logo
yekonomika_predpriyatiya / Экономика предприятия

4.5. Концентрация и диверсификация производства

Диверсификация производства — одна из самых сложных форм развития концентрации. Она означает одновременное раз­витие не связанных друг с другом видов производств, расшире­ние номенклатуры и ассортимента производимой продукции в рамках одной компании, концерна, предприятия, фирмы.

Диверсификациявыражает процесс расширения активности предприятия, которое использует собственные накопления не только для поддержания и развития основного бизнеса, но и направления их на освоение новых видов продукции, создание новых производств и оказание всевозможных услуг.

В результате диверсификации производства предприятия превращаются в сложные многоцелевые комплексы, включа­ющие производства, зачастую выпускающие продукцию и ока­зывающие услуги совершенно разного назначения и характера. Например, Лебединский ГОК (КМА) на основе диверсификации производства стал кроме железнорудного сырья производить щебень, колбасные и хлебобулочные изделия, чипсы, пиво и другую продукцию, не свойственную для данного предприятия. Диверсифицированным считается предприятие, когда более 30% общего объема продаж приходится на товары и услуги, не связанные с основной деятельностью предприятия.

В условиях перехода нашей страны на рыночные отношения актуальность диверсификации производства на предприятиях резко возрастает. Это связано со стремлением хозяйствующих субъектов, в первую очередь промышленных предприятий, обезопасить себя от банкротства и получить максимальную прибыль.

Диверсификация производства способствует:

• большей выживаемости любого хозяйственного субъекта в условиях рынка;

• более полному использованию ресурсов предприятия;

• наиболее полному насыщению рынка необходимыми то­варами и услугами;

• проведению антимонопольной политики.

В России в связи с переходом на рыночные отношения многие промышленные предприятия оказались в сложном эко­номическом положении только из-за того, что своевременно не осуществили диверсификацию производства. Но из этого не следует делать вывод, что диверсификация является панацеей от всех бед.

Непродуманная и экономически не обоснованная диверсифи­кация может еще в большей мере усугубить финансовое положе­ние любого промышленного предприятия.

Диверсификация производства зависит от многих факторов, прежде всего от типа производства. Для наших условий дивер­сификация производства наиболее эффективна, если она осуще­ствляется на основе комбинирования производства.

Выводы

Концентрация, специализация, кооперирование и комбини­рование производства являются прогрессивными формами об­щественной организации производства, и об этом никогда не следует забывать, так как их использование и развитие на практике всегда приносили выгоду для общества в целом и предприятия в частности.

Развитие концентрации производства в рамках предприятия имеет как положительные, так и отрицательные стороны. По­этому этот процесс на предприятии должен управляться с це­лью минимизации издержек на производство и реализацию продукции.

В современных условиях для многих предприятий наиболее прогрессивной является развитие концентрации на основе ком­бинирования и диверсификации производства.

Развитие концентрации тесно связано с монополизацией производства, поэтому государство должно проводить дейст­венную политику с целью недопущения появления предприятий-монополистов.

Контрольные вопросы

1. Каковы сущность концентрации производства, ее преиму­щества и недостатки?

2. Каковы формы и показатели уровня концентрации произ­водства?

3. Какие существуют в отечественной и зарубежной науке и практике методы определения оптимального или минимального размера предприятия?

4. Каковы основные критерии отнесения предприятия к кате­гории «малое»?

5. Какова роль малого бизнеса в экономике страны?

6. Какова система государственной поддержки развития ма­лого бизнеса в России?