5.1. Сущность, формы и показатели уровня специализации и кооперирования производства
Специализация— это процесс сосредоточения выпуска определенных видов продукции в отдельных отраслях промышленности, на отдельных предприятиях и их подразделениях, т.е. это процесс производства однородной продукции или выполнения отдельных технологических операций.
Специализация производства представляет собой одну из форм разделения общественного труда и организации производства. В промышленности частное разделение труда означает деление промышленности на отрасли и дальнейшую их дифференциацию, с одной стороны, и специализацию предприятий — с другой.
Единичное разделение труда представляет собой специализацию внутри предприятия. Специализация предприятий и цехов происходит в результате обособления производств однородных готовых изделий, а также производства отдельных составных частей продукции и отдельных операций технологического процесса по их изготовлению.
В промышленности различают следующие формы специализации:
предметная специализация.Ее сущность заключается в том, что предприятия специализируются на выпуске готовой продукции (тракторов, автомобилей, самолетов и т.п.);
подетальная специализация.В этом случае предприятие специализируется на производстве отдельных деталей, узлов и агрегатов. Примером такой специализации может служить подшипниковый, карбюраторный и другие подобные им заводы;
стадийная, или технологическая, специализация.При такой форме предприятия специализируются на выполнении лишь отдельных стадий технологического процесса, например, прядильные фабрики, изготавливающие пряжу для ткацких предприятий, литейные, кузнечно-прессовые и сборочные производства в машиностроении;
специализация вспомогательных производств. Ктакой форме специализации можно отнести предприятия, которые заняты выпуском тары и упаковки, инструмента и оснастки, а также выполняющие ремонтные работы.
В зависимости от масштабности различают внутриотраслевую, межотраслевую и межгосударственную специализацию.
Высшей ступенью является межгосударственная специализация, т.е. специализация в рамках ближнего и дальнего зарубежья. Особенно актуально для России развитие специализации в рамках дальнего зарубежья, так как она слабо развита и на данном этапе более эффективна для нашего государства.
Для характеристики уровня и анализа специализациина практике используется ряд показателей:
• коэффициент охвата производства. Он характеризует долю продукции специализированной отрасли в общем выпуске продукции данного вида;
• коэффициент специализации, который характеризует долю основной (профильной) продукции в общем выпуске продукции отрасли, предприятия, цеха;
• коэффициент подетальной специализации, характеризующий долю продукции подетально (технологически) специализированных предприятий и цехов в общем выпуске продукции отрасли, предприятия, цеха;
• широта номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции. Чем шире номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции на предприятии и в цехе, тем ниже уровень специализации.
Специализация тесно связана с кооперированием производства. По сути, это две стороны одного процесса, поэтому в экономическом плане их необходимо рассматривать в единстве.
Кооперирование— это длительные производственные связи между предприятиями, выпускающими какую-то сложную продукцию.
В соответствии с формами специализации в промышленности различают три формы кооперирования:
предметное, или агрегатное, кооперирование,заключающееся в том, что ряд предприятий поставляет разные изделия (электромоторы, генераторы, редукторы и др.) головным заводам, выпускающим машины и оборудование;
подетальное кооперирование,когда ряд специализированных предприятий поставляет головному заводу узлы и детали (подшипники, втулки, поршневые кольца и т. д.);
технологическое, или стадийное, кооперирование,выражающееся в поставках одними предприятиями полуфабрикатов головным заводам (пряжи — ткацким фабрикам; поковок, отливки — машиностроительным заводам).
Основным показателем уровня кооперирования является доля стоимости полуфабрикатов, заготовок, деталей и узлов, получаемых от других предприятий в порядке кооперирования, в общей стоимости продукции предприятия.
Косвенным показателем уровня кооперирования является количество предприятий, с которыми кооперируются головные предприятия.
В определенной мере уровень кооперирования характеризует и радиус кооперирования, который определяется как средневзвешенная величина.
С точки зрения отраслевой принадлежности и территориального расположения кооперирующихся между собой заводов различают следующие виды связей по кооперированию между промышленными предприятиями:
внутрирайонные,когда кооперируются предприятия, расположенные в одном экономическом (административном) районе, вне зависимости от отраслевой принадлежности;
межрайонные,когда кооперируются предприятия, расположенные в различных экономических (административных) районах;
внутриотраслевые,когда кооперируются предприятия одной отрасли, и межотраслевые— при кооперировании заводов разных отраслей.
С точки зрения приближения поставщиков к потребителям и сокращения транспортных расходов наиболее выгодным является внутрирайонное кооперирование. Однако в современных условиях развития науки и техники, глубокого общественного разделения труда невозможно обойтись только внутрирайонным кооперированием, особенно в машиностроении. Современные машины — сложные изделия, состоящие из тысяч и десятков тысяч деталей. Их создание вызывает необходимость кооперирования с предприятиями многих отраслей промышленности, расположенных в разных районах. Важно на основе конкретных технико-экономических расчетов выбирать наиболее оптимальные варианты кооперирования.
- 0605010205—028
- 010(01) — 2000
- Введение
- Глава 1 предприятие в условиях рынка
- 1.1. Сущность, роль и особенности условий работы предприятий до и после перехода на рыночные отношения с макроэкономических позиций
- 1.2. Основные функции и цели предприятия в условиях рынка
- 1.3. Факторы, влияющие на эффективное функционирование предприятия в условиях рынка
- Глава 2 механизм государственного воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны
- 2.1. Необходимость государственного регулирования экономики страны
- 2.2. Условия и предпосылки государственного вмешательства
- 2.3. Механизм государственного воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны
- Глава 3 роль промышленности в развитии экономики страны
- 3.1. Промышленность рф и ее ведущая роль в развитии экономики страны
- 3.2. Сущность отрасли и отраслевой структуры промышленности
- 3.3. Юридические лица промышленности и их классификация
- 3.4. Организационно-правовые формы хозяйствования юридических лиц, их сущность и особенности
- Глава 4 концентрация производства на предприятии
- 4.1. Сущность, формы и показатели уровня концентрации
- 4.2. Экономические аспекты концентрации производства
- 4.3. Роль малого бизнеса в экономике страны
- 4.4. Концентрация и монополизация в экономике, их взаимосвязь
- 4.5. Концентрация и диверсификация производства
- Глава 5 специализация, кооперирование и комбинирование производства
- 5.1. Сущность, формы и показатели уровня специализации и кооперирования производства
- 5.2 Экономическая эффективность специализации и кооперирования производства
- 5.3. Сущность, формы и показатели уровня комбинирования производства
- 5.4. Экономические аспекты комбинирования промышленного производства
- Глава 6 научно-технический прогресс
- 6.1. Сущность научно-технического прогресса и научно-технической революции. Особенности современной научно-технической революции
- 6.2. Основные направления нтп
- 6.3. Приоритетные направления нтп на современном этапе
- 6.4. Экономическая и социальная эффективность нтп
- 6.5. Прогнозирование и планирование нтп на предприятии
- Глава 7 качество промышленной продукции
- 7.1. Сущность и значение повышения качества продукции
- 7.2. Система показателей качества продукции
- 7.3. Конкурентоспособность продукции, ее сущность и методы определения
- 7.4. Факторы, влияющие на качество продукции
- 7.5. Система управления качеством продукции на предприятии
- 7.6. Экономическая эффективность повышения качества продукции, методика ее расчета
- Глава 8 инвестиции
- 8.1. Сущность, классификация, структура и значение капитальных вложений
- 8.2. Финансирование капитальных вложений
- 8.3. Планирование инвестиций на предприятии
- 8.4. Методы экономического обоснования капитальных вложений
- 8.5. Проектирование капитального строительства
- 8.6. Некоторые направления и пути повышения эффективности капитальных вложений и капитального строительства
- Глава 9 основные средства предприятий
- 9.1. Сущность и значение основных средств (фондов), их состав и структура
- 9.2. Виды стоимостных оценок основных средств
- 9.3. Физический и моральный износ основных средств
- 9.4. Воспроизводство основных фондов
- 9.5. Показатели использования основных фондов
- 9.6. Амортизационные отчисления и их использование на предприятии
- 9.7. Производственная мощность предприятия (цеха, участка), методика расчета
- 9.8. Ремонт и модернизация основных фондов
- 9.9. Пути улучшения использования основных средств на предприятии
- Глава 10 сырьевые и топливно-энергетические ресурсы
- 10.1. Роль сырьевых и топливно-энергетических ресурсов в экономике страны
- 10.2. Основные понятия. Классификация сырья, материалов и топлива
- 10.3. Классификация запасов месторождений полезных ископаемых и их экономическая оценка
- 10.4. Топливно-энергетический баланс, его сущность, структура и пути совершенствования
- 10.5. Основные направления рационального использования сырьевых и топливно-энергетических ресурсов
- Глава 11 оборотные средства предприятия
- 11.1. Экономическая сущность, состав и структура оборотных средств
- 11.2. Показатели уровня использования оборотных фондов
- 11.3. Показатели уровня использования оборотных средств
- 11.4. Нормативная база предприятия и пути ее совершенствования
- 11.5. Нормирование оборотных средств
- 11.6. Значение и пути снижения материалоемкости продукции
- Глава 12 кадры предприятия, производительность труда и заработная плата
- 12.1. Кадры предприятия, их классификация и структура
- 12.2. Производительность труда: сущность, методика определения и планирования
- 12.3. Сущность заработной платы, принципы и методы ее исчисления и планирования
- Глава 13 себестоимость продукции и прибыль предприятия
- 13.1. Сущность и значение себестоимости продукции как экономической категории и ее виды
- 13.2. Классификация затрат на выпуск и реализацию продукции
- 2. Плановые затраты на выпуск продукции составят:
- 13.3. Структура себестоимости и факторы, ее определяющие
- Структура затрат на производство продукции по промышленности за 1990,1997 гг. И ее отраслям за 1997 г.*
- 13.4. Планирование себестоимости продукции на предприятии
- 13.5. Управление издержками на предприятии с целью их минимизации
- 13.6. Прибыль предприятия
- Глава 14 роль ценообразования на предприятии
- 14.1. Сущность и функции цены как экономической категории
- 14.2. Система цен и их классификация
- 14.3. Факторы, влияющие на уровень цен
- Темны прироста цен и тарифов на продукцию естественных монополий (август 1996 г. К декабрю 1995 г., %)*
- 14.4. Ценовая политика на предприятии
- Глава 15 финансовое состояние предприятия и показатели, его характеризующие
- 15.1. Сущность и критерии финансового состояния предприятия
- 15.2. Показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия. Методика их расчета
- Глава 16 планирование на предприятии
- 16.1. Принципы и методы планирования на предприятии
- 16.2. Основные разделы плана экономического и социального развития предприятия и их содержание
- Раздел I содержит такие показатели:
- Раздел II содержит показатели:
- Оглавление
- Глава 10 сырьевые и топливно-энергетические ресурсы 102