История развития муниципальной статистики в Российской Федерации
Понятие, виды, содержание муниципальной службы напрямую связанны с пониманием и законодательным установлением местного самоуправления и системы его органов.
Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году, установила, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, не является ее структурной частью и требует своего правового регулирования.
В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к муниципальным должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований.
Таким законом является Федеральный Закон “Об основах муниципальной службы в Российской Федерации” от 8 января 1998 года. Этот закон в ст. 5 определяет основные принципы муниципальной службы.
Принципы муниципальной службы - это основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности и определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций органов местного самоуправления, полномочий муниципальных служащих, действующие в системе публичной власти, и в частности, в системе муниципальной службы.
Муниципальная служба основана на следующих принципах:
верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении муниципальными служащими должностных обязанностей и обеспечении прав муниципальных служащих;
приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия;
самостоятельности органов местного самоуправления в пределах их полномочий;
профессионализма и компетентности муниципальных служащих;
ответственности муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
равного доступа граждан к муниципальной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой;
единства основных требований, предъявляемых к муниципальной службе в Российской Федерации, а также учета исторических и иных местных традиций;
правовой и социальной защищенности муниципальных служащих;
внепартийности муниципальной службы.
Таким образом, принципы муниципальной службы объективно отражают сущность муниципальной службы, ее наиболее важные черты, раскрывают общий характер управленческой, исполнительно-распорядительной и другой административной деятельности муниципальных служащих, закрепляют их в нормах, входящих в правовой институт муниципальной службы.
Принципы муниципальной службы устанавливают важнейшие закономерности в системе организации и функционирования муниципальной службы, обуславливают значимость, законность, социальную ценность отношений, возникающих в системе муниципальной службы.
Основными задачами муниципальной службы являются:
обеспечение наряду с государственной службой прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования;
обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения;
подготовка, принятие, исполнение и контроль решений в пределах полномочий органов местного самоуправления;
защита прав и законных интересов муниципального образования.
С точки зрения задач, эта служба представлена:
в социальном аспекте - это профессиональное осуществление по поручению государства общественно полезной деятельности лицами;
в политическом - как деятельность по реализации государственной политики, достижении целей и задач в обществе и государстве, то есть от ее стабильности и эффективности зависит устойчивость общественных отношений;
в правовом - юридическое установление служебных отношений, при реализации которых и достигается практическое выполнение должностных обязанностей, полномочий служащих.
Муниципальная служба является сложным социально-правовым институтом. Этот институт представляет собой систему правовых норм, регламентирующих права и обязанности, ограничения, запреты, стимулирование, ответственность служащих, порядок возникновения и прекращения служебных отношений. В нравственном аспекте - рассматривает этические основы муниципальной службы.
Если говорить об отличии задач муниципальных служащих от задач государственных служащих, то оно заключается лишь в уровне (федеральный, региональный, местное самоуправление), то есть качественного отличия не существует, все направлено на улучшение благосостояния общества, удовлетворение общественных интересов.
Под функциями муниципальной службы следует понимать основные направления практической реализации правовых норм института муниципальной службы, способствующие достижению соответствующих целей правового регулирования служебных отношений и выполнению муниципальной службой своей социальной роли и государственно-правового назначения.
Прежде всего, это финансовая сфера, то есть разработка проекта местного бюджета, отчет об его исполнении, а также непосредственное обеспечение местного бюджета; разработка и организация социально-экономических программ развития территории и обеспечение их реализации; разработка нормативно-правовых актов по вопросам местного значения; управление и распоряжение муниципальной собственностью.
Не менее важная функция - это руководство муниципальным здравоохранением, эксплуатация муниципального жилищного фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства и другими муниципальными предприятиями, организациями, учреждениями.
И, наконец, важнейшая функция - осуществление полномочий органов государственной власти, переданные федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.
Каждый подинститут муниципальной службы, выполняет наряду с общими также специфические функции. Например, для подинститута аттестации муниципальных служащих характерны функции оценки, контроля, информирования и т.д. Главная функция права муниципальной службы состоит, прежде всего, в том, что бы обеспечить детальное, точное и определенное нормативное регулирование муниципально-служебных отношений.
- 67 Содержание
- Введение
- Раздел 1 сущность и значение статистики
- Предмет, метод и задачи статистики
- Понятие статистики, методы и задачи
- Методы статистического наблюдения
- Характеристика сводки и обработки первичной информации
- Характеристика обобщения и анализа статистической информации
- 1.2 Задачи и принципы организации государственной статистики в Российской Федерации
- Развитие статистики как науки
- История развития муниципальной статистики в Российской Федерации
- Организация статистики в Российской Федерации
- Органы государственной статистики в Российской Федерации
- Раздел 2
- Этапы проведения статистического наблюдения
- 2.2 Формы, виды и способы организации статистического наблюдения
- Формы статистической отчётности
- Планирование и организация статистического наблюдения
- Раздел 3 сводка и группировка статистических данных
- Задачи и виды статистической сводки
- Понятие и виды сводки
- Характеристика простой сводки
- Характеристика типологических группировок
- Характеристика аналитических группировок
- Характеристика структурных группировок
- Принципы построения группировок
- Ряды распределения в статистике
- Построение рядов распределения
- Виды рядов распределения
- Графическое изображение рядов распределения
- Раздел 4
- Виды таблиц
- Основные правила оформления и чтения таблиц
- Статистические графики и правила их построения
- Основные элементы статистических графиков
- Классификация графиков по видам
- Диаграммы сравнения
- Статистические карты
- Раздел 5 статистические показатели
- Абсолютные и относительные величины в статистике
- Статистический показатель и его виды
- Абсолютные показатели, единицы их измерения
- Относительные показатели
- Средние величины в статистике
- Понятие среднего показателя
- Средняя арифметическая и её свойства
- Другие виды средних показателей
- Структурные средние
- Показатели вариации в статистике
- Основные показатели, характеризующие вариацию
- Способы расчёта показателей вариации
- Раздел 6 ряды динамики в статистике
- 6.1. Виды и методы анализа рядов динамики
- Динамические ряды и их виды
- Моментные и интервальные ряды динамики
- 6.2. Основные показатели анализа динамических рядов
- Абсолютный прирост
- Темп роста
- Темп прироста
- Средние показатели
- Раздел 7 индексы в статистике
- 7.1. Понятие статистических индексов и их роль в экономике
- Индивидуальные индексы
- Общие индексы и их свойства
- Индексы цены и индексы физического объёма
- 7.2. Среднеарифметические и среднегармонические индексы
- Понятие среднеарифметических и среднегармонических индексов
- Формулы расчёта среднеарифметических и среднегармонических индексов
- Раздел 8 выборочное наблюдение в статистике
- 8.1. Способы формирования выборочной совокупности
- Понятие выборочного наблюдения
- Способы отбора единиц при выборочном обследовании
- 8.2. Методы оценки результатов выборочного наблюдения
- Понятие ошибки выборочного наблюдения
- Оптимальная численность выборки
- Раздел 9 статистическое изучение связи между явлениями
- 9.1. Методы изучения связи между явлениями
- Основные понятия методов изучения связи между явлениями
- Виды зависимостей между экономическими явлениями
- 9.2. Корреляционно-регрессионный анализ
- Корреляционный анализ количественных признаков
- Корреляционный анализ порядковых переменных
- Метод наименьших квадратов
- Метод наименьших модулей
- Двумерное линейное уравнение регрессии