logo
yekonomika_predpriyatiya / Экономика предприятия

Глава 7 качество промышленной продукции

Проблема повышения качества продукции в России в насто­ящее время является наиболее острой и злободневной.

С переходом России на рыночные отношения качество выпускаемой продукции не только не улучшается, а, наоборот, ухудшается. Газетой «Аргументы и факты» был проведен опрос общественности самых развитых стран о том, товар какой страны по своему качеству является самым лучшим в мире. Результаты опроса показали, что на первом месте оказались товары Японии, а на последнем — тринадцатом — России. Нетрудно догадаться, как это отразилось на экономи­ке нашей страны.

От результатов в области качества сегодня зависит слиш­ком многое: удастся ли экономике России и ее предприятиям достаточно быстро интегрироваться в мировое хозяйство, войдет ли Россия в сообщество развитых стран как полноправ­ный его член или окажется на положении сырьевого придатка.

Успешная интеграция российских предприятий в междуна­родное разделение труда невозможна без стабильного качест­ва и на этой основе обеспечения конкурентоспособности продукции.

Решение проблемы качества отечественной продукции — это в значительной мере и решение проблемы выхода России из экономического кризиса. Об этом свидетельствует мировой опыт, в частности опыт Японии, стран Юго-Восточной Азии и др. Мы этот опыт, по непонятным причинам, почему-то отвергаем.

Естественно, актуальность проблемы качества продукции обусловливается и другими факторами.

Возникает вполне резонный вопрос: почему с переходом на рыночные отношения в России по-прежнему остается пренеб­режительное отношение к проблеме качества?

На наш взгляд, основными причинами такого явления можно считать:

не созданы условия для конкуренции;

отсутствует национальная программа по достижению вы­сокого уровня качества;

не адаптировались к рыночным условиям многие руково­дители предприятий;

снизилась роль государства, ее законодательных и испол­нительных органов в создании условий для решения этой важной проблемы.