1. Основные разделы бизнес-плана и методика их разработки.
Существуют несколько методик составления бизнес-плана. Все они базируются на стандартах и методике, разработанной ещё в 70-х годах ХХ века такой органи-зацией ООН, как UNIDO (United Nations Industrial Development Organization). Это методики ря-да зарубежных авторов (Барроу К. и Браун Р., Шульц А. и Зигель Э. – авторы пособия «Эрнст и Янг»), методика Федерального фонда поддержки ма-лого предпринимательства, методики российских авторов (авторы – Горемыкин В. А. и Богомолов А.Ю.; Орлова Е.Р., Романова М.В.) Наиболее оптимальной из них является методика, авторами которой являются Буров В.П., Ломакин В.А. и Моро-шкин В.А., поскольку она более всего адаптирована к российским условиям и мо-жет быть использована не только как средство «добывания» денег, но и является инструментом внутрифирменного планирования. Её мы и возьмём за основу при рассмотрении данной темы.
Бизнес-план начинается с титульного листа, на котором указываются: наименование предприятия, название проекта (например, «Производство магистральных самолётов для гражданской авиации»), авторы проекта, время и место подготовки данного документа.
Далее идет оглавление – перечень разделов, причем без детализации (например, «План маркетинга») и без указания страниц, т.к. при пересмотре бизнес-плана (до-работке) могут появиться новые страницы. Конечно, и титульный лист и оглавле-ние составляются к уже готовому бизнес-плану. Разделы бизнес-плана, рекомендуемые как российскими, так и зарубежными ме-тодиками по сути своей одинаковы, различаются лишь расположением и степенью детализации. Рассмотрим оптимальную, на наш взгляд, структуру бизнес-плана. Первый раздел – «Меморандум конфиденциальности» или «Конфиденциальность».
Второй раздел – «Резюме», «Исполнительное резюме» или «Возможности фирмы». Третий раздел – «Описание фирмы» или «Описание предприятия и отрасли». Четвертый раздел – «Продукты и услуги» или «Виды товаров и услуг». Пятый раздел – «План маркетинга» или «Маркетинг-план». Шестой раздел – «План производства» или «Производственный план». Седьмой раздел – «Управление и организация» или «Организационный план». Восьмой раздел – «Финансовый план» или «Финансовый план и показатели эффек-тивности» или «Финансовый план и стратегия финансирования».
Девятый раздел – «Оценка рисков и страхование». Десятый раздел – «Выводы и приложения».
- Тема 5.1. Бизнес-план: методика и особенности составления
- 1. Основные разделы бизнес-плана и методика их разработки.
- Первый раздел – «Меморандум конфиденциальности» или «Конфиденциальность».
- Второй раздел – «Резюме», «Исполнительное резюме» или «Возможности фирмы».
- Четвёртый раздел – «Продукты и услуги», «Виды товаров и услуг» или «Описание продукции и услуг».
- Пятый раздел – «План маркетинга» («Маркетинг-план»)
- §2 Конкуренция на рынках сбыта. При составлении параграфа следует знать и включить в текст ответы на такие вопросы:
- §7.Организация послепродажного обслуживания покупателей (клиентов). Оценивая систему послепродажного обслуживания, следует обратить внимание на такие моменты:
- Шестой раздел – «План производства» («Производственный план»)
- Седьмой раздел – «Управление и организация» («Организационный план»)
- Восьмой раздел – «Финансовый план» («Финансовый план и показатели эффективности», «Финансовый план и стратегия финансирования».
- Оперативный (рабочий) план и отчёт
- План (отчёт) о доходах и расходах
- Девятый раздел – «Оценка рисков и страхование»
- Десятый раздел – выводы и приложения.
- 2.Особенности составления бизнес-плана.