Планирование и организация статистического наблюдения
В условиях планово-административной экономики в нашей стране (до 1991 г) основной формой статистического наблюдения была обязательная статистическая отчётность, которая представлялась всеми предприятиями и организациями и включала большое число форм с огромным количеством показателей. При этом формы отчетности и показатели имели отраслевую привязку.
Статистические отчёты в установленном законом порядке составлялись каждым предприятием и направлялись в вышестоящие органы — в объединения, главные территориальные управления, которые, обобщив статистические данные, направляли в свою очередь отчетные документы в соответствующие министерства и ведомства, а последние представляли отраслевые сведения в центральный статистический орган. Другим направлением являлось представление статистической отчетности в местные районные, городские, а затем областные, краевые органы статистики, которые в свою очередь представляли обобщенную отчетность в республиканские органы, из которых она поступала в центральный статистический орган.
Такой способ получения статистической информации был обусловлен экономической идеологией того времени: централизованная система планирования сверху вниз (Госплан — министерство — объединение — предприятие) требовала соответствующей отчетности о выполнении плановых заданий. Кроме того, принцип планирования от достигнутого уровня предполагал ответственность за представляемые данные, а наличие лишь государственной формы собственности позволяло контролировать своевременность представления статистической отчетности и достоверности ее данных.
Проводились и специально организованные наблюдения в виде переписей и обследований преимущественно по тем направлениям, которые не охватывались отчетностью, например бюджетные обследования. Но статистическая отчетность давала все же основной объем данных, необходимых для планирования и управления экономикой.
Рыночные преобразования российской экономики и введение в России принятой в международном сообществе системы национальных счетов (СНС) существенно изменили условия работы статистических органов. Появилось огромное число мелких предприятий различных форм собственности, занимающихся различными видами деятельности; полная финансово-хозяйственная самостоятельность предприятий и организаций привела к снижению ответственности за представление статистической отчетности и достоверность ее данных. Значительные объемы неформальной деятельности, сокрытие объемов производства с целью недоплаты налогов еще более снижают объективность социально-экономических показателей, получаемых на базе статистической отчетности. Это определило необходимость изменения принципов организации статистического наблюдения.
Совершенствование организации статистического наблюдения в России на современном этапе осуществляется на основе концептуальных положений федеральной целевой программы «Реформирование статистики в 1997—2000 годах». Важнейшими положениями этой программы являются следующие:
разработка и ведение многоцелевого Единого государственного регистра предприятий и организаций;
переход на статистику предприятий;
сокращение отчетности и введение унифицированных форм текущего статистического наблюдения;
использование сплошного статистического наблюдения только по крупным и средним предприятиям и выборочного — по малым предприятиям;
совершенствование методологии и практической организации выборочных обследований;
проведение переписей;
организация мониторингов по важнейшим направлениям экономических и социальных процессов;
разработка комбинированных методов статистического наблюдения (сплошных и выборочных обследований, переписей, мониторинга и др.);
разработка информации на основе сбалансированного использования данных государственной, ведомственной статистики и научных дорасчётов;
организация «сквозной» технологии получения информации.
Переход от отраслевого принципа получения статистической информации к статистике предприятий предполагает, прежде всего, ведение Единого государственного регистра предприятий и организаций (ЕГРПО). В регистре по каждому хозяйствующему субъекту имеются сведения о его юридическом и фактическом нахождении, отраслевой принадлежности, основных экономических характеристиках (объеме продукции, стоимости основных средств, численности работающих). На основе ЕГРПО создаются и ведутся субрегистры, разработан и ведется субрегистр малых предприятий, создается регистр строительных организаций, субрегистр организаций розничной и оптовой торговли.
Субрегистры являются основой формирования генеральной совокупности объектов статистического наблюдения, представляющей собой перечень действующих юридических лиц, их представительств и филиалов. Создание генеральной совокупности позволит обеспечить методологическую основу для перехода к интегрированному принципу сбора информации и проведению статистического анализа по сопоставимому кругу объектов.
В субрегистры постоянно вносятся изменения: исключаются ликвидированные единицы, уточняются данные об имеющихся предприятиях, отмечаются все происшедшие по ним изменения, дополнительно вносятся вновь организованные предприятия. Следует отметить, что в каждом регистре имеется значительное число неработающих предприятий, для их выявления и уточнения других данных используется бухгалтерская отчетность, данные Министерства РФ по налогам и сборам, Министерства внутренних дел и др.
Ведение субрегистров позволит обеспечить полноту и достоверность совокупности объектов статистического наблюдения. ЕГРПО и субрегистры используются для формирования выборочных совокупностей в выборочных наблюдениях, в то же время сами регистры служат источником статистических данных.
Важнейшим направлением совершенствования статистического наблюдения является переход на унифицированные формы федерального государственного статистического наблюдения, введенные с 1998 г. Показатели, включенные в унифицированные формы, применимы для любых предприятий и организаций. Данное направление является новым в системе государственной статистики, базируется на основных принципах статистики предприятий и предполагает применение новых технологий для обработки статистической информации.
Внедрение унифицированных форм текущего федерального государственного наблюдения осуществляется с применением сквозной технологии обработки данных (на основе каталога статистических показателей и электронных версий форм) и позволяет создать базы данных первичной информации на федеральном и региональном уровнях при максимальной сопоставимости всех информационных ресурсов.
Унифицированные формы статистического наблюдения включают:
форму № 1-предприятие «Основные сведения о деятельности предприятия»;
№ П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг»;
№ П-2 «Сведения об инвестициях»;
№ П-3 «Сведения о финансовом состоянии организаций»;
форму № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников».
Форма № 1-предприятие дает сведения о юридическом лице; о распределении уставного фонда, взносах иностранных юридических и физических лиц в уставный капитал по странам-партнерам, об организационной структуре юридического лица, сведения об отгрузке товаров и услуг, затратах на производство и реализацию продукции, инвестиционной деятельности, о видах экономической деятельности в отчетном году, а также о территориально обособленных подразделениях юридического лица. Данные этой формы представляют комплексную характеику деятельности предприятия и дают возможность проводить структурное обследование.
В форме № П-1 приводятся сведения о выпуске товаров и услуг, отгрузке товаров, в том числе собственного производства, объеме платных услуг населению, розничном товарообороте, об остатках готовой продукции собственного производства на конец отчетного периода, экспорте и импорте услуг, перевозках грузов и грузообороте, строительно-монтажных работах, выполненных подрядным и хозяйственным способами и др. Спецификой данной формы наблюдения является отражение структуры продукции каждого предприятия по видам экономической деятельности, а также возможность получения общего объема продукции соответствующей отрасли как по предприятиям данной отрасли, так и по предприятиям других отраслей. Сведения данной формы отчетности лежат в основе расчета показателя выпуска нефинансовых предприятий Счета производства в СНС.
Форма № П-2 «Сведения об инвестициях» позволяет получить полную картину об объемах инвестиций в российскую экономику, о финансовых инвестициях, инвестициях в нефинансовые активы (основные средства, нематериальные активы, ценности, объекты природопользования, землю), а также о затратах на капитальный ремонт зданий, сооружений, машин и оборудования. Разрабатываемая структура капита-лообразующих инвестиций позволит перейти от обособленного сбора показателей инвестиций в основной капитал к интегрированному при соблюдении методологического единства.
Формы № П-3 и № П-4 не содержат принципиально новых показателей, однако они дают общую характеику предприятия.
Форма № П-3 содержит сведения о прибыли и убытках, оборотных активах предприятий и состоянии расчетов с предприятиями России и зарубежных стран, что позволяет оценить финансовое положение предприятий.
В форме № П-4 приводятся сведения о средней численности работников предприятия, в том числе списочного состава, внешних совместителей, работавших по договорам, фонде начисленной заработной платы и выплатах социального характера. Кроме того, здесь указываются данные об использовании рабочего времени, движении работников и их предполагаемом высвобождении.
Формы № П-1, № П-3, № П-4 являются месячными и содержат сведения за отчетный месяц, за предыдущий месяц и соответствующий месяц прошлого года, что позволяет получить характеику динамики приведенных показателей.
Форма № П-2 является квартальной: форма № 1-предприятие — годовой.
Субъектами малого предпринимательства заполняется форма № ПМ.
Таким образом, использование унифицированных форм статистического наблюдения позволяет получить сопоставимую и комплексную информацию по всем видам деятельности предприятия и его финансовому положению.
Для крупных и средних предприятий обследование является сплошным, для малых предприятий используется выборочное ежеквартальное наблюдение.
Важным условием организации наблюдения на основе унифицированных форм является разработка и утверждение форм первичной учетной документации, адаптированных к требованиям международных стандартов бухгалтерского учета, а также их электронных версий.
- 67 Содержание
- Введение
- Раздел 1 сущность и значение статистики
- Предмет, метод и задачи статистики
- Понятие статистики, методы и задачи
- Методы статистического наблюдения
- Характеристика сводки и обработки первичной информации
- Характеристика обобщения и анализа статистической информации
- 1.2 Задачи и принципы организации государственной статистики в Российской Федерации
- Развитие статистики как науки
- История развития муниципальной статистики в Российской Федерации
- Организация статистики в Российской Федерации
- Органы государственной статистики в Российской Федерации
- Раздел 2
- Этапы проведения статистического наблюдения
- 2.2 Формы, виды и способы организации статистического наблюдения
- Формы статистической отчётности
- Планирование и организация статистического наблюдения
- Раздел 3 сводка и группировка статистических данных
- Задачи и виды статистической сводки
- Понятие и виды сводки
- Характеристика простой сводки
- Характеристика типологических группировок
- Характеристика аналитических группировок
- Характеристика структурных группировок
- Принципы построения группировок
- Ряды распределения в статистике
- Построение рядов распределения
- Виды рядов распределения
- Графическое изображение рядов распределения
- Раздел 4
- Виды таблиц
- Основные правила оформления и чтения таблиц
- Статистические графики и правила их построения
- Основные элементы статистических графиков
- Классификация графиков по видам
- Диаграммы сравнения
- Статистические карты
- Раздел 5 статистические показатели
- Абсолютные и относительные величины в статистике
- Статистический показатель и его виды
- Абсолютные показатели, единицы их измерения
- Относительные показатели
- Средние величины в статистике
- Понятие среднего показателя
- Средняя арифметическая и её свойства
- Другие виды средних показателей
- Структурные средние
- Показатели вариации в статистике
- Основные показатели, характеризующие вариацию
- Способы расчёта показателей вариации
- Раздел 6 ряды динамики в статистике
- 6.1. Виды и методы анализа рядов динамики
- Динамические ряды и их виды
- Моментные и интервальные ряды динамики
- 6.2. Основные показатели анализа динамических рядов
- Абсолютный прирост
- Темп роста
- Темп прироста
- Средние показатели
- Раздел 7 индексы в статистике
- 7.1. Понятие статистических индексов и их роль в экономике
- Индивидуальные индексы
- Общие индексы и их свойства
- Индексы цены и индексы физического объёма
- 7.2. Среднеарифметические и среднегармонические индексы
- Понятие среднеарифметических и среднегармонических индексов
- Формулы расчёта среднеарифметических и среднегармонических индексов
- Раздел 8 выборочное наблюдение в статистике
- 8.1. Способы формирования выборочной совокупности
- Понятие выборочного наблюдения
- Способы отбора единиц при выборочном обследовании
- 8.2. Методы оценки результатов выборочного наблюдения
- Понятие ошибки выборочного наблюдения
- Оптимальная численность выборки
- Раздел 9 статистическое изучение связи между явлениями
- 9.1. Методы изучения связи между явлениями
- Основные понятия методов изучения связи между явлениями
- Виды зависимостей между экономическими явлениями
- 9.2. Корреляционно-регрессионный анализ
- Корреляционный анализ количественных признаков
- Корреляционный анализ порядковых переменных
- Метод наименьших квадратов
- Метод наименьших модулей
- Двумерное линейное уравнение регрессии