Пятый раздел – «План маркетинга» («Маркетинг-план»)
Это важнейший раздел бизнес-плана. Именно в нём непосредственно говорит-ся о характере намечаемого проекта. Цель раздела – разъяснить, как фирма намере-на воздействовать на рынок и реагировать на складывающуюся на нём обстановку, чтобы обеспечить сбыт товара. Именно «план маркетинга» должен доказать инвес-тору привлекательность вложения капитала именно в данную фирму («продать» ему этот бизнес).
В «План маркетинга» рекомендуется включать следующие пункты (параграфы):
1. Рынки сбыта товаров (услуг).
2. Конкуренция на рынках сбыта.
3. Цели и стратегии маркетинга.
4. Ценообразование.
5. Каналы распределения товара.
6. Методы стимулирования сбыта (продаж).
7. Организация послепродажного обслуживания покупателей (клиентов).
8. Реклама и формирование общественного мнения о фирме и её товарах (Publik relations).
В некоторых методиках составления бизнес-плана первый и второй пара-ра-фы «Плана маркетинга» рекомендуется сделать самостоятельными разделами биз-нес-плана.
§1. Рынки сбыта товаров (услуг). Характеризуя рынки сбыта, фирма должна чётко представлять себе, кто будет покупать её товары и где её ниша на рынке. При составлении этого параграфа следует изучить и, по возможности, указать следую-щие моменты:
- На каких рынках собирается действовать фирма (тип, структура)?
- Каковы основные сегменты этих рынков по каждому товару (услуге)?
- Какие сегменты рынка (а, следовательно и товары ) представляются фирме наиболее привлекательными и эффективными?
- Каков текущий спрос на товары фирмы, т.е. какова ёмкость рынка (в единицах товара), в т.ч. экспортная?
- Какова динамика изменения спроса, т.е. какова предполагаемая величина спроса через год, два, три?
- Какие факторы влияют на спрос и какова его эластичность по ценам и доходам?
- Как проводится на фирме изучение спроса (кто проводит, какие методы используются)?
- Какова реакция рынка на новинки? Проводит ли фирма тестирование, пробные продажи (демонстрационная торговля)?
- Какие контакты с потенциальными покупателями имеет фирма, какие способы выявления партнёров использует?
В конце параграфа полезно представить сетку развития товаров и рынков для товаров фирмы (помните: существующие товары, новые товары, существующие рынки, новые рынки?) и, в общем виде, дать оценку потенциальной ёмкости рынка, потенциального и реального объёма продаж.
- Тема 5.1. Бизнес-план: методика и особенности составления
- 1. Основные разделы бизнес-плана и методика их разработки.
- Первый раздел – «Меморандум конфиденциальности» или «Конфиденциальность».
- Второй раздел – «Резюме», «Исполнительное резюме» или «Возможности фирмы».
- Четвёртый раздел – «Продукты и услуги», «Виды товаров и услуг» или «Описание продукции и услуг».
- Пятый раздел – «План маркетинга» («Маркетинг-план»)
- §2 Конкуренция на рынках сбыта. При составлении параграфа следует знать и включить в текст ответы на такие вопросы:
- §7.Организация послепродажного обслуживания покупателей (клиентов). Оценивая систему послепродажного обслуживания, следует обратить внимание на такие моменты:
- Шестой раздел – «План производства» («Производственный план»)
- Седьмой раздел – «Управление и организация» («Организационный план»)
- Восьмой раздел – «Финансовый план» («Финансовый план и показатели эффективности», «Финансовый план и стратегия финансирования».
- Оперативный (рабочий) план и отчёт
- План (отчёт) о доходах и расходах
- Девятый раздел – «Оценка рисков и страхование»
- Десятый раздел – выводы и приложения.
- 2.Особенности составления бизнес-плана.