4.5. Концентрация и диверсификация производства
Диверсификация производства — одна из самых сложных форм развития концентрации. Она означает одновременное развитие не связанных друг с другом видов производств, расширение номенклатуры и ассортимента производимой продукции в рамках одной компании, концерна, предприятия, фирмы.
Диверсификациявыражает процесс расширения активности предприятия, которое использует собственные накопления не только для поддержания и развития основного бизнеса, но и направления их на освоение новых видов продукции, создание новых производств и оказание всевозможных услуг.
В результате диверсификации производства предприятия превращаются в сложные многоцелевые комплексы, включающие производства, зачастую выпускающие продукцию и оказывающие услуги совершенно разного назначения и характера. Например, Лебединский ГОК (КМА) на основе диверсификации производства стал кроме железнорудного сырья производить щебень, колбасные и хлебобулочные изделия, чипсы, пиво и другую продукцию, не свойственную для данного предприятия. Диверсифицированным считается предприятие, когда более 30% общего объема продаж приходится на товары и услуги, не связанные с основной деятельностью предприятия.
В условиях перехода нашей страны на рыночные отношения актуальность диверсификации производства на предприятиях резко возрастает. Это связано со стремлением хозяйствующих субъектов, в первую очередь промышленных предприятий, обезопасить себя от банкротства и получить максимальную прибыль.
Диверсификация производства способствует:
• большей выживаемости любого хозяйственного субъекта в условиях рынка;
• более полному использованию ресурсов предприятия;
• наиболее полному насыщению рынка необходимыми товарами и услугами;
• проведению антимонопольной политики.
В России в связи с переходом на рыночные отношения многие промышленные предприятия оказались в сложном экономическом положении только из-за того, что своевременно не осуществили диверсификацию производства. Но из этого не следует делать вывод, что диверсификация является панацеей от всех бед.
Непродуманная и экономически не обоснованная диверсификация может еще в большей мере усугубить финансовое положение любого промышленного предприятия.
Диверсификация производства зависит от многих факторов, прежде всего от типа производства. Для наших условий диверсификация производства наиболее эффективна, если она осуществляется на основе комбинирования производства.
Выводы
Концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование производства являются прогрессивными формами общественной организации производства, и об этом никогда не следует забывать, так как их использование и развитие на практике всегда приносили выгоду для общества в целом и предприятия в частности.
Развитие концентрации производства в рамках предприятия имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Поэтому этот процесс на предприятии должен управляться с целью минимизации издержек на производство и реализацию продукции.
В современных условиях для многих предприятий наиболее прогрессивной является развитие концентрации на основе комбинирования и диверсификации производства.
Развитие концентрации тесно связано с монополизацией производства, поэтому государство должно проводить действенную политику с целью недопущения появления предприятий-монополистов.
Контрольные вопросы
1. Каковы сущность концентрации производства, ее преимущества и недостатки?
2. Каковы формы и показатели уровня концентрации производства?
3. Какие существуют в отечественной и зарубежной науке и практике методы определения оптимального или минимального размера предприятия?
4. Каковы основные критерии отнесения предприятия к категории «малое»?
5. Какова роль малого бизнеса в экономике страны?
6. Какова система государственной поддержки развития малого бизнеса в России?
- 0605010205—028
- 010(01) — 2000
- Введение
- Глава 1 предприятие в условиях рынка
- 1.1. Сущность, роль и особенности условий работы предприятий до и после перехода на рыночные отношения с макроэкономических позиций
- 1.2. Основные функции и цели предприятия в условиях рынка
- 1.3. Факторы, влияющие на эффективное функционирование предприятия в условиях рынка
- Глава 2 механизм государственного воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны
- 2.1. Необходимость государственного регулирования экономики страны
- 2.2. Условия и предпосылки государственного вмешательства
- 2.3. Механизм государственного воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны
- Глава 3 роль промышленности в развитии экономики страны
- 3.1. Промышленность рф и ее ведущая роль в развитии экономики страны
- 3.2. Сущность отрасли и отраслевой структуры промышленности
- 3.3. Юридические лица промышленности и их классификация
- 3.4. Организационно-правовые формы хозяйствования юридических лиц, их сущность и особенности
- Глава 4 концентрация производства на предприятии
- 4.1. Сущность, формы и показатели уровня концентрации
- 4.2. Экономические аспекты концентрации производства
- 4.3. Роль малого бизнеса в экономике страны
- 4.4. Концентрация и монополизация в экономике, их взаимосвязь
- 4.5. Концентрация и диверсификация производства
- Глава 5 специализация, кооперирование и комбинирование производства
- 5.1. Сущность, формы и показатели уровня специализации и кооперирования производства
- 5.2 Экономическая эффективность специализации и кооперирования производства
- 5.3. Сущность, формы и показатели уровня комбинирования производства
- 5.4. Экономические аспекты комбинирования промышленного производства
- Глава 6 научно-технический прогресс
- 6.1. Сущность научно-технического прогресса и научно-технической революции. Особенности современной научно-технической революции
- 6.2. Основные направления нтп
- 6.3. Приоритетные направления нтп на современном этапе
- 6.4. Экономическая и социальная эффективность нтп
- 6.5. Прогнозирование и планирование нтп на предприятии
- Глава 7 качество промышленной продукции
- 7.1. Сущность и значение повышения качества продукции
- 7.2. Система показателей качества продукции
- 7.3. Конкурентоспособность продукции, ее сущность и методы определения
- 7.4. Факторы, влияющие на качество продукции
- 7.5. Система управления качеством продукции на предприятии
- 7.6. Экономическая эффективность повышения качества продукции, методика ее расчета
- Глава 8 инвестиции
- 8.1. Сущность, классификация, структура и значение капитальных вложений
- 8.2. Финансирование капитальных вложений
- 8.3. Планирование инвестиций на предприятии
- 8.4. Методы экономического обоснования капитальных вложений
- 8.5. Проектирование капитального строительства
- 8.6. Некоторые направления и пути повышения эффективности капитальных вложений и капитального строительства
- Глава 9 основные средства предприятий
- 9.1. Сущность и значение основных средств (фондов), их состав и структура
- 9.2. Виды стоимостных оценок основных средств
- 9.3. Физический и моральный износ основных средств
- 9.4. Воспроизводство основных фондов
- 9.5. Показатели использования основных фондов
- 9.6. Амортизационные отчисления и их использование на предприятии
- 9.7. Производственная мощность предприятия (цеха, участка), методика расчета
- 9.8. Ремонт и модернизация основных фондов
- 9.9. Пути улучшения использования основных средств на предприятии
- Глава 10 сырьевые и топливно-энергетические ресурсы
- 10.1. Роль сырьевых и топливно-энергетических ресурсов в экономике страны
- 10.2. Основные понятия. Классификация сырья, материалов и топлива
- 10.3. Классификация запасов месторождений полезных ископаемых и их экономическая оценка
- 10.4. Топливно-энергетический баланс, его сущность, структура и пути совершенствования
- 10.5. Основные направления рационального использования сырьевых и топливно-энергетических ресурсов
- Глава 11 оборотные средства предприятия
- 11.1. Экономическая сущность, состав и структура оборотных средств
- 11.2. Показатели уровня использования оборотных фондов
- 11.3. Показатели уровня использования оборотных средств
- 11.4. Нормативная база предприятия и пути ее совершенствования
- 11.5. Нормирование оборотных средств
- 11.6. Значение и пути снижения материалоемкости продукции
- Глава 12 кадры предприятия, производительность труда и заработная плата
- 12.1. Кадры предприятия, их классификация и структура
- 12.2. Производительность труда: сущность, методика определения и планирования
- 12.3. Сущность заработной платы, принципы и методы ее исчисления и планирования
- Глава 13 себестоимость продукции и прибыль предприятия
- 13.1. Сущность и значение себестоимости продукции как экономической категории и ее виды
- 13.2. Классификация затрат на выпуск и реализацию продукции
- 2. Плановые затраты на выпуск продукции составят:
- 13.3. Структура себестоимости и факторы, ее определяющие
- Структура затрат на производство продукции по промышленности за 1990,1997 гг. И ее отраслям за 1997 г.*
- 13.4. Планирование себестоимости продукции на предприятии
- 13.5. Управление издержками на предприятии с целью их минимизации
- 13.6. Прибыль предприятия
- Глава 14 роль ценообразования на предприятии
- 14.1. Сущность и функции цены как экономической категории
- 14.2. Система цен и их классификация
- 14.3. Факторы, влияющие на уровень цен
- Темны прироста цен и тарифов на продукцию естественных монополий (август 1996 г. К декабрю 1995 г., %)*
- 14.4. Ценовая политика на предприятии
- Глава 15 финансовое состояние предприятия и показатели, его характеризующие
- 15.1. Сущность и критерии финансового состояния предприятия
- 15.2. Показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия. Методика их расчета
- Глава 16 планирование на предприятии
- 16.1. Принципы и методы планирования на предприятии
- 16.2. Основные разделы плана экономического и социального развития предприятия и их содержание
- Раздел I содержит такие показатели:
- Раздел II содержит показатели:
- Оглавление
- Глава 10 сырьевые и топливно-энергетические ресурсы 102