39. Международная торговля: виды, структура, закономерности развития.
Международная торговля — это обмен товарами и услугами между государственно-национальными хозяйствами. Она зародилась в глубокой древности, но лишь к XIX в. она принимает форму мирового рынка, поскольку в нее оказываются втянутыми в основном все развитые страны.
Мировая торговля в современных условиях выступает как результат глубокого международного разделения труда, специализации различных стран на производстве отдельных видов товаров в соответствии с уровнем технико-экономического развития каждой страны и ее природно-географическими условиями.
Экспорт (вывоз) товаров означает, что их реализация происходит на внешнем рынке. Экономическая эффективность экспорта определяется тем, что данная страна вывозит ту продукцию, издержки производства которой ниже мировых. Размер выигрыша при этом зависит от соотношения национальных и мировых цен данного товара, от производительности труда в странах, участвующих в международном обороте данного товара в целом.
При импорте (ввозе) товаров страна приобретает товары, производство которых в настоящее время экономически невыгодно, то есть покупаются изделия с меньшими затратами, чем затрачивается на производство данной продукции внутри страны. При подсчете эффективности внешней торговли подсчитывается тот экономический выигрыш, который получает данная страна из-за быстрого удовлетворения своих потребностей в определенных товарах за счет импорта и высвобождения ресурсов, затрачиваемых на производство подобных товаров в стране.
Общая сумма экспорта и импорта составляет внешнеторговый товарооборот с зарубежными странами.
Существует ряд показателей, характеризующих степень включенности страны во внешнеэкономические связи. Например, экспортная квота показывает отношение стоимости экспорта к стоимости валового внутреннего продукта. Объем экспорта на душу населения данной страны характеризует степень «открытости» экономики. Экспортный потенциал (экспортные возможности) — это та доля продукции, которую может продать данная страна на мировом рынке без ущерба собственной экономики (за вычетом внутренних потребностей).
Рост экспортных заказов означает увеличение занятости и доходов и, следовательно, возрастание спроса через механизм мультипликатора. Вместе с тем увеличение совокупного внутреннего спроса одновременно означает и возрастание спроса на импортные товары. Рост импорта равносилен по своему эффекту росту сбережений, так как деньги уходят за границу и общий спрос сокращается. Таким образом, чтобы полностью оценить действие мультипликатора внешней торговли, следует учесть не только прирост спроса за счет экспорта, но и его сокращение из-за стимулированного импорта.
В настоящее время в сферу международного обмена включаются достижения научно-технической мысли (торговля лицензиями и ноу-хау), на долю которых приходится до 10% общего оборота. Отмечается быстрое развитие торговли технологически сложной продукцией, лицензиями. Если в 1970 г. объем мирового экспорта лицензий составлял 2,4 — 2,7 млрд. долл., то во второй половине 80-х годов эта цифра превысила 17 млрд. долл. в год. К числу объектов международной торговли в настоящее время относятся и такие, как проектные работы, лизинг (долгосрочная аренда оборудования), инжиниринг (субподрядные контракты на оказание инженерно-строительных работ) и др. Заметно меняется географическая структура мировой торговли, которая отражает существенные изменения не только в положении отдельных стран в системе международных экономических отношений, но и в мировом хозяйстве в целом. Так, в мировой торговле все большую роль играют «новые индустриальные страны» (Гонконг, Южная Корея, Сингапур, Тайвань), в экспорте которых промышленные товары имеют значительное место, и удельный вес которых в мировом экспорте 1960-1985 гг. вырос более чем в два раза.
Исторически существуют различные формы государственной защиты национальных интересов в борьбе на мировых рынках. В XV-XVIII вв., когда одной из основных экономических теорий выступал меркантилизм, государство всячески стимулировало экспорт и сдерживало импорт товаров, то есть придерживалось жесткого протекционизма (защиты) собственной промышленности путем введения высоких ввозных пошлин, государственной монополии на торговлю определенными видами товаров.
Но протекционизм неизбежно ведет к сокращению внешней торговли, к самоизоляции. Поэтому в период промышленного переворота страны неизбежно переходят к политике свободной торговли (фритредерства). Основой такой хозяйственной политики стала теория сравнительных издержек Д. Рикардо. Именно Великобритания смогла на этих позициях завоевать новые рынки и выйти на передовые позиции в мировой экономике. Позже и другие страны постепенно встали на позиции фритредерства. Либерализация внешней торговли является более выгодной как для каждой из стран, так и для всего мирового сообщества, служит источником роста благосостояния государства.
Классическими видами торгового протекционизма являются импортные пошлины, или таможенные тарифы. Подсчитано, что они почти всегда снижают уровень благосостояния в торгующих странах, в том числе и в той, от которой исходит инициатива введения этих ограничений во внешней торговле.
Протекционизм следует рассматривать как сложное явление современных международных экономических отношений. Так, если тарифы незначительно ограничивают импорт, то они приносят доход государству, который можно направить на социальные программы, снижение налогов и т. д. Особенно это относится к молодым государствам, которые используют тарифную защиту как один из источников государственных доходов. От 1/4 до 3/5 государственного бюджета стран с низким уровнем национального дохода обеспечивается в настоящее время за счет таможенных пошлин. Политика протекционизма во многих странах направлена для поддержки новых отраслей, создания дополнительных рабочих мест, защиты национальной безопасности и национального престижа.
Однако следует отметить, что протекционизм в целом приводит к замедлению научно-технического прогресса, так как у производителей снижаются побудительные мотивы поиска новых технологий, ведущих к снижению издержек производства.
Если прежде протекционизм опирался в основном на тарифно-таможенную систему, то после Второй мировой войны значительно увеличилось значение нетарифных барьеров, количество которых постоянно растет и насчитывает в настоящее время около 50 различных видов. Целью нетарифных барьеров является общее ограничение импорта при помощи торговой дискриминации отдельных стран. К числу нетарифных барьеров можно отнести государственную монополию внешней торговли, обеспечение государственного потребления только товарами отечественного производства, сложный валютный контроль за ввозом товаров, санитарные стандарты на продовольственные товары и т. п.
Наибольшее распространение в последние годы получил такой вид нетарифного ограничения как импортные квоты, т. е. количественное ограничение объема иностранной продукции, ежегодно разрешаемое государством для ввоза в данную страну. Государство при этом выдает ограниченное количество лицензий на импорт и запрещает нелицензированный ввоз.
Государственный протекционизм может касаться как импорта, так и экспорта, причем в отношении экспорта чаще используется политика субсидирования, чем налогообложения, хотя субсидирование экспорта идет вразрез с международными соглашениями. Одно из положений ГАТТ рассматривает экспортное субсидирование как «нечестную конкуренцию» и рекомендует странам-импортерам данной продукции принимать ответные меры через установление протекционистских «компенсационных пошлин». Но существует множество путей государственного субсидирования в обход требований ГАТТ, например, предоставление низкопроцентных займов экспортерам или их иностранным клиентам, организация рекламы и др.
Среди различных направлений государственного протекционизма заметное место занимает демпинг, то есть ценовая дискриминация на мировом рынке (см. гл. 7 — о ценовой дискриминации), при которой экспортирующая фирма продает свой продукт на каком-либо зарубежном рынке дешевле, чем на отечественном. Существует разбойничий демпинг, или временное установление низких цен, которые могут быть восстановлены после вытеснения конкурента с данного рынка. Постоянный демпинг может продолжаться неограниченное время. Данный способ государственной торговой политики особенно часто проявляется в периоды международных экономических потрясений, например, в 20-30-е, 70-80-е годы XX века.
Для регулирования отношений между странами в области внешней торговли созданы международные организации: ГАТТ, ЮНКТАД. ЕАСТ и др. ГАТТ — Генеральное соглашение о тарифах и торговле — многосторонний договор, действующий с 1948 г. и содержащий принципы, нормы и правила, на которых основаны торговые отношения его участников. Это крупная международная организация, в рамках которой проходят переговоры, консультации, контакты стран-членов по обсуждению всех проблем внешней торговли. ЕАСТ — европейская ассоциация свободной торговли, существует с I960 г. В нее входят шесть западноевропейских стран с целью создания условий свободной взаимной торговли. ЮНКТАД — Конференция ООН по торговле и развитию. В нее входят почти 170 стран, а также ряд международных организаций. ЮНКТАД содействует развитию и регулированию международных экономических отношений.
- 1. Аграрные отношения и земельная рента.
- 2. Формы собственности на землю и землепользование.
- 3. Теории земельной ренты.
- 4.Арендная плата и цена земли. Рынок земли.
- 5. Типы воспроизводства. Экономическая эффективность.
- 6. Показатели общественного воспроизводства.
- Национальный доход и национальное богатство.
- 7. Теория реализации общественного продукта Карла Маркса.
- 8. «Экономическая таблица» Кенэ.
- 9. Закономерности простого и расширенного воспроизводства.
- 10. Модель «затраты — выпуск» в. Леонтьева.
- 11. Экономический рост – сущность, типы, факторы.
- 12. Закономерности и противоречия экономического роста.
- 13. Темпы и пропорции общественного воспроизводства.
- 14. Теория воспроизводства Дж. Кейнса.
- 15. Концепции экономического роста э. Хансена, р. Харрода, е. Домара.
- 16. Экономический цикл и его фазы. Виды экономических циклов.
- 17. Теории циклического развития.
- 18. Особенности современного циклического развития.
- 19. Инфляция, ее сущность и виды.
- 20. Причины инфляции.
- 21. Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика.
- 22. Безработица, ее сущность и виды..
- 23. Теоретические концепции безработицы.
- 24. Большие циклы Кондратьева
- 25. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса.
- 26. Государство как субъект экономических отношений.
- 27. Государственная собственность. Национализация и приватизация
- 28. Государственный сектор, тенденции его развития.
- 29. Формы и методы государственного регулирования экономики.
- 30. Кейнсианская и неоклассическая модели регулирования экономики.
- 31. Прогнозирование, программирование, планирование развития экономики.
- 32. Политика экономического роста.
- 33. Государственный бюджет – формирование и использование.
- 34. Денежно-кредитная политика государства.
- 35. Социальная политика государства.
- 36. Мировое хозяйство – закономерности и этапы формирования.
- 37. Интернационализация хозяйственной жизни.
- 38. Теоретические концепции международных экономических отношений.
- 39. Международная торговля: виды, структура, закономерности развития.
- 40. Экономическая интеграция: формы, тенденции развития.
- 41. Международные валютные отношения.
- 42. Международная финансовая система.
- 43. Сущность и виды глобальных проблем.
- 44. Экономическая политика: цели, методы, реализация.