательским опытом. Рыночные отношения в этих странах развиваются в основном в сельском хозяйстве, торговле, ремесле, сфере услуг, и промышленность и прежде всего тяжелая промышленность остается в руках государства.
В странах всех трех групп наблюдаются два варианта перехода к рыночной экономики:
эволюционный путь постепенного создания рыночных институтов (страны Восточной Азии и некоторой мере Венгрии);
шоковый вариант (Россия, Восточная Европа, классический пример – Польша).
Различия путей заключается в сроках осуществления рыночных преобразований, степени охвата рыночными механизмами народного хозяйства, объеме регулирующих функций государства.
Но какой бы группы государство не было, какой путь не избрало бы, в переходный период роль государственного регулирования в целом выше, чем в развитом рыночном хозяйстве, ибо государству приходиться активно участвовать в формировании рыночных институтов.
В переходный период к рынку во всех государствах преобладают две группы регулирующих функций государства:
обеспечение институционно-правовой деятельности экономических агентов;
функции, связанные с формированием рыночных отношений.
Какие же экономические проблемы важны сегодня для стран переходной экономики?
Прежде всего, либерализация экономики – отказ государства от монополии на те или иные виды деятельности, одновременно переход от преимущественно-администартивных методов регулирования экономики экономических (через денежно-кредитную и налогово-бюджетную системы).
При переходе к рыночной экономике, как правило, возникает необходимость в макроэкономической стабилизации (прежде всего финансовой стабилизации). Ее главной целью является подавление высокой инфляции, а также смягчение и недопущение спада в экономике. В странах с переходной экономикой сложилось два пути финансовой стабилизации: монетарный и немонетарный. Согласно первому, инфляция зависит от темпов прироста денежной массы. Поэтому государство должно сокращать бюджетный дефицит, осуществлять четкий контроль над денежной эмиссией. Согласно немонетарному подходу к анализу финансовой нестабильности на инфляцию влияют не только ранее указанные факторы, но и диспропорции в структуре народного хозяйства, высокая монополизация и т.д. Отсюда государство должно не только заботиться о сокращении дефицита бюджета, контроле над эмиссией денег, но и регулировать цены на доходы.
Важной проблемой сегодняшнего дня для стран переходной экономики является структурная политика, направленная на создание условий для устойчивого долгосрочного экономического роста и перестройку отраслевой структуры. Государство должно защитить отрасли конкурентно- способные на внутренних и внешних рынках, или обслуживающие национальные интересы (производственная и социальная инфраструктура, отдельные производства военно-промышленного комплекса).
Не меньше значение в переходный период для общества имеют институционные преобразования (создание основ рыночной экономики) со стороны государства. Это система мер, включающая, прежде всего разработку и применение законодательства, соответствующая рыночным условиям хозяйствования. К институционным преобразованиям относятся и изменения собственности (создание частного сектора), формирование новых организаций и учреждений рыночного типа (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и другие), а также создание новой системы управления народным хозяйством.
Государственное регулирование экономики в целом, безусловно, доказало всю эффективность, но последняя не безгранична.
Государство в условиях рыночной экономики не может преодолеть цикличности производства, т.е. избежать кризисов и депрессий. В течение длительных периодов оно не в состоянии обеспечит социально-терпимого уровня безработицы, а тем более полной занятости самодеятельного населения. В последние десятилетия в связи со сдвигами в технологической базе производства и обострении мирохозяйственной конкуренции на Западе и происходит свертывание производства и уменьшается количество рабочих мест в ряде отраслей. В большинстве стран Запада безработица колеблется в пределах 10-12% и более, неуклонно обостряется проблема финансирования системы социального страхования и ее поддержание на достигнутом качественном уровне.
Но надо признать, что без государственного вмешательства в экономику не было бы сегодня уровня относительной экономической, социальной и политической стабильности, которая есть в странах с развитой рыночной экономикой. Для стран переходной экономики мировой опыт государственного регулирования, адаптированный к своим специфическим условиям имеет также большое значение.
- Макроэкономика
- Содержание
- Раздел I. Макроэкономика и ее место в системе
- Глава 1. Макроэкономика, ее предмет, основные задачи и методы исследования……………………………………………………………..14
- Глава 2. Общественное воспроизводство. Схема кругооборота продукта
- Раздел II. Общее макроэкономическое равновесие…………………………82
- Глава 3. Совокупный спрос и совокупное предложение.
- Глава 4. Потребление, сбережения, инвестиции.
- Глава 5. Экономический рост и его факторы.
- Глава 11. Денежно-кредитная система. Кредит и его формы………………….234
- Предисловие
- Глава 1 – к.Э.Н., доцент г.Г. Мамедов
- Раздел I. Макроэкономика и ее место в системе
- Глава 1. Макроэкономика, её предмет, основные задачи
- 1.1. Макроэкономика как раздел экономической теории,
- 1.2. Роль микроэкономической теории в макроэкономике.
- 1.3. Объекты, субъекты и предмет макроэкономики.
- 1.4. Сущность и принципы макроэкономического анализа.
- 1.5. Макроэкономические рынки, пропорции.
- 1.6. Макроэкономическая политика.
- Глава 2. Общественное воспроизводство. Схема кругооборота продукта
- 2.2. Кругооборот продуктов и доходов в экономике.
- 2.3. Система национального счетоводства и методология
- Раздел II. Общее макроэкономическое равновесие
- Глава 3. Совокупный спрос и совокупное предложение.
- 3.1. Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса.
- 3.2. Совокупное предложение. Кривая совокупного предложения.
- 3.3. Кривая совокупного предложения в краткосрочном
- 3.4. Равновесие в модели ad-as. Шоки совокупного спроса
- Глава 4. Потребление, сбережения, инвестиции.
- 4.1. Потребление, сбережения, инвестиции как составные части
- 4.2. Средняя и предельная склонность к потреблению.
- 4.3. Средняя и предельная склонность к сбережению. Взаимосвязь
- 4.4. Инвестиции. Инвестиционный спрос, его факторы. Валовые
- 4.5. Взаимосвязь инвестиций и национального дохода. Теория
- Глава 5. Экономический рост и его факторы. Основные теории
- 5.1. Сущность и показатели экономического роста.
- 5.2. Факторы и типы экономического роста.
- 5.3. Основные модели экономического роста.
- 1. Неокейнсианские модели.
- 2. Неоклассические модели.
- 3. Модель “затраты – выпуск”
- 5.4. Противоречия экономического роста.
- 5.5. Государственная политика экономического роста.
- Раздел III. Макроэкономика и неустойчивость
- 6.2. Основные теории цикличности.
- 6.3. Типы экономических циклов. Длинные волны н.Д. Кондратьева. Модель цикла.
- 6.4. Экономические кризисы и их виды. Особенности кризиса в России.
- 6.5. Государственная антициклическая политика.
- Глава 7. Сущность безработицы, ее показатели и основные типы.
- Типы, виды и формы безработицы
- 7.3. Социально-экономические последствия безработицы.
- 7.4. Государственная политика борьбы с безработицей.
- Меры по предупреждению и сокращению безработицы
- Глава 8. Инфляция: сущность, причины, виды и социально-экономические последствия. Антиинфляционная политика.
- 8.1. Сущность, причины и показатели инфляции.
- 8.2. Типы и виды инфляции.
- 1.Инфляция спроса;
- 2.Инфляция издержек;
- 8.3. Социально-экономические последствия инфляции.
- 8.4. Антиинфляционное регулирование.
- Глава 9. Государственное регулирование рыночной экономики.
- 9.2. Цели, объекты и принципы государственного регулирования.
- 9.3. Методы государственного регулирования экономики.
- 9.4. Основные направления, инструменты государственного регулирования экономики.
- 9.5. Специфика регулирования экономики в странах с развитой рыночной системой и в странах, находящихся в переходном периоде к рынку.
- Раздел IV. Денежно-кредитные и бюджетно-налоговые проблемы макроэкономики
- Глава 10. Финансовая система и финансовая политика.
- Глава 11. Денежно-кредитная система. Кредит и его формы.
- 11.3. Денежные системы и их типы.
- 11.4. Кредит и его функции. Основные формы и виды кредита.
- Глава 12. Современная банковская система и ее структура.
- Глава 13. Налоговая система и проблемы ее развития.
- 13.1. Сущность и принципы налогообложения. Элементы налогов.
- 13.2. Налоги и их функции. Виды налоговой системы.
- 13.3. Классификация налогов и способы их взимания.
- 13.4. Налоговая политика. Недостатки в области налогообложения.
- Глава 14. Ценные бумаги и фондовый рынок.
- 14.1. Сущность и виды ценных бумаг.
- 14.3. Фондовая биржа. Операции с ценными бумагами.
- Раздел V. Мировая экономика
- Глава 15. Мировая система рыночного хозяйства.
- 15.3. Национальная валюта в международной валютной системе.
- Влияние ревальвации и девальвации на состояние платежного баланса
- Глава 16. Проблемы перехода к рыночной экономике.
- 16.3. Переходный период и его социально-экономические проблемы.
- 16.4. Особенности экономической политики государства
- 16.5. Основные особенности преобразования собственности