logo search
ответы 2 гос

2 Тип. Коллективное предпринимательство на базе групповой (совместной) собственности

Коллективное предпринимательство на базе групповой (совместной) собственности имеет широкое распространение за рубежом и почти никак не представлено в системе российского бизнеса. Во многих странах с рыночно ориентированной экономикой наблюдаются такие формы коллективного предпринимательства на базе групповой (совместной) собственности, как семейная предпринимательская фирма, народное предприятие, хозяйственная коммуна, коммерческое партнерство.

Частные предпринимательские фирмы нередко оказываются менее эффективными, чем, к примеру, семейные предприятия, принадлежащие семье предпринимателей на праве общей групповой собственности. Семейный бизнес всегда основан на перенесении опыта домохозяйства в сферу предпринимательской деятельности. Предпринимательская семья совместно владеет имуществом своей фирмы и несет солидарную и субсидиарную ответственность по всем ее обязательствам. Прибыль семьи является ее общим достоянием. Если семейные узы оказываются достаточно крепкими, а домохозяйство — зажиточным, то семейный бизнес обязательно будет надежным и эффективным.

В России допускается коллективное владение членами семьи различным движимым и недвижимым имуществом, но в законе отсутствует такая организационно-правовая форма предпринимательства, как семейная предпринимательская фирма. Поэтому семейным бизнесом, как и частным предпринимательством, можно заниматься лишь в скрытых формах — используя легальные возможности индивидуального, коллективного предпринимательства либо предпринимательства с ограниченной ответственностью (посредством обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, товариществ на вере, или акционерных обществ).

Определенное распространение в странах с рыночно ориентированной экономикой имеют и народные предприятия, представляющие собой предпринимательские фирмы, созданные на основе групповой (совместной) собственности трудового коллектива предприятия. Собственником таких фирм является трудовой коллектив предприятия как единое целое, несущий солидарную, но не субсидиарную, ответственность по обязательствам народного предприятия. Каждый член трудового коллектива выступает как совладелец предпринимательской фирмы и поэтому в народных предприятиях отсутствует наемный труд. Образуемая прибыль распределяется среди членов трудового коллектива в соответствии с различными критериями — сообразно трудовому вкладу каждого человека в общее дело предприятия, исходя из стратегической или конъюнктурной целесообразности либо иначе. Обычно такие фирмы возникают посредством процедуры выкупа имущества предприятия трудовым коллективом у прежних собственников.

Коллективные (народные) предприятия, возникшие в результате выкупа их трудовыми коллективами, составляют, к примеру, 3-4% всех предпринимательских фирм, зарегистрированных в американской экономике. Для России народные предприятия являются до сих пор «заморской диковинкой», хотя до 1917 г. их количество составляло в России более 7% всех действовавших в тот период предприятий. Отсутствие начал народного коллективного предпринимательства в современной России обусловлено отсутствием законодательной базы, которая легализовала бы такую разновидность предпринимательства в нашей стране.

При этом надо заметить, что термин «народное предприятие» используется для характеристики закрытых акционерных обществ, а именно «закрытых акционерных обществ работников». Согласно Закону РФ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)», работникам народного предприятия должно принадлежать такое количество акций предприятия, номинальная стоимость которых составляет 75% его уставного капитала. Российская трактовка народных предприятий тем самым существенно отличается от толкования их во многих странах как предприятий, базирующихся не на долевой собственности, как акционерные общества, а на коллективной.

Отсутствует в России законодательная база и для развития коммунального предпринимательства, основу которого составляли бы хозяйственные коммуны — предпринимательские фирмы, участники которой обобществляют все свое имущество, превращая его в имущество коммуны как единого целого. Такие коммуны функционируют на базе групповой (совместной) собственности членов коммуны не только как предпринимательские единицы, но и как потребительские коллективы. Все члены коммуны несут солидарную ответственность по обязательствам коммуны, но не несут субсидиарную ответственность, поскольку не обладают личным имуществом, которым можно было бы субсидиарно отвечать по обязательствам своей коммуны. Наибольшее распространение коммунальное предпринимательство на базе групповой (совместной) собственности имеет в современном Израиле — в виде сельскохозяйственных коммун, называемых кибуцами.

Примером коллективного предпринимательства на базе групповой (совместной) собственности на средства производства являются за рубежом и коммерческие партнерства. Коммерческое партнерство создается на основе соглашения между партнерами, которым регулируются права и обязанности партнеров, порядок возмещения общих расходов и распределения прибыли, сроки деятельности партнерства, условия его роспуска.

Такое соглашение заключается, как правило, между двумя — пятью физическими лицами, объединяющими капиталы в форме их полного слияния для совместного владения имуществом партнерской фирмы ради достижения общих целей. Каждый партнер является представителем фирмы и других участников соглашения, отвечает за любые предпринимательские действия партнерства. Партнеры солидарно несут неограниченную ответственность по любым долгам коммерческого партнерства, возникшим в процессе партнерского предпринимательства. Иногда коммерческие партнерства функционируют и в организационно-правовой форме компаний с ограниченной ответственностью.

У членов коммерческого партнерства всегда есть, по сравнению с частными предпринимателями, дополнительные финансовые возможности в получении нужной информации и квалифицированного содействия со стороны партнеров по бизнесу, в маневрировании финансами, в привлечении дополнительных клиентов и профессионально подготовленных работников, в использовании полезных деловых связей, установленных партнерами, в использовании их профессионального опыта.

В России групповое (совместное) предпринимательство, по сути, может иметь место лишь в уже известной нам организационно-правовой форме учреждения — в том случае, когда число собственников учреждения больше одного. Многоучредительство в учреждениях не предусматривалось в период создания Федерального закона «О некоммерческих организациях» — его разработчики предполагали, что у учреждения всегда будет лишь один-единственный учредитель. Но поскольку прямой запрет на создание учреждений несколькими учредителями отсутствует, уполномоченные органы не возражают против регистрации учреждений, принадлежащих ряду собственников одновременно. Отношения между ними регулируются уставом учреждения.