2.3. Механизм государственного воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны
Государство для выполнения своих функций и регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов и постановлений, а также путем проведения определенной экономической политики. Мировой опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что в условиях реформирования экономики, в кризисных ситуациях роль государства возрастает, в условиях стабильности и оживления — снижается. Но во всех случаях государство должно придерживаться основного правила — так воздействовать на предпринимательскую деятельность и экономику страны, чтобы не разрушить рыночные основы и не допускать кризисных явлений.
Экономические методы воздействия государства на предпринимательскую деятельность в большей степени подходят для реализации этого правила, чем административные, хотя иногда их трудно разграничить между собой. Экономические рычаги, которые использует государство для регулирования экономики, довольно разнообразны, но основными из них являются: налоги, перераспределение доходов и ресурсов, ценообразование, государственная предпринимательская деятельность, кредитно-финансовые механизмы и др.
Административные, т.е. методы прямого действия, должны использоваться государством, если экономические методы неприемлемы или недостаточно эффективны при решении той или иной задачи. Как показала мировая практика, административные методы наиболее целесообразно использовать в следующих областях:
• естественная государственная монополия (фундаментальная наука, оборона и т.д.);
• охрана окружающей среды и использование ресурсов;
• сертификация, стандартизация, метрология;
• социальная политика; прежде всего имеются в виду определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения (гарантированный минимум заработной платы, пособие по безработице и др.);
• внешнеэкономическая деятельность (лицензирование и квотирование экспорта, государственный контроль над импортом и т.д.).
Для создания нормальных условий для предпринимательской деятельности, для стабилизации и подъема экономики государство должно проводить фискальную, научно-техническую, инвестиционную, ценовую, амортизационную, кредитно-денежную и другие виды политики, при реализации которых оно использует в комплексе как экономические, так и административные методы.
Фискальная политика государства.Под фискальной политикой государства понимается регулирование государственным бюджетом и налогообложением с целью стабилизации и оживления экономики. Механизм воздействия государства на предпринимательскую деятельность и экономику страны при помощи этих рычагов в общем плане заключается в следующем.
Во время спада производства для увеличения совокупного спроса государство увеличивает свои расходы на организацию общественных работ (строительство дорог, мостов и других объектов) и на реализацию различных государственных программ, тем самым оживляя многие отрасли и фирмы. Для подъема экономики государство может воздействовать и путем сокращения своих доходов, т.е. уменьшая налоги с населения и предприятий. В этом случае у населения повысится спрос на потребительские товары, а у предприятий появится больше возможности для инвестирования, что в конечном итоге должно привести к оживлению экономики.
Государственная система налогообложения самым существенным образом влияет на предпринимательскую деятельность. Ведь налоговое бремя может быть таким, что даже у хорошо работающего предприятия не будет оставаться достаточно средств не только для расширенного воспроизводства, но и простого воспроизводства. Система должна предусматривать определенные льготы в налогообложении для предприятий, которые функционируют в желательных для государства сферах экономики, для стимулирования развития малого бизнеса, для тех предприятий, которые значительную часть своих средств направляют на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего производства. Налоговая политика государства должна стимулировать предпринимательскую деятельность в наращивании выпуска продукции и оказании всевозможных услуг.
Снижение государственных расходов в определенных случаях приводит к снижению дефицита госбюджета, а следовательно, к замедлению инфляционных процессов.
Однако макрорегулирование не ограничивается только непосредственными действиями государства в лице его органов управления, так как государство может запаздывать в своих действиях.
В рыночной экономике существуют определенные механизмы самоорганизации и саморегулирования, которые вступают в действие немедленно, как только обнаруживаются негативные процессы в экономике. В экономической литературе их называют встроенными стабилизаторами. Так, например, благодаря этим стабилизаторам можно автоматически осуществить изменение налоговых поступлений, выплаты социальных пособий и др. В качестве подобного стабилизатора может быть прогрессивная система налогообложения, которая определяет налог в зависимости от дохода. С увеличением дохода прогрессивно увеличиваются налоговые ставки, которые утверждаются правительством заранее.
Фискальная (бюджетная) политика государства направлена в первую очередь на сглаживание экономических колебаний. При помощи только этой политики государство не может выполнять свои функции без проведения соответствующей финансово-кредитной политики, особенно в условиях глубокого экономического кризиса. Кроме того, за последнее десятилетие в развитых странах предпочтение отдается финансово-кредитной политике.
Под финансово-кредитной политикойпонимается целенаправленное управление государством банковским процентом, денежной массой и кредитами. В отличие от бюджетной кредитно-денежная политика оказалась обоюдоострым оружием, с помощью которого можно справиться и со спадом производства, и инфляцией. Суть этой политики состоит в том, что государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они, в свою очередь, на потребительский и инвестиционный спрос.
Главную роль в реализации кредитно-денежной политики играет Центральный банк России. Регулируя процентную ставку в зависимости от сложившейся экономической ситуации, он тем самым расширяет или сужает возможности выдачи кредитов коммерческим банкам.
Центральный банк может воздействовать и при помощи нормы обязательных резервов. Снижение этой нормы создает большие возможности коммерческим банкам для выдачи кредитов и наоборот.
Государство может существенно влиять на экономический рост и инфляцию при помощи скупки или продажи своих ценных бумаг. При помощи скупки своих ценных бумаг у их держателей появляются денежные средства, что может стимулировать экономический рост. Если государство борется с инфляцией, то оно продает свои ценные бумаги, тем самым уменьшая в обороте денежную массу.
Как показала мировая практика, бюджетная и кредитно-денежная политика должна проводиться государством совместно и сбалансирование, ибо только в этом случае оно может эффективно влиять на предпринимательскую деятельность и экономику страны.
Научно-техническая политика.Ускорение научно-технического прогресса является важнейшим фактором подъема экономики и превращения страны в мощное индустриальное государство. Так, выход Японии на самые передовые позиции в мире за сравнительно короткий срок обусловлен в первую очередь тем, что эта страна в послевоенный период правильно сориентировалась и стала целенаправленно проводить государственную политику, направленную на ускорение НТП.
Под единой научно-технической политикой государства понимается система целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и техники, внедрение их результатов в народное хозяйство.
Единая государственная научно-техническая политика предполагает выбор приоритетных направлений в развитии науки и техники и всяческую поддержку государства в их развитии. В настоящее время общепризнанными приоритетными направлениями в развитии науки и техники являются: комплексная автоматизация производства, электронизация народного хозяйства, разработка новых материалов и технологий их производства, биотехнология, атомная электроэнергетика и др.
Выбор приоритетов в развитии науки и техники необходим в связи с важностью их реализации, с тем чтобы страна не отстала в своем развитии от ведущих стран мира, а также в связи с ограниченностью ресурсов государства. Выбор приоритетов необходим не только в направлениях НТП, но и среди отраслей народного хозяйства. Известно, что такие отрасли промышленности, как машиностроение, химическая и электроэнергетика, являются локомотивами в ускорении НТП во всех остальных отраслях народного хозяйства. Поэтому эти отрасли всегда должны быть в центре внимания государства.
Для осуществления единой научно-технической политики государство использует целый ряд средств, основными из которых являются: достаточное и разумное финансирование сферы образования и академической науки; осуществление прогрессивной амортизационной и инвестиционной политики; совершенствование системы оплаты труда научных работников; защита конкуренции; создание таких условий, когда все субъекты рыночной экономики будут заинтересованы во внедрении всего нового и передового; активное участие в международном научно-техническом сотрудничестве и др.
Амортизационная политика.Она является составной частью общей научно-технической политики государства. Устанавливая нормы амортизации, порядок ее начисления и использования, государство тем самым регулирует темпы и характер воспроизводства и в первую очередь скорость обновления основных фондов.
При разработке амортизационной политики государство должно придерживаться следующих принципов:
1) переоценка основных фондов, особенно в условиях инфляции, должна осуществляться своевременно;
2) нормы амортизации должны быть достаточными для простого и расширенного воспроизводства основных фондов;
3) амортизационные отчисления на предприятиях должны использоваться только исходя из их функционального назначения;
4) нормы амортизации должны быть дифференцированы в зависимости от функционального назначения основных фондов, а также с учетом срока их морального и физического износа;
5) предприятия должны иметь возможность применять ускоренную амортизацию.
Амортизационная политика должна способствовать обновлению основных фондов и ускорению НТП. Проводя правильную амортизационную политику, государство тем самым позволяет предприятиям иметь достаточные средства в виде амортизационных отчислений на простое и расширенное воспроизводство основных фондов.
Инвестиционная политика.Важным рычагом воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны является инвестиционная политика государства. С ее помощью государство непосредственно может воздействовать на темпы объема производства, на ускорение НТП, на изменение структуры общественного производства и решение многих социальных проблем.
Существенный спад производства за 1991—1996 гг., т.е. за период проведения реформ, в большей степени был обусловлен значительным сокращением капитальных вложений в материальное производство. За этот период капитальные вложения сократились в 3 раза, а их доля в национальном доходе снизилась до 15%, что не обеспечивало даже простое воспроизводство общественного капитала. В промышленно развитых странах доля инвестиций в национальном доходе составляет до 40% и более.
В условиях перехода к рыночной экономике основной задачей являются освобождение государства от функции основного инвестора и создание таких условий, при которых частный сектор в экономике был заинтересован в инвестиционной деятельности. Для этого оно должно в первую очередь обеспечить стабильность экономики и ее предсказуемость в развитии. В условиях инфляции, а следовательно, и высоких ставок процента банковского кредита объемы инвестиций, особенно в среднесрочные и долгосрочные проекты, резко сокращаются, так как известна теоретическая зависимость объема инвестиций от величины ставки процента. Эта зависимость гласит, что чем выше процент ставки, тем ниже объем вложений инвестиций.
В общем плане государство может влиять на инвестиционную активность при помощи самых различных рычагов: финансово-кредитной и налоговой политики; предоставления самых различных льгот предприятиям, вкладывающим инвестиции на реконструкцию и техническое перевооружение производства; амортизационной политики; создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций; научно-технической политики и др. При этом государство должно всегда помнить, что будущее экономики страны в значительной степени зависит от того, какую оно проводит инвестиционную политику.
Государственное предпринимательство.Одной из важнейших форм прямого вторжения государства в экономику является государственное предпринимательство. Оно образует особый вид предпринимательской деятельности, которая осуществляется в рамках госсектора и связана с участием госпредприятий в производстве и сбыте товаров и услуг.
При этом государство выступает самостоятельным субъектом хозяйствования, реализуя определенные общенациональные цели: структурную перестройку производства, смягчение отраслевых и территориальных диспропорций, стимулирование научно-технического прогресса, повышение эффективности экономики.
Государственное предпринимательство является прямым вмешательством государства в воспроизводственный процесс. Оно особенно необходимо в малорентабельных отраслях, которые традиционно не представляют интерес для частного капитала, но их развитие определяет общие условия воспроизводства. Это прежде всего отрасли экономической инфраструктуры (транспорт, связь, энергетика).
Но какова должна быть доля государственного сектора в экономике нашей страны? Это далеко не простой вопрос. До недавнего времени степень огосударствления в нашей стране была (по мировым меркам) чрезвычайно высокой, что негативно влияло на развитие экономики. В результате осуществления реформ, в частности приватизации, доля государственного сектора стала заметно снижаться, но еще остается достаточно высокой. Поэтому процесс дальнейшего осуществления приватизации для нашей страны является весьма актуальным.
Планирование и регулирование.Прогнозирование, планирование и регулирование являются важнейшими рычагами государства по управлению экономикой страны. С переходом на рыночные отношения роль этих инструментов управления не снижается, а вот методы планирования существенно изменяются. На смену директивному планированию, когда каждому предприятию устанавливались заранее заданная производственная программа и потребители, приходит так называемое индикативное планирование.
Сущность индикативного планирования заключается в том, что государство на основе детального анализа функционирования экономики за предшествующий период, исходя из экономической политики и имеющихся ресурсов, устанавливает на плановый период основные макроэкономические показатели: темпы роста валового национального продукта и национального дохода, уровень инфляции и безработицы, минимальный размер заработной платы, дефицит бюджета, ставку процента и др. Все эти показатели в совокупности характеризуют состояние экономики на плановый период. При этом государство должно закладывать в план такие величины макроэкономических показателей, которые в совокупности положительно бы влияли на развитие экономики страны и жизненный уровень населения. Индикативное планирование предусматривает не только разработку плановых макроэкономических показателей (индикаторов), но и способы их достижения, т.е. заранее предопределяется, какова будет фискальная, научно-техническая, финансово-кредитная, инвестиционная и социальная политика государства с целью достижения запланированных индикаторов.
Государственное планирование должно быть непрерывным, что обеспечивается составлением краткосрочных, среднесрочных, долгосрочных и перспективных планов.
Перспективное прогнозирование и планирование позволяют выработать экономическую стратегию государства на ближайшие 5—10—15—20 лет и тем самым осуществлять ежегодное планирование с учетом реализации как годовых, так и перспективных планов. Наличие экономической и научно-технической стратегии позволяет государству с меньшими ресурсами достигать намеченных целей, а следовательно, непрерывно повышать эффективность общественного производства.
С планированием тесно связано регулирование. Регулирование осуществляется государством только в том случае, если запланированные экономические показатели в ходе их реализации не выполняются.
Во многих развитых странах планирование на уровне государства принимает форму разработки и реализации определенных программ.
Ценообразование.Это один из рычагов воздействия государства на экономику и предпринимательскую деятельность. Используя ценовую политику, государство тем самым воздействует на спрос и предложение, перераспределение дохода и ресурсов, обеспечение минимального прожиточного уровня, а также на антимонопольные, антиинфляционные и другие процессы в желательном для государства направлении.
Государство должно проводить политику в области ценообразования с целью обеспечения его стабильности, что является основой борьбы с инфляцией, оживления инвестиций и подъема национальной экономики.
Известно, что в условиях рыночных отношений цены на большинство товаров свободные, т.е. они складываются на рынке под воздействием спроса и предложения. На часть важнейших товаров и услуг первой необходимости цены и тарифы регулируются государством. Так делается практически во всех странах мира с развитой рыночной экономикой. И хотя доля товаров и услуг, цены на которые регулируются государством, незначительна, всего 10—15% общей товарной массы, но это имеет большое значение, прежде всего для поддержания минимального прожиточного уровня. Во многих странах, в том числе и России, цены регулируются государством и на продукцию предприятий-монополистов.
Административный контроль государства над ценами способствует устранению издержек рыночной экономики, особенно в тех случаях, когда экономические методы не могут дать желательного результата.
Существенное влияние на предпринимательскую деятельность государство может оказать через проведение соответствующей внешнеэкономической и социальной политики.
При помощи внешнеэкономической деятельности (таможенных тарифов, протекционизма, принятия законов, создающих благоприятные условия для иностранных инвестиций и свободного выхода отечественных предпринимателей на мировой рынок, и других мер) государство может расширить свои экспортные возможности, улучшить структуру экспорта, получить положительное сальдо торгового баланса, создать условия для конкуренции и улучшить качество отечественной продукции, привлечь иностранные инвестиции в отечественную экономику, а также получить значительную выгоду от международного разделения труда, что, в свою очередь, является основой для стабилизации и подъема экономики России.
Структурная политика.В структурном плане наша экономика является гипертрофированной, что является результатом предшествующего развития, и изменение ее в сторону сбалансированности в развитии всех отраслей экономики и социальной направленности является также важнейшей задачей государства.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что у государства имеются различные рычаги для вмешательства в предпринимательскую деятельность с целью стабилизации и подъема экономики, только правильно надо уметь ими пользоваться.
- 0605010205—028
- 010(01) — 2000
- Введение
- Глава 1 предприятие в условиях рынка
- 1.1. Сущность, роль и особенности условий работы предприятий до и после перехода на рыночные отношения с макроэкономических позиций
- 1.2. Основные функции и цели предприятия в условиях рынка
- 1.3. Факторы, влияющие на эффективное функционирование предприятия в условиях рынка
- Глава 2 механизм государственного воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны
- 2.1. Необходимость государственного регулирования экономики страны
- 2.2. Условия и предпосылки государственного вмешательства
- 2.3. Механизм государственного воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны
- Глава 3 роль промышленности в развитии экономики страны
- 3.1. Промышленность рф и ее ведущая роль в развитии экономики страны
- 3.2. Сущность отрасли и отраслевой структуры промышленности
- 3.3. Юридические лица промышленности и их классификация
- 3.4. Организационно-правовые формы хозяйствования юридических лиц, их сущность и особенности
- Глава 4 концентрация производства на предприятии
- 4.1. Сущность, формы и показатели уровня концентрации
- 4.2. Экономические аспекты концентрации производства
- 4.3. Роль малого бизнеса в экономике страны
- 4.4. Концентрация и монополизация в экономике, их взаимосвязь
- 4.5. Концентрация и диверсификация производства
- Глава 5 специализация, кооперирование и комбинирование производства
- 5.1. Сущность, формы и показатели уровня специализации и кооперирования производства
- 5.2 Экономическая эффективность специализации и кооперирования производства
- 5.3. Сущность, формы и показатели уровня комбинирования производства
- 5.4. Экономические аспекты комбинирования промышленного производства
- Глава 6 научно-технический прогресс
- 6.1. Сущность научно-технического прогресса и научно-технической революции. Особенности современной научно-технической революции
- 6.2. Основные направления нтп
- 6.3. Приоритетные направления нтп на современном этапе
- 6.4. Экономическая и социальная эффективность нтп
- 6.5. Прогнозирование и планирование нтп на предприятии
- Глава 7 качество промышленной продукции
- 7.1. Сущность и значение повышения качества продукции
- 7.2. Система показателей качества продукции
- 7.3. Конкурентоспособность продукции, ее сущность и методы определения
- 7.4. Факторы, влияющие на качество продукции
- 7.5. Система управления качеством продукции на предприятии
- 7.6. Экономическая эффективность повышения качества продукции, методика ее расчета
- Глава 8 инвестиции
- 8.1. Сущность, классификация, структура и значение капитальных вложений
- 8.2. Финансирование капитальных вложений
- 8.3. Планирование инвестиций на предприятии
- 8.4. Методы экономического обоснования капитальных вложений
- 8.5. Проектирование капитального строительства
- 8.6. Некоторые направления и пути повышения эффективности капитальных вложений и капитального строительства
- Глава 9 основные средства предприятий
- 9.1. Сущность и значение основных средств (фондов), их состав и структура
- 9.2. Виды стоимостных оценок основных средств
- 9.3. Физический и моральный износ основных средств
- 9.4. Воспроизводство основных фондов
- 9.5. Показатели использования основных фондов
- 9.6. Амортизационные отчисления и их использование на предприятии
- 9.7. Производственная мощность предприятия (цеха, участка), методика расчета
- 9.8. Ремонт и модернизация основных фондов
- 9.9. Пути улучшения использования основных средств на предприятии
- Глава 10 сырьевые и топливно-энергетические ресурсы
- 10.1. Роль сырьевых и топливно-энергетических ресурсов в экономике страны
- 10.2. Основные понятия. Классификация сырья, материалов и топлива
- 10.3. Классификация запасов месторождений полезных ископаемых и их экономическая оценка
- 10.4. Топливно-энергетический баланс, его сущность, структура и пути совершенствования
- 10.5. Основные направления рационального использования сырьевых и топливно-энергетических ресурсов
- Глава 11 оборотные средства предприятия
- 11.1. Экономическая сущность, состав и структура оборотных средств
- 11.2. Показатели уровня использования оборотных фондов
- 11.3. Показатели уровня использования оборотных средств
- 11.4. Нормативная база предприятия и пути ее совершенствования
- 11.5. Нормирование оборотных средств
- 11.6. Значение и пути снижения материалоемкости продукции
- Глава 12 кадры предприятия, производительность труда и заработная плата
- 12.1. Кадры предприятия, их классификация и структура
- 12.2. Производительность труда: сущность, методика определения и планирования
- 12.3. Сущность заработной платы, принципы и методы ее исчисления и планирования
- Глава 13 себестоимость продукции и прибыль предприятия
- 13.1. Сущность и значение себестоимости продукции как экономической категории и ее виды
- 13.2. Классификация затрат на выпуск и реализацию продукции
- 2. Плановые затраты на выпуск продукции составят:
- 13.3. Структура себестоимости и факторы, ее определяющие
- Структура затрат на производство продукции по промышленности за 1990,1997 гг. И ее отраслям за 1997 г.*
- 13.4. Планирование себестоимости продукции на предприятии
- 13.5. Управление издержками на предприятии с целью их минимизации
- 13.6. Прибыль предприятия
- Глава 14 роль ценообразования на предприятии
- 14.1. Сущность и функции цены как экономической категории
- 14.2. Система цен и их классификация
- 14.3. Факторы, влияющие на уровень цен
- Темны прироста цен и тарифов на продукцию естественных монополий (август 1996 г. К декабрю 1995 г., %)*
- 14.4. Ценовая политика на предприятии
- Глава 15 финансовое состояние предприятия и показатели, его характеризующие
- 15.1. Сущность и критерии финансового состояния предприятия
- 15.2. Показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия. Методика их расчета
- Глава 16 планирование на предприятии
- 16.1. Принципы и методы планирования на предприятии
- 16.2. Основные разделы плана экономического и социального развития предприятия и их содержание
- Раздел I содержит такие показатели:
- Раздел II содержит показатели:
- Оглавление
- Глава 10 сырьевые и топливно-энергетические ресурсы 102