logo
экономика организации

46. Плановая калькуляция единицы продукции

Плановая калькуляция - расчет плановой себестоимости единицы продукции (изделия), составленный по статьям расходов. Перечень статей расходов устанавливается настоящими Основными положениями и издаваемыми на их основе отраслевыми инструкциями.

Плановые калькуляции составляются на год с разбивкой по кварталам.

Плановые калькуляции являются важной частью технико - экономического обоснования плана по себестоимости и в развернутом годовом плане составляются на все виды продукции, производимые в планируемом году.

47. Директ-костинг (или директ-кост от англ. Direct Costs) — понятие, введённое американским экономистом Д. Харрисом в 1936 году, которое означает учёт прямых затрат.

Сущность системы директ-костинга заключается в разделении затрат на постоянные и переменные.

Своё развитие система директ-костинг получила во второй половине XX века. С развитием производства и значительным наращиванием выпуска продукции, предприятия различных стран стремились минимизировать свои издержки, с целью повышения своей конкурентоспособности и укрепления позиций своих компаний на рынке. Эта цель ставила перед ними задачу точного определения себестоимости продукции, а также определения точки безубыточности, резервов снижения цены и т. д.

В системе директ-костинг постоянные затраты не относятся к себестоимости продукции, в то время как переменные затраты относятся..

В отчёте о финансовых результатах, составляемом по системе директ-костинга, видно изменение прибыли вследствие изменения переменных расходов, цен реализации и структуры выпускаемой продукции. Информация, получаемая в системе директ-костинга, позволяет находить наиболее выгодные комбинации цены и объёма, проводить эффективную политику цен.

Основной проблемой директ-костинга является трудность в определении и дифференцировании переменных и постоянных затрат, так как очень часто на практике их трудно классифицировать и отнести к какой-то определённой группе.

В настоящее время система директ-костинга широко распространена во всех развитых экономиках, таких как Германия, США, Япония, Канада, Великобритания и другие.

Точка безубыточности — объём производства и реализации продукции, при котором расходы будут компенсированы доходами, а при производстве и реализации каждой последующей единицы продукции предприятие начинает получать прибыль. Точку безубыточности можно определить в единицах продукции, в денежном выражении или с учётом ожидаемого размера прибыли.

48.Методы определения точки безубыточности .

Метод уравнения (математический метод) основан на исчислении чистой прибыли по формуле:

Метод уравнения можно использовать при анализе влияния структурных сдвигов. В этом случае, реализация рассматривается как набор относительных долей продукции в общей сумме выручки от реализации. Если структура меняется, то объём выручки может достигать заданной величины, а прибыль может оказаться меньше. Влияние на прибыль будет зависеть от того, как произошло изменение ассортимента — в сторону низко рентабельной или высокорентабельной продукции.

Метод маржинального дохода это разновидность метода уравнения, которая основывается на формуле:

Маржинальный подход обеспечивает руководителя информацией о постоянных расходах, возмещаются ли они за счёт общей маржи или нет, о величине маржинального дохода от каждого вида продукции, о маржинальности каждого продукта.

Маржинальный подход, лежит в основе управленческих решений, связанных с пересмотром цен, изменением ассортимента выпускаемой продукции, установлением размера премий, стимулирующих реализацию продукции, проведения рекламной компании и других маркетинговых операций.

В точке безубыточности объём маржинального дохода равен сумме постоянных затрат, а на прибыль ничего не остаётся. Если объём производства и реализации больше объёма в точке безубыточности, то сумма маржинального дохода больше суммы постоянных расходов и предприятие получает операционную прибыль.

Метод графической линейной зависимости совокупного дохода и совокупных издержек от изменения объёма производства — это бухгалтерская модель безубыточности. В основе планирования производственной деятельности часто используется метод анализа зависимости «издержки производства — объемы продаж — доходы», основанный на взаимосвязи между издержками производства, объёмами продаж и полученным доходом. Если, исходя из портфеля заказов, определен объём производства, то, используя формулы и приёмы этого анализа, можно рассчитать величину издержек и оптовую цену, чтобы сразу определить сумму возможного дохода.

49. Операционный анализ - один из наиболее эффективных способов измерения и анализа затрат. Это элемент управления затратами предприятия, анализирующий влияние структуры затрат и выручки на рентабельность продукции, либо подразделений предприятия. Целью операционного анализа является нахождение наиболее выгодного сочетание переменных и постоянных издержек, цены и объема реализации. Ключевыми элементами операционного анализа являются валовая маржа, операционный и финансовый рычаг, порог рентабельности и запас прочности фирмы.

К основным элементам операционного анализа относятся: расчет операционного рычага, расчет запасов прочности, расчет порога рентабельности.

Цель операционного анализа - установить, что произойдет с финансовыми результатами, если изменить объем производства.

Показатели

Сущность

Валовая маржа (маржинальная прибыль): Выручка от реализации - Переменные издержки

Величина маржинальной прибыли показывает вклад предприятия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.

Норма маржинальной прибыли:

Валовая маржа / Выручку от реализации

Показывает, какая часть выручки идет на формирование маржинальной прибыли.

Точка безубыточности (порог рентабельности):

Постоянные затраты / Норму маржинальной прибыли

Такая выручка или такой объем производства продукции, которые обеспечивают покрытие всех затрат и нулевую прибыль, т.е. это тот объем продаж, при котором предприятие не имеет ни прибыли ни убытка.

Запас финансовой прочности в рублях: Выручка - Точка безубыточности

Величина, показывающая превышение объема производства в настоящий момент над объемом производства в точке безубыточности

Сила воздействия операционного рычага: Маржинальная прибыль / Прибыль

Показывает как при заданном объеме производства изменение этого показателя (в процентах) повлияет на изменение прибыли.

50 Производственная мощность: сущность и виды.

ПМ – характеризуется максимальным кол-вом продукции соответствующего качества, которое может быть произведено предприятием в ед. времени при полном использовании основных производственных фондов в оптимальных условиях их эксплуатации.

Виды ПМ:

1) входная (Мв) – показывает возможности предприятия по выпуску готовой продукции на начало планового периода;

2) среднегодовая: Мс = Мв+Мвв*t1/12+Мм*t1/12 – Мвыб*t2/12

где Мвв – величина вновь введённой мощности;

Мм – прирост мощности врез-те модернизации;

t1 – кол-во месяцев использования мощности;

Мвыб – величина выбывающей мощности;

t2 – кол-во мес. от момента вывода мощности из эксплуатации до конца года;

3) выходная – мощность на конец планируемого периода с учётом прироста и выбытия ОФ: Мвых = Мв+Мвв – Мвыб.

При расчёте ПМ она определяется по мощности ведущих цехов, агрегатов или участников.

Мощность предприятия хар-ет коэф. загрузки ПМ: К = Nф/Nс.

Факторы, влияющие на объём ПМ:

1) технические (кол-ный, кач-ный состав и стр-ра ОФ, кач-во сырья, степень механизации и автоматизации процессов);

2) организационные (степень специализации пр-ва, ур-нь организации пр-ва и труда, система управления);

3) экономические (формы оплаты труда, стимулирование работников);

4) социальные (квалификация работников, общий образовательный ур-нь персонала).

51.

Основные показатели производственной мощности.

  1. календарный фонд времени – произв. календарных дней и кол-ва часов в сутки Фк. Календ. или макс. возможный фонд времени явл. исходной величиной в учете времени работы и бездействия оборудования.

  2. режимный фонд времени равен календарному за вычетом выходных, праздничных дней. Фр=(tcм*(365-Дп-Дв)-tп*Дпд)*Ксм, где tсм – длительность раб. смены, ч; Дп – кол-во праздничных дней; Дв – кол-во вых. дней; tп – кол-во нерабочих часов в предпраздничные дни в году; Дпд – кол-во предпраздничных дней в году; Ксм – число смен работы предприятия.

  3. Действительный фонд времени – макс-но возм. фонд времени при заданном режиме работы с учетом затрат на плановый предупредительный ремонт. Фд=Фр-Рпп, Рпп – время на планово-предупредительные ремонты, ч.

  4. Произв. мощ-ть технологич. оборудования ПМ=n*П*Фд, где n – кол-во установл. оборудования в единицах, П – часовая произв-ть единицы оборудования в физ. величинах, Фд – действительный фонд времени.

«Узкие места» в оборудовании – когда пропускная способность оборудования ниже произв. мощ-ти ведущей группы оборудования.

«Широкие места» - оборудование, пропускная способность которого выше произв. мощ-ти ведущей группы оборудования.

Степень использования произв. мощ-тей:

  1. Общий коэфф. Ко=V/ПМср, где V – факт. или плановый объем произв-ва, ПМср – среднегодовая произв. мощ-ть предприятия

  2. Интенсивный коэфф. Ки=V сут/М сут, где V сут – среднесуточный выпуск продукции, М сут – среднесут. мощ-ть предприятия

  3. Экстенсивный коэфф. Кэ=Тф/Тр, где Тф – фактич. или плановый фонд времени, Тр – расчетный фонд времени, применяемый при определении произв. мощ-ти.

52.

Прибыль – осн. источник фин. ресурсов предприятия, связанный с получением валового дохода.

Валовый доход предприятия – выручка от реализ. продукции за вычетом мат. затрат, включающих в себя оплату труда и прибыль.

Ф-ии прибыли:

  1. оценочная ф-ия – прибыль наиболее полно отражает уровень произв-ва и дает оценку эфф-ти хоз. деят-ти

  2. стимулирующая

  3. фискальная – прибыль – источник отчислений в гос. бюджет и внебюджетные фонды

  4. общественно-социальная

  5. как источник накоплений

53. Виды прибыли

Прибыль – осн. источник фин. ресурсов предприятия, связанный с получением валового дохода.

Валовый доход предприятия – выручка от реализ. продукции за вычетом мат. затрат, включающих в себя оплату труда и прибыль.

Ф-ии прибыли:

  1. оценочная ф-ия – прибыль наиболее полно отражает уровень произв-ва и дает оценку эфф-ти хоз. деят-ти

  2. стимулирующая

  3. фискальная – прибыль – источник отчислений в гос. бюджет и внебюджетные фонды

  4. общественно-социальная

  5. как источник накоплений

Виды прибыли:

1) операционная – возможность извлечения прибыли в соответствие с предметом и целью деят-ти;

2) инвестиционная – приобретение недвижимости, оборудования, немат. активов и их продажи;

3) финансовая – в рез-те изменяется величина и состав собственного капитала предприятия и заёмных ср-в.

В рез-те этих видов деят-ти образ-ся след. виды прибыли:

1) прибыль от текущей деят-ти (от всех видов экон. деят-ти, указанных в уставе, но не связ. с фин. и инвест. деят-тью);

2) прибыль от инвестиц. деят-ти;

3) прибыль от фин. деят-ти (выпуск акций, погашение кредитов);

4) общая прибыль отчётного периода;

5) валовая прибыль (выручка от реализации – НДС – себестоимость);

6) прибыль от реализации продукции (валовая – управленческие расходы – расходы на реализацию);

7) чистая прибыль – прибыль, после уплаты всех налогов.

54. Изначально следует определить тот временной период, за который будет рассчитываться чистая прибыль. Для расчета чистой прибыли применяется достаточно простая формула:ЧП = ФП + ВП +ОП – СН

Чистая прибыль — ЧП предприятия — может быть определена, когда известны следующие показатели:

Для того чтобы чистая прибыль была рассчитана максимально точно, потребуются данные, содержащиеся в финансовой отчетности данной организации:

После получения всех необходимых показателей определяется и чистая прибыль. В том случае, когда чистая прибыль имеет показатель со знаком «-», предприятие работало в убыток. И, соответственно, наоборот: знак «плюс» означает, что компания рентабельна. Иногда по решению руководства компании чистая прибыль направляется на оплату расходов, которые предприятие несет в текущий момент своей деятельности. В некоторых случаях чистая прибыль используется и в благотворительных целях.