7.6. Экономическая эффективность повышения качества продукции, методика ее расчета
Ранее уже отмечалось, что улучшение качества продукции является одним из важнейших направлений повышения эффективности общественного производства и отдельного предприятия.
Экономическая эффективность от улучшения качества продукции может быть выражена следующей формулой:
Эффективность производства может повышаться даже при сокращении объема реализации, но это возможно только в том случае, если качество продукции растет более быстрыми темпами, чем темпы снижения объема выпуска и реализации продукции. На практике такой подход к определению эффективности производства от улучшения качества не применяется, так как он труднореализуем по многим причинам.
Для определения экономической эффективности от улучшения качества продукции необходимо учитывать следующее:
1) для улучшения качества продукции на предприятии требуются дополнительные текущие и единовременные затраты;
2) экономический эффект от улучшения качества продукции проявляется в основном не у изготовителя, а у ее потребителя;
3) необходимо учитывать полученную экономию от снижения брака;
4) предприятие при улучшении качества продукции получает экономическую выгоду от: увеличения выпуска и реализации продукции, роста продажной цены, увеличения экспорта, снижения брака продукции.
В конечном итоге это проявляется в получении дополнительной прибыли на предприятии, которая может быть определена по формуле
где П — общая дополнительная прибыль от улучшения качества продукции;
Пv— дополнительная прибыль, полученная предприятием от увеличения объема производства и реализации продукции;
Пу— дополнительная прибыль, полученная предприятием от роста продажной цены;
Сд— дополнительные затраты на производство и реализацию продукции, связанные с улучшением качества продукции;
Cбр— величина снижения затрат на производство продукции в связи с сокращением брака.
Для упрощения расчетов величину Л П можно определить по формуле
где Цн,Цст— новая и старая продажная цена;
Сст, Сн— себестоимость единицы продукции до и после улучшения качества продукции;
Vст, Vн —объем выпуска продукции до и после улучшения качества продукции.
Годовой экономический эффект (Э) от улучшения качества продукции определяется так:
где Ен— нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений;
К — дополнительные капитальные вложения, необходимые предприятию для улучшения качества продукции.
Для экономического обоснования капитальных вложений (К), необходимых для улучшения качества продукции, следует определить абсолютный коэффициент эффективности капитальных вложений (Е) и сравнить его с нормативной величиной (Ен) или с рентабельностью активов предприятия (Rа).
Если Е > Ен, или Е > Rа,то в этом случае вложение инвестиций в предприятие с целью повышения качества продукции выгодно, и наоборот.
На основе факторов, влияющих на качество продукции, нетрудно определить основные пути повышения качества продукции и ее конкурентоспособности. Они следующие:
• повышение технического уровня производства;
• повышение уровня квалификации персонала;
• совершенствование организации производства и труда, в том числе углубление специализации производства;
• внедрение выборочного и сплошного входного контроля за качеством поступающих на предприятие сырья, материалов, комплектующих деталей и узлов;
• повышение эффективности работы ОТК. Основной упор должен быть сделан не на разбраковку изготовленной продукции, а на профилактику производства с целью недопущения выпуска недоброкачественной продукции;
• повышение технического уровня метрологической службы на предприятии;
• воспитание коллектива в духе гордости за качество выпускаемой продукции и марку своего предприятия;
• материальное и моральное стимулирование персонала за высококачественное выполнение своих обязанностей;
• создание службы маркетинга;
• внедрение новых, более качественных материалов при изготовлении продукции;
• снижение издержек на производство и реализацию продукции;
• изучение требований покупателей к качеству продукции и конъюнктуры рынка;
• проведение действенной рекламы;
• установление оптимальной продажной цены и др. Этот перечень можно было бы продолжать, но беда в том, что это все разрозненные мероприятия, реализация каждого из них может привести к улучшению качества продукции, но не решает проблему качества в целом. Для этого требуется комплексный подход к решению этой проблемы, т.е. на каждом предприятии (особенно крупном и среднем) должна быть разработана и внедрена система управления качеством продукции в соответствии со стандартом ИСО 9000.
Данная система позволит не только учесть все факторы, которые влияют на качество продукции, но и обеспечить стабильный выпуск качественной продукции на предприятии. Но этого мало. Пожалуй, главное во всем этом — позиция директора предприятия. Если директор понимает значимость проблемы и лично является инициатором разработки и внедрения системы управления качеством, значит, на предприятии может выпускаться конкурентоспособная продукция.
Выводы
В современных условиях проблема повышения качества продукции и обеспечения ее конкурентоспособности для России является наиболее актуальной.
Переход на рыночные отношения существенно не отразился на качестве выпускаемой продукции, что связано со следующими причинами:
• в стране не созданы условия для конкуренции;
• отсутствует национальная программа по достижению высокого уровня качества;
• многие руководители предприятий работают по старинке и не адаптировались к рыночным условиям;
• слаба роль государства, ее законодательных и исполнительных органов в создании условий и предпосылок для предприятий с целью повышения качества продукции и др.
Устранение этих причин является важным условием для прорыва российских предприятий в области повышения качества продукции и обеспечения ее конкурентоспособности, но недостаточным. Как показывает мировой опыт, данную проблему можно решить только в том случае, если важность ее решения осознают первые руководители страны и руководители предприятий и сделают все возможное для ее решения.
Таким образом, проблему качества продукции вряд ли можно решить без глубокого осознания и понимания гражданами страны и руководителями всех рангов важности и значения решения проблемы повышения качества продукции для престижа и экономики страны.
Качество продукции, как экономическая категория тесно связано с потребительной стоимостью. Если потребительная стоимость — это полезность товара вообще, то качество продукции — это степень проявления потребительной стоимости в конкретных условиях ее использования.
Значение повышения качества продукции необходимо рассматривать как на макро-, так и на микроуровне, т.е. на уровне предприятия.
Повышение качества продукции (услуг, работ) на макроуровне дает возможность:
• повысить эффективность общественного производства;
• осуществить на практике ускорение НТП;
• повысить благосостояние народа, так как с улучшением качества продукции увеличивается реальная заработная плата;
• повысить престиж государства.
Достижение высокого и стабильного качества продукции на предприятии позволяет:
• увеличить объем реализации, а следовательно, и прибыли;
• обеспечить конкурентоспособность продукции;
• повысить имидж предприятия;
• снизить риск банкротства и обеспечить устойчивое финансовое положение предприятия.
Качество продукции на предприятии зависит от многих факторов: технического уровня производства; стандартизации и сертификации продукции; уровня квалификации кадров; совершенства организации производства и труда и др. Из этого следует, что для решения проблемы повышения качества продукции на предприятии требуется комплексный подход, т.е. учитывающий все факторы, влияющие на качество продукции на всех стадиях ее «жизненного цикла». Такой подход обеспечивают комплексные системы управления качеством продукции на предприятии, поэтому их разработка, внедрение и функционирование являются основой для выпуска высококачественной продукции на предприятии.
Контрольные вопросы
1. Какова сущность качества продукции как экономической категории?
2. Какое экономическое и социальное значение имеет повышение качества продукции на макро- и микроуровне?
3. Какие показатели характеризуют качество выпускаемой продукции?
4. Каковы методы определения конкурентоспособности продукции и их сущность?
5. Каковы факторы, влияющие на качество продукции, и механизм их влияния?
6. Какая связь между качеством продукции и стандартизацией?
7. Каковы сущность и значение систем управления качеством продукции на предприятии?
8. Какая связь качества продукции с эффективностью производства? Каков механизм влияния качества продукции на эффективность производства?
9. Какие возможны пути повышения качества продукции на вашем предприятии?
10. Какие необходимы условия и предпосылки для решения проблемы повышения качества продукции на предприятии?
- 0605010205—028
- 010(01) — 2000
- Введение
- Глава 1 предприятие в условиях рынка
- 1.1. Сущность, роль и особенности условий работы предприятий до и после перехода на рыночные отношения с макроэкономических позиций
- 1.2. Основные функции и цели предприятия в условиях рынка
- 1.3. Факторы, влияющие на эффективное функционирование предприятия в условиях рынка
- Глава 2 механизм государственного воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны
- 2.1. Необходимость государственного регулирования экономики страны
- 2.2. Условия и предпосылки государственного вмешательства
- 2.3. Механизм государственного воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны
- Глава 3 роль промышленности в развитии экономики страны
- 3.1. Промышленность рф и ее ведущая роль в развитии экономики страны
- 3.2. Сущность отрасли и отраслевой структуры промышленности
- 3.3. Юридические лица промышленности и их классификация
- 3.4. Организационно-правовые формы хозяйствования юридических лиц, их сущность и особенности
- Глава 4 концентрация производства на предприятии
- 4.1. Сущность, формы и показатели уровня концентрации
- 4.2. Экономические аспекты концентрации производства
- 4.3. Роль малого бизнеса в экономике страны
- 4.4. Концентрация и монополизация в экономике, их взаимосвязь
- 4.5. Концентрация и диверсификация производства
- Глава 5 специализация, кооперирование и комбинирование производства
- 5.1. Сущность, формы и показатели уровня специализации и кооперирования производства
- 5.2 Экономическая эффективность специализации и кооперирования производства
- 5.3. Сущность, формы и показатели уровня комбинирования производства
- 5.4. Экономические аспекты комбинирования промышленного производства
- Глава 6 научно-технический прогресс
- 6.1. Сущность научно-технического прогресса и научно-технической революции. Особенности современной научно-технической революции
- 6.2. Основные направления нтп
- 6.3. Приоритетные направления нтп на современном этапе
- 6.4. Экономическая и социальная эффективность нтп
- 6.5. Прогнозирование и планирование нтп на предприятии
- Глава 7 качество промышленной продукции
- 7.1. Сущность и значение повышения качества продукции
- 7.2. Система показателей качества продукции
- 7.3. Конкурентоспособность продукции, ее сущность и методы определения
- 7.4. Факторы, влияющие на качество продукции
- 7.5. Система управления качеством продукции на предприятии
- 7.6. Экономическая эффективность повышения качества продукции, методика ее расчета
- Глава 8 инвестиции
- 8.1. Сущность, классификация, структура и значение капитальных вложений
- 8.2. Финансирование капитальных вложений
- 8.3. Планирование инвестиций на предприятии
- 8.4. Методы экономического обоснования капитальных вложений
- 8.5. Проектирование капитального строительства
- 8.6. Некоторые направления и пути повышения эффективности капитальных вложений и капитального строительства
- Глава 9 основные средства предприятий
- 9.1. Сущность и значение основных средств (фондов), их состав и структура
- 9.2. Виды стоимостных оценок основных средств
- 9.3. Физический и моральный износ основных средств
- 9.4. Воспроизводство основных фондов
- 9.5. Показатели использования основных фондов
- 9.6. Амортизационные отчисления и их использование на предприятии
- 9.7. Производственная мощность предприятия (цеха, участка), методика расчета
- 9.8. Ремонт и модернизация основных фондов
- 9.9. Пути улучшения использования основных средств на предприятии
- Глава 10 сырьевые и топливно-энергетические ресурсы
- 10.1. Роль сырьевых и топливно-энергетических ресурсов в экономике страны
- 10.2. Основные понятия. Классификация сырья, материалов и топлива
- 10.3. Классификация запасов месторождений полезных ископаемых и их экономическая оценка
- 10.4. Топливно-энергетический баланс, его сущность, структура и пути совершенствования
- 10.5. Основные направления рационального использования сырьевых и топливно-энергетических ресурсов
- Глава 11 оборотные средства предприятия
- 11.1. Экономическая сущность, состав и структура оборотных средств
- 11.2. Показатели уровня использования оборотных фондов
- 11.3. Показатели уровня использования оборотных средств
- 11.4. Нормативная база предприятия и пути ее совершенствования
- 11.5. Нормирование оборотных средств
- 11.6. Значение и пути снижения материалоемкости продукции
- Глава 12 кадры предприятия, производительность труда и заработная плата
- 12.1. Кадры предприятия, их классификация и структура
- 12.2. Производительность труда: сущность, методика определения и планирования
- 12.3. Сущность заработной платы, принципы и методы ее исчисления и планирования
- Глава 13 себестоимость продукции и прибыль предприятия
- 13.1. Сущность и значение себестоимости продукции как экономической категории и ее виды
- 13.2. Классификация затрат на выпуск и реализацию продукции
- 2. Плановые затраты на выпуск продукции составят:
- 13.3. Структура себестоимости и факторы, ее определяющие
- Структура затрат на производство продукции по промышленности за 1990,1997 гг. И ее отраслям за 1997 г.*
- 13.4. Планирование себестоимости продукции на предприятии
- 13.5. Управление издержками на предприятии с целью их минимизации
- 13.6. Прибыль предприятия
- Глава 14 роль ценообразования на предприятии
- 14.1. Сущность и функции цены как экономической категории
- 14.2. Система цен и их классификация
- 14.3. Факторы, влияющие на уровень цен
- Темны прироста цен и тарифов на продукцию естественных монополий (август 1996 г. К декабрю 1995 г., %)*
- 14.4. Ценовая политика на предприятии
- Глава 15 финансовое состояние предприятия и показатели, его характеризующие
- 15.1. Сущность и критерии финансового состояния предприятия
- 15.2. Показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия. Методика их расчета
- Глава 16 планирование на предприятии
- 16.1. Принципы и методы планирования на предприятии
- 16.2. Основные разделы плана экономического и социального развития предприятия и их содержание
- Раздел I содержит такие показатели:
- Раздел II содержит показатели:
- Оглавление
- Глава 10 сырьевые и топливно-энергетические ресурсы 102