logo
yekonomika_predpriyatiya / Экономика предприятия

2.2. Условия и предпосылки государственного вмешательства

Государство должно вмешиваться в экономику только в том случае, если имеются на то определенные условия и предпосылки. Они могут быть как позитивными, так и нега­тивными.

Под негативными условиями понимается появление вся­кого рода отрицательных явлений и тенденций в различных сферах экономики, которые могут отрицательно повлиять на предпринимательскую деятельность и экономику страны в целом. Эти тенденции и явления очень разнообразны как по сущности, так и по силе негативного их влияния на экономику.

Роль государства заключается в своевременном выявлении этих тенденций и явлений, причин их возникновения и приня­тия соответствующих мер по их устранению.

Условиями для вмешательства государства могут быть: требования национальной безопасности; социальная напря­женность в обществе; негативные явления в экономике (спад производства, инфляция, высокий уровень безработицы, стру­ктурная несбалансированность, дефицит бюджета, неконку­рентоспособность отечественной продукции на мировом рын­ке, инвестиционный спад и т.п.); ухудшение окружающей среды и др.

Под предпосылками понимается еще не явное проявление негативных условий и тенденций в экономике и других сферах человеческой деятельности. В этом случае роль государства заключается в своевременном выявлении и устранении этих предпосылок. Это самый лучший вариант, так как государство еще в «зародыше» и с наименьшими усилиями и средствами устраняет возможность появления негативных явлений для развития предпринимательства и экономики страны.

Под позитивными понимается появление всякого рода положительных явлений и тенденций в различных сферах экономики. Роль государства в этом случае заключается в своевременном их выявлении и принятии определенных мер по их поддержанию.

Знание условий и предпосылок еще не достаточно для государственного вмешательства, государство должно знать их критерии, т.е. признаки, на основании которых можно было бы произвести оценку их качественного состояния.

Безработица.Она является неотъемлемым элементом ры­ночной экономики. Определенный ее уровень — 4—6% числен­ности рабочей силы — считается нормальным, или оправдан­ным, и называется естественным уровнем безработицы. Есте­ственной считается фрикционная, или структурная, безработи­ца. Эта безработица связана с поиском более выгодной работы, с сезонными перерывами, а также с изменением спроса на те или иные профессии.

Поэтому государство должно вмешиваться в регулирова­ние безработицы только в том случае, если она начинает превышать ее естественный уровень (4—6%), т.е. когда начи­нается так называемая циклическая безработица, связанная со спадом производства. Таким образом, критерием для безрабо­тицы является ее уровень, скорректированный на уровень естественной безработицы.

Инфляция.Как известно, инфляция — это повышение общего уровня цен на товары и услуги, и как явление оно более сложное, чем безработица. Инфляция характерна для всех стран мира, так как цены на товары и услуги не являются постоянными величинами, а все время находятся в движении. Поэтому до определенного ее уровня она не представляет серьезной опасности. Выше этого уровня инфляция может принести много бед для экономики и общества в целом, ибо по силе своего влияния вряд ли можно еще найти подобное явление. Поэтому государство должно отслеживать этот про­цесс, чтобы инфляция не могла выйти из-под его контроля. Меры, принимаемые государством, зависят от уровня инф­ляции. Исходя из этого критерия различают умеренную, голопирующую и гиперинфляцию. Умеренной считается инф­ляция, когда цены растут менее 10% в год, голопирующая инфляция характеризуется ростом цен в интервале от 20 до 200% в год, а при гиперинфляции цены растут еще быстрее. Противоинфляционные меры государства зависят от уровня инфляции и причин, ее породивших.

Исходя из этого различают два типа инфляции: инфляция спроса; инфляция, вызванная ростом издержек производства или уменьшением совокупного предложения. Каждая из них имеет свои особенности, и поэтому лекарства для ее лечения тоже свои.

Дефицит бюджета.Бюджетный дефицит — это превышение расходов государства над его доходами. Государство должно стремиться, как показывает опыт разных стран, не к его сбалансированности, а к тому, чтобы он не превышал опреде­ленную величину. В качестве этого критерия выступает доля дефицита в валовом национальном продукте или в валовом внутреннем продукте. Поэтому задача государства заключает­ся в том, чтобы не превысить заранее определенной и до­пустимой величины этого критерия.