logo
экономика организации

31. Качественные и количественные показатели оценки персонала предприятия

Под оценкой персонала понимают целенаправленное сравнение определенных характеристик работников с соответствующими параметрами, требованиями, эталонами.

Оценка персонала выполняет ориентирующую и стимулирующую функции.

Ориентирующая функция заключается в том, что каждый работник с помощью общественной оценки и самооценки осознает свое поведение, получает возможность определять направления и способы дальнейшей деятельности.

Стимулирующая функция проявляется в том, что она, порождая в работнике переживания успеха или неудачи и, подтверждая правильность или ошибочность поведения, побуждает его к результативной деятельности.

В практике наиболее часто применяется комплексная оценка персонала по бальной системе, при которой оценивают:

― профессионально-квалифицированный уровень ― ППКУ;

― деловые качества ― ПДК;

― сложность работы ― ПСР;

― конкретно достигнутый результат ― ПДР.

Профессионально квалифицированный уровень работника определяется по общему, для всех категорий персонала, набору объективных признаков ‑ образование, стаж работы по специальности, активность приобретения профессии и повышение профессионального мастерства. Каждый из этих признаков оценивается определенным количеством баллов.

Оценка деловых качеств работников осуществляется по наиболее универсальным признакам, которые влияют на морально-психологический климат в коллективе и на индивидуальную производительность труда: профессиональная компетентность; находчивость и инициативность в работе; трудовая дисциплина; чувства ответственности; контактность и умение эффективно работать склонность к новым идеям и неординарным решениям; эмоциональная выдержка.

Оценка сложности выполняемых работ осуществляется по признакам учтенным в тарифно-квалификационном справочнике.

Оценка результатов работников предусматривает рассмотрение следующих признаков: объем выполняемых работ; качества выполняемых работ; ритмичность.