logo search
экономика организации

44. Основные резервы снижения себестоимости продукции (работ, услуг).

С экономических и социальных позиций значение снижения себестоимости продукции, работ и услуг для организаций заключается в следующем:

– в увеличении прибыли, остающейся в распоряжении организации, а, следовательно, в появлении возможности не только в простом, но и расширенном производстве;

– в появлении возможности для материального стимулирования работников и решения многих социальных проблем коллектива организации;

– в возможности снижения продажной цены на свою продукцию, что позволяет в значительной мере повысить конкурентоспособность продукции и увеличить объем продаж;

– в снижении себестоимости в продукции в акционерных обществах, что является хорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и повышения их ставки.

Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов материалов позволяют значительно снизить себестоимость продукции.

Серьезным резервом снижения себестоимости продукции является расширение специализации и кооперирования.

Снижение себестоимости продукции обеспечивается, прежде всего, за счет повышения производительности труда.

Успех борьбы за снижение себестоимости обеспечивает, в первую очередь, рост производительности труда рабочих, обеспечивающий в определенных условиях экономию на заработной плате либо рост выработки, снижающий долю условно-постоянных расходов в себестоимости единицы продукции.

Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости продукции имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно–хозяйственной деятельности организации.

Сокращение затрат на обслуживание производства и управление также снижает себестоимость продукции.

Значительные резервы снижения себестоимости заключены в сокращении потерь от брака и других непроизводительных расходов. Изучение причин брака, выявление его виновника дают возможность осуществить мероприятия по ликвидации потерь от брака, сокращению и наиболее рациональному использованию отходов производства.

45.Понятие, функции, виды и объекты калькулирования. Методы калькулирования себестоимости продукции.

Калькулирование — способ определения себестоимости продукции или услуги, а также себестоимости производственных ресурсов.

Калькулирование производится на основе учётных и расчётных затрат и на основе структуры этих затрат.

Основные функции калькулирования:

1) экономическое обоснование установления объектов калькуляции —

2) точный учет затрат на производство;

3) учет объема, качества произведенной продукции

4) контроль использования ресурсов (

5) выявление резервов снижения себестоимости продукции.

Виды:

Плановые (сметные) калькуляции - среднюю себестоимость продукции или выполненных работ за отчетный период (год, квартал или иной период).

Нормативная калькуляция - при нормативном методе планирования и учета затрат и основывается на действующих (текущих) нормах.

Провизорная (ожидаемая) калькуляция составляется на 1 октября текущего отчетного года по фактическим данным учета за истекшие 9 месяцев и предполагаемым данным по затратам и выходу продукции за оставшийся период до конца отчетного года.

Фактическая (отчетная) калькуляция составляется на основе бухгалтерских данных о фактических затратах на производство продукции и отражает фактическую себестоимость произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) за отчетный период.

Объектом калькуляции являются отдельные виды продукции в результате производственной деятельности предприятия, по которым исчисляется себестоимость.

Различают следующие методы калькулирования:

1) нормативный;

2) попередельный;

3) позаказный.

Нормативный метод - по каждому изделию составляется предварительная калькуляция нормативной себестоимости изделий.

Попередельный метод - для массовых производств, в которых исходное сырье или материалы последовательно превращаются в готовую продукцию.

Позаказный метод