logo
Бизнес план

Восьмой раздел – «Финансовый план» («Финансовый план и показатели эффективности», «Финансовый план и стратегия финансирования».

Это ключевой раздел бизнес-плана, он составляется в соответствии с планом производства и планом маркетинга. В нем рассматриваются вопросы финансового обеспечения деятельности фирмы и наиболее эффективного использования имею-щихся денежных средств.

Финансовый план включает в себя четыре основных документа, которые со-ставляются основными экономическими службами фирмы:

1.Оперативный (рабочий) план и отчёт – составляется службой маркетинга по каждому товару (услуге) за каждый период, отражает результаты взаимодействия фирмы и ее целевых рынков.

Этот документ представляет собой таблицу, где для каждого товара (для пер-вого года помесячно или поквартально), а затем – по годам рассчитываются сле-дующие показатели:

- рыночный потенциал фирмы в единицах данного товара, т.е. величина спроса отраслевого рынка данного товара, приходящегося на фирму (определяется как величина спроса на данный товар минус суммарные объёмы сбыта конкурентов);

- цена товара;

- объем продаж в единицах товара (который не может быть больше спроса, а с другой стороны ограничен производственными мощностями фирмы, т.е. максимально возможным объемом производства, а также наличием товара на складе;

- объем производства в единицах товара;

- запасы данного товара на складах фирмы на конец периода;

- доля фирмы на целевом рынке по данному товару (см. табл. 2).

Конечно, для ближайшего периода это практически реальные данные (известны бу-дущие покупатели; возможно, есть договора), а со второго года приходится заниматься прогнозами.

Таблица 2